Макбет. 9 августа 2011

Aug 11, 2011 10:32


В этом сезоне Макбет, как когда то Травиата, это самая ожидаемая, разрекламированная опера сезона. Совместное творчество режиссера Питера Штейна и дирижера Рикардо Мути. Более того, последняя опера, которой Мути дирижирует в Зальцбурге (согласно заявлению его пресс службы). Событие, вызвавшее такой интерес, что билеты были полностью распроданы еще до открытия официальных продаж.

Частично потому что ожидания были настолько высоки реальность была настолько разочаровывающей. Опера поставлена в полной версии, включая абсолютно идиотский детский балет в последнем акте (честно говоря, можно подумать, что это мини-шоу сделано специально для детей каких то больших спонсоров, иначе наличие этого номера трудно объяснить), четыре с половиной часа бессмысленного действа в стиле пятидесятых годов. Ощущение, что все последние сорок- пятьдесят лет развития оперной драматургии прошли совершенно мимо Штейна. Постановка достойная уездного театрика, а не лидирующего фестиваля в мире!

Питер Штейн определил свою концепцию Макбет так: я не люблю интерпретации, я базируюсь только на фактах. Что же мы имеем в качестве фактов? Опера идет в Felsenreitschule - зале, встроенном в утес ( я писала о нем в прошлом году в связи с Ромео и Джульеттой), и сам утес с выбитой в нем галереей арок служит частью декорации. Помимо этого есть выходящая из пола черная стена с дверью и длинный стол в сцене пира. Опера, точго следующая пьесе Шекспира, открывается сценой в лесу и ворожбой ведьм. Ведьмы Штейна супер реалистичны - три отвратительные старухи, с длинными патлами волос, одетые в "голые" костюмы, с отвисшими плоскими сиськами, обвисшими животами и привязанными кусочками меха на - сами понимаете- каких местах. Вокруг них бегает хор в камуфляжных костюмах и привязанных ветках, олицетворяющий лес. К ним выходят Макбет и Банко в доспехах, и - мы получаем первое впечатление о режиссуре этой "исторической постановки". Ощущение, что инструкции певцам и в начале и на протяжении всего спектакля были ограничены следующим: вышел на середину сцены, вытянул правую руку, спел арию, ушел со сцены. Или так: один вышел на точку x, другой вышел на точку y , подняли руки в направлении друг друга, спели дуэт, ушли со сцены. В постановке Штейна есть все, что уже не просто приелось, а давно забылось: бой на бутафорских мечах, залитые красной краской трупы, окровавлненные младенцы, заламливание рук, постоянные жесты а-ля памятник Ленину на центральной площади, пустые бутафорские бокалы, ... Чего в ней нет, так это - идеи, воображения, фантазии и режуссуры.

Где был Штейн все эти годы, когда оперный мир давно похоронил подобные традиции, я не знаю. С тех пор оперные спектакли стали провоцирующими, шокирующими, отвратительными, феноменальными, с использованием современных компьютерных технологий, минималистическими, осовремененными, какими угодно, но не таким отсталым, умопомрачительно скучным и банальным театром прошлого. Имхо, это не постановка, а позорище какое-то!

Все было бы не так страшно, если можно было бы просто закрыть глаза и слушать музыку. Макбет, без сомнения, не музыкальный шедевр, как и другие ранние оперы Верди она наполнена веселенькими ум па па, ум па па па, не имеющими никакого отношения к трагизму происходящего на сцене, и тем не менее в ней достаточно трагичных и серьезных моментов, чтобы взять слушателя "за жабры". Увы, в исполненении Венского Филармонического под управлением Мути не было ни трагизма, ни крови, ни драмы, ни напряжения. Можно было подумать, что на сцене идет не самая кровавая и трагичная драма Шекспира, а веселенькая опера в духе Донизетти. Этакая красивая и расслабленная "прогулка по парку". Трудно вообразить больший контраст между тем, что я слышала в Чикаго (концертная версия Отелло) с Мути и Чикагским Симфоническим и тем, что было позавчера!

В вокальном плане, открытий и потрясений не было, но было очень достойное исполнение, практически во всех партиях, единственное highlight всей оперы. В титульной партии был замечательный басс-баритон Zeljko Lucic, передавший образ трагичного, разрываемого противоречиями, страдающего Макбета. Леди Макбет - российское сопрано Татьяна Сержан, для которой этой партия станет возможно началом международной карьеры, как в свое время Травиата для Нетребко. Красивый голос, с прекрасным диапазоном, очень артистичная манера исполненения ( как и случае с Лючичем, скорее вопреки режиссеру, чем благодаря ему). Имхо, певица, за которой стоит "следить". Еще один русский, точнее украинский, певец русской школы - баритон Дмитрий Белосельский в партии Банко. Очень красивый, сильный голос, особенно в нижнем и среднем регистре. Помимо этого можно отметить тенора Джузеппе Филаноти в партии Макдуфа (кстати выглядит он подозрительно похоже на самого Мути!)

Собственно о Макбете все. Stay tuned for Vec Macropolus!

Posted via LiveJournal.app.

Австрия, via ljapp, опера, вся в разъездах, Зальцбургский фестиваль

Previous post Next post
Up