Книгу я прочитала уже после одноименного шведского фильма.
Если говорить о том, какая последовательность оптимальна - так или наоборот, фильм после книги, то без разницы. При экранизации к персонажам и диалогам Бакмана подошли очень бережно, читая, я узнавала целые сцены. И тем не менее, от книги было не оторваться, хотя чисто сюжетно она меня уже не удивила. В фильм почти все вошло, но сам Уве мне настолько полюбился, что, читая, я была рада любому дополнительному штриху к портрету этого супергероя пенсионного возраста.
Супергероем в книге называет любимого Уве его жена Соня. Так и есть. Супергероем Уве делает то, что он живет для людей. Не для вещей или балабольства, как многие «айтишники» и прочие трутни, от вида которых Уве только фыркает.
Трудно сказать, сколько таких уве нас окружает, потому что сейчас мы так живем, что не знаем соседей в лицо. А в этой книге изображено то, о чем мы чаще слышим в контексте какой-нибудь предвыборной политоты, - это я про «общину». Там, где я живу, я говорю сразу - общины нет. Люди собираются разве что пару раз в год на субботник, и то 0,1% жителей. У Фредрика Бакмана Уве стал сердцем их маленького загородного сообщества, и символично, конечно, что врачи диагностировали Уве порок сердца - слишком большое. Действительно, в равнодушную эпоху для обладателя такого сердца помогать ближним - это значит, добровольно искать себе проблемы и приключения, но Уве сознательно на это идет. Усложняет свою жизнь ради других. Откладывает свою смерть ради других. Немалая доля юмора в книге и в фильме пришлась на ситуации, в которых соседи отрывают Уве от попыток самоубийства, заваливаясь к нему с просьбами о помощи.
Что меня больше всего удивило в книге, так это не широта души Уве, а то, что его соседи вообще нимало не стеснялись лезть к нему со своими проблемами. Чтобы Уве реализовался, как всеобщая палочка-выручалочка, окружающие еще должны были решиться его потревожить. Все-таки не каждый, завидев внешне неприступного, строгого пожилого дядьку станет настойчиво требовать от дядьки внимания и содействия. После книги я задумалась, что действительно мы живем не в вакууме, и каждый сможет проявить свои лучшие качества, если кто-то попросит о помощи. Но для этого нужно не постесняться и попросить. Тут я вспомнила упражнение, которое иногда предлагают психологи для тех, у кого проблемы с общением: надо на улице заговаривать с незнакомцами, ну хотя бы, чтобы спросить «Как пройти в библиотеку?». Даже если все, кто идут мимо, воткнули в уши наушники и уткнулись в телефоны. Ничего страшного, если им надо будет на минутку вынурнуть в эту реальность и помочь прохожему. Вот так и Уве пришлось отвлечься от своего горя, в котором он беспросветно барахтался после смерти жены, и начать обращать внимание на мир вокруг. И нашлось, ради чего жить дальше.
P.S. Мне кажется, в характерных чертах Уве Фредрик Бакман высмеивает то, что традиционно приписывают скандинавам, - сдержанность, угрюмость, немногословность. И в то же время, автор восхищается Уве как раз за то, что тот видит в людях главное и верит, что за нас говорят поступки, а не слова. Закончить свою рецензию мне хотелось бы норвежской сказкой про молчаливых троллей. Уве - вылитый третий тролль.
МОЛЧАЛИВЫЕ ТРОЛЛИ
Жили-были
Трое троллей
На вершинах
Дальних
Гор.
Жили тролли,
Не скучали,
Хоть молчали
С давних
Пор.
Как-то раз,
Никто не знает,
От каких таких
Причин,
В той стране
Раздался грохот.
- Что за шум? -
Спросил один.
Но затих
Ужасный грохот,
И опять настал покой.
Двести лет
Прошло в молчанье.
- Это мышь! -
Сказал другой.
А когда еще столетье
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал:
- Прощайте!
Ненавижу болтунов.