Mar 28, 2016 23:43
Заранее предупреждаю, что текст не для слабонервных и беременных и может содержать нецензурную лексику, так что выше упомянутым категориям читателей лучше не продолжать чтение данного поста, в интернете уж найдутся тексты с более высоким слогом и степенью толерантности.
Итак, зачем нужен дирижер? Кто-то считает (зачастую, певцы), чтобы 60 человек смогли организованно вступить - по взмаху палочки - и кончить, синхронно, естесственно. Ибо когда некоторые играют с запаздыванием на сотую долю секунды, зритель это слышит. Дирижер так же указывает, когда певцу надо начать петь, а балерине крутить стопиццот фуэте, ибо на сцене музыку от оркестра не особо и слышно. Дирижер указывает солистам темп и когда им замолкнуть. Дирижер - это бог, а артисты - мясо. Мясо в руках дирижера и режиссера. Только в отличие от дирижера, режиссер уже ничего не может сделать со спектаклем, который уже идет вот прямо сейчас на сцене, а дирижер может. Дирижеры в основном делятся на три разновидности: те, что могут правильно прочесть партитуру, отрепетировать все с оркестром и солистами, заставить всех правильно сыграть и спеть, и такие дирижеры уже редкость. Есть категория дирижеров, которые не могут ничего из выше перечисленного, и вот именно они там просто для того, чтоб все вступили и все замолчали более или менее одновременно, но при этом все равно даже с этим не справляются. У них разваливаются дуэты даже тогда, когда люди смотрят друг другу в глаза, держась за руки - и таких дирижеров большинство. И есть третья категория дирижеров, которые попросту гении. Я, конечно, сейчас им сильно польстила, но по сравнению с криворуким большинством, они те самые боги. Это люди, которые не только могут партитуру прочесть и заставить оркестр сыграть, певцов вовремя заставить петь и или замолкнуть, а балерин крутить фуэте, они еще могут партитуру прочесть так, как никто другой, внести свои изменения для усиления эмоциональных накалов, они могут быть не согласны с композитором и выбрать другой путь исполнения произведения, но от жопорукого большинства их самоуверенность отличается тем, что изменения произведения не делают хуже, а интереснее и даже лучше. И вот таких мало. Таких дирижеров, которые могут просто музыку подать так, что волосы на спине встают от красоты звучания - я таких пару человек всего слышала. В принципе, я готова даже слетать на другой конец света послушать просто хорошего дирижера, который не зафакапит произведение, а уж ради дирижера уровня бог так грех не слетать куда угодно.
Большинство дирижеров забивает на медные духовые, потому что сольных медных духовых в симфониях, операх и балетах значительно меньше, чем деревянных духовых или струнных. Ну сидят там товарищи, что за три часа раз пять по 10 секунд сыграют, а в остальное время сидят в обнимку с инструментом и все. Практически все оркестры, которые я слышала, лажают в медных духовых в плане синхронности. Чтобы МД играли вместе, особенно где там три тубы, к примеру, дирижеру надо отдельно с ними репетировать, а этого не делает практически никто.
Вот с джазовыми оркестрами эта проблема встречается редко, а с симфоническими сплошь и рядом.
Есть, конечно, "таланты", у которых разваливаются не только медные духовые, но и деревянные, и даже струнные, и такие встречаются даже в Большом театре и даже на Исторической сцене. А уж среди всяких штатных дирижеров и подавно. Чтобы оркестр хорошо играл с конкретным дирижером, последнему надо либо иметь стальные яйца, либо быть работодателем оркестрантов. Именно с principal cundoctor оркестр будет слажен потому, что вылететь с работы недолго, играя хреново. Приглашенный дирижер со стальными яйцами тоже избавится от плохого музыканта и даже от хорошего, если он не командный игрок и дурно влияет на исполнение произведения. Если же приглашенной (или штатный) дирижер не снискал уважения оркестрантов и/или портит, по их мнению, произведение или просто мудак, хорошего исполнения даже гениального музыкального произведения, где умница-композитор расписал для особо одаренных все вдоль и поперек, не дождешься. Оркестр будет уважать дирижера, который найдет к ним подход, который объяснит им, что, как и почему нужно играть, и почему именно так, а не иначе. Иногда, конечно, приглашенной дирижер уже сразу имеет влияние и авторитет у оркестра, с которым он ни разу не переспал - это когда дирижер уже давно имеет имя в мире, и перед ним пиетет априори. Но я бывала на концертах с мировыми дирижерами, где оркестр начал за здравие, а потом в процессе исполнения симфонии сдувался, огонь в глазах музыкантов тух - и тут была напрямую вина маститого дирижера, который хоть и был хорош, но вдохновение оркестра умудрился потерять. Уж как не знаю, дирижер к зрителям спиной стоит...
Переслушав достаточное количество оркестров, дирижеров и певцов, у меня уже составился список тех, на кого пойду точно, на кого точно не пойду, на кого пойду при условия наличия определенных исполнителей (и уйду в середине и вернусь к определенному куску), потому что тупо жалко уши и потраченное время. Я слышала откровенно плохие оркестры с крутыми дирижерами, которые хоть и не добивались идеального звучания, но как минимум синхронности и передачи красоты музыки, хоть и громковато. Слышала прекрасные европейские оркестры, которые привычные симфонии играли так красиво, что слезы от переполнения эмоциями вызывали. Слышала дирижеров, у которых вроде в послужном списке стопиццот театров, а настолько они жопоруки, что ходить на них не хочу. И незадача состоит в том, что не хочу, а приходится - ради определенных исполнителей. Жаль, что в Большом театре настолько глухие люди сидят, которые даже после прослушивания очередного жопорукого исполнения гениального произведения продолжают приглашать заграничных дирижеров, когда у них в штате за бесплатно таких вагон и маленькая тележка.
опера