Подряд я прочитала два романа, в которых присутствовали неизлечимо больные люди, принявшие взвешенное решение оборвать свои жизни. Это «Шоколад» Джоан Харрис и «До встречи с тобой» Джоджо Мойес. Разница, конечно, в том, что у Джоджо Мойес покончить с собой запланировал один из главных героев книги, а у Джоан Харрис добровольно уйти из жизни решила пожилая дама, второстепенный персонаж. Однако же, я все равно замечаю параллели, и для меня это новый читательский опыт, и совпадение неожиданное, я не искала тематической подборки про людей, которые не видят для себя вариантов жить дальше. Надо сказать, «До встречи с тобой» не просто понравился мне больше, чем «Шоколад», но и в целом - это пока что лучшая книга из прочитанных с начала 2016г.
Я понимаю, что «До встречи» с тобой не тянет на звание литературного откровения. В современных любовных романах главные героини зачастую отождествляют себя и те события, которые происходят в их жизнях, с какими-то классическими историями любви. Например, не к обеду будет сказано, Ана из «50 оттенков серого» отождествляет себя с Тэсс Томаса Гарди (видимо, потому что ее тоже соблазнили…); сумеречная школа Белла считает себя почти что героиней Шекспира и т.п. У Джоджо Мойес аналогия между ее Лу и Элизой Дулитл. По сути, «До встречи с тобой» - современная версия одновременно и Золушки и «Моей прекрасной леди». Сюжет не является прямым заимствованием, но очень много общего: социальные различия, трудолюбие главной героини, приключения в высшем обществе и, главное, - самосовершенствование благодаря любви. Но только вот в классических любовных историях принц пышет здоровьем, а у Джоджо Мойес герой прикован к инвалидной коляске.
Если вы беретесь за «До встречи с тобой» ради поиска клише и с заранее кислой миной, то вы найдете к чему придраться. Как я уже написала, сюжет в целом не нов. Однако это одна из тех книг, которых лично для меня с годами становится все меньше, - такая, что читаешь жадно, раздражаешься, если тебя отвлекают от чтения и, по мере продвижения вперед, жалеешь, что мало страниц осталось. Читала запоем, на работе, по вечерам, когда уже глаза слипались.
Для меня во многом резонансные темы. Например, отношения главной героини с сестрой. У меня с сестрой тоже не все гладко, и мы тоже друг друга нередко раним резкими словами, и настоящей близости между нами нет. И ровно, как и Лу, я до 26 лет со своей жизнью дурью маялась. А еще я встречалась с мужчиной, у которого диагностировали рак, и я понимаю, каково это, когда распланируешь совместный отдых, а все срывается из-за резкого ухудшения самочувствия твоего партнера. И мне знакома резкость, присущая тяжело больному человеку. Перепады настроения. Попытки отстранить тех, кто хочет быть ближе, потому что тот, кто болен, постоянно мучается от осознания того, что ему уже никогда не быть прежним и никогда не дать своей половине того, что дал бы ей тот, здоровый, оставшийся воспоминанием мужчина. Раз уж я об этом заговорила, у того моего бывшего молодого человека ремиссия, и, сказать уж совсем по правде, я его на самом деле не любила, но всерьез между нами встала именно болезнь, иначе, возможно, мы бы по-прежнему пытались друг к другу лучше притереться. Просто я «участник событий», и именно с этой позиции говорю серьезно: отличная книга, очень жизненная.
Еще немного философии. Эта книга учит, во-первых, обращать внимание на по-настоящему важные вещи, а именно: все живы-здоровы - и это главное. Как бы ни банально это звучало. Во-вторых, все встречи в нашей жизни не случайны. Мы бы не стали теми, кто мы есть, не проживи мы то, что довелось. Да, опыт бывает болезненным и, с одной стороны, вспоминаешь что-то, и можно начать себя жалеть или ужасаться своим ошибкам, но, с другой стороны, именно опыт и ошибки помогают понять себя и сформулировать, чего же мы на самом деле хотим. В общем, non, je ne regrette rien. Уверена, Лу Старк - тоже.