В двадцати километрах от асфальта находится удивительное место, где люди живут в условиях, которые для многих из нас покажутся полной утопией. Беда в том, что проехать эти двадцать километров на автомобиле часто попросту невозможно. Единственной артерией соединяющей континентальный «остров» с «большой землей» остается старая узкоколейка, которая существует вопреки всему.
Это чУдное или чуднОе место называется Поперечка Верхнетоемского района Архангельской области. Поселок образовался после войны и все это время его жители занимались лесозаготовкой. Собственно для этих целей и была построена ведомственная узкоколейная железная дорога, которая сегодня больше похожа на заброшенную ветку из Сталкера или портал в параллельный мир.
Лесозаготовительный пункт давно прекратил свое существование, а на сегодняшний день в поселке проживает около 100 душ. Обычных людей, но живущих необычной жизнью. Например, выбраться в цивилизацию можно только два раза в неделю, зато, внимание, на собственном поезде.
Железнодорожный состав состоит из потрепанного дизельного тепловоза ТУ7А и одного вагона, как будто уведенного отважным машинистом из-под самого носа галдящей толпы пассажиров детской железной дороги. Помните такие или я один настолько древний?
Вагон похож на тот самый «голубой» из песенки, но он немного не голубой, а сиреневый, зато раскрашен под стать паровозику из Ромашково. Внутри вагона все такое же сиреневое, а зимой его пассажиры обогреваются обычной дровяной печкой. Представили? Едешь себе, дрова подкидываешь, медведей в окно разглядываешь.
Советский человек горазд на выдумки и руки у него растут оттуда, откуда надо. Чтобы не быть зависимыми от поезда для экстренных случаев, у местных жителей есть собственные «дрезины». Дрезины сделаны из мотоциклов и даже снегоходов, а пока не востребованы, стоят в деревянных гаражах прямо около железной дороги.
Узкоколейка имеет всего две станции и обе конечные. По пути есть ответвления, но они больше не функционируют, да и сама дорога вот-вот прикажет долго жить. Она вообще существует только благодаря усилиям Бориса Скумина, который сумел договориться с местной администрацией и получить от них помощь.
Увидев эту железную дорогу мне захотелось оказаться на этой дороге зимой. Чтобы пурга, снежные завалы и мааааленький паровозик дерзко пробивается через них пыхтя дизельным перегаром. А потом в баньку и чтобы никаких интернетов...
Фото предоставлены Ильей Барсуковым (
OffRoadClub.Ru)