Однажды мне довелось снимать благотворительный марафон в Толедо, участники которого были одеты в яркие и дурацкие костюмы и бежали к финишу в центре города уже далеко затемно. Снимать в обычном режиме было невозможно, потому что даже на ISO12800 снимки получались темными и, соответственно, блеклыми и безжизненными.
И тут я вспомнил одного из своих замечательных преподавателей на Журфаке МГУ - Сергея Киврина - великолепного спортивного фотографа, который после выполнения «обязательной программы» любит экспериментировать с длинными выдержками в спорте. И я начал «играть» с выдержками и скоростью проводки камеры вслед за объектами.
В результате получилась целая серия фотографий, которые я считаю вполне удавшимся результатом. В этих условиях снять что-то другое без вспышки, при свете одного фонаря уличного освещения, да еще и на темный объектив f4, было бы просто невозможно или результат был бы достоен только мусорки.
Довольно часто я задаюсь вопросом, рассматривая какие-то свои фотографии: попади они ко мне во времена работы бильд-редактором крупной газеты как фоторепортаж с происходящего в городе события, стал бы я их публиковать? Так вот, задавая себе этот вопрос в отношении этих фотографий, могу с уверенностью заявить, что часть фотографий я бы точно поставил в фоторепортаж. Здесь не важны лица или детали, здесь важна атмосфера происходящего и, конечно, текстовая часть, поясняющая идею и реализацию.
Кстати, сразу поясню всем поборникам морали и защиты общества от ЛГБТ-сообщества. Этот марафон никакого отношения к ЛГБТ не имеет, несмотря на странные костюмы некоторых участников. Здесь были и «полицейские из Полицейской Академии», и «Наполеон» собственной персоной, гномы, эльфы, клоуны, «Красные Шапочки», ангелы и демоны, мультяшные герои и другая нечисть. А кто не захотел дурачиться - просто надели стандартную форму.
Впрочем, речь о фотографии. Я выбрал самое освещенное место, в котором автофокус хоть как-то цеплялся за объекты и начал «дубасить». В результате около 20-30% кадров было отбраковано и выброшено, а еще 20-30 оставлены в архиве - это как раз те кадры с четкими лицами, надписями, но серые и безвкусные, тогда как снимки на длинных выдержках получились яркими и атмосферными.
Спорт на длинных выдержках и с проводкой я снимал не один раз во времена участия в ралли-рейдах, но тогда я ставил себе задачу снимать так, чтобы объект был резким и отчетливым, а все остальное размыто, подчеркивая скорость движения. Классический прием. Здесь же мне стало интересно «размыть» и лица, и надписи, хотя даже в этой каше лица все же есть, и они тоже делают свою работу.
В общем, считаю эксперимент удавшимся, а начинающим фотографам процитирую неоднократно упоминаемую истину:
не бойтесь экспериментировать, потому что среди сотни выброшенных кадров будет один, которым будете гордиться.