В Москве открылась выставка "Caravanex-Автотуризм 2015". Давайте начнем с того, что хорошо, что эта выставка вообще есть?! Возьмем, например,
выставку SEMA Show от которой кончает половина мужского и треть женского населения всей планеты, включая самые нищие слои населения Индии имеющие доступ в интернет и читающие наши репортажи. А ведь она тоже начиналась с горстки энтузиастов!
Чтобы понять, почему выставка не растет и не появляются массово новые участники, достаточно попробовать сравнить подход населения к самой тематике автопутешествий в России, в США и в Европе. В принципе, любой, кто был там сможет сравнить и найти десять отличий. Попробую объяснить свое видение.
Сама тематика путешествий на автоматических мобилях в России сейчас в младенческом состоянии. Не в зародыше, но в глухом младенчестве. Люди стали учиться путешествовать и делать это активно, но включаются слишком много факторов, не позволяющих превратить это в массовое движение.
Я очень много путешествовал по США и Европе на автомобилях. Даже больше, я начал путешествовать на автомобилях по Европе активно раньше, чем по России. Есть с чем сравнить. Есть с чего сделать выводы.
Например, автопутешественники разделяются на "дикарей" и "интеллигентов". Первые предпочитают встать подальше от цивилизации или вблизи ее, но полностью автономно. Вторые по ряду причин считают лучшим решением отели, мотели, оборудованные кемпинги и т.д. То есть, внятную инфраструктуру, где можно заплатить что-то и получить комфорт.
Берем "дикарей". Можете кидать в меня тухлыми помидорами, но в этой прослойке автотуристов сейчас 90% (предположительно от и так небольшого числа активистов), это люди не имеющие возможности или желания приобретать серьезные вещи для своих путешествий.
Поясню - человек предпочитает съездить в Декатлон, купить секундную раскрывашку, а в отдельных случаях шатер подороже и довольствоваться этим. Когда такой человек видит, что некий "Безработный московский блогер" покупает на свою крышу палатку дороже 20 тысяч, он нервно вздрагивает. Что же говорить о том, что кто-то еще выезжает на природу с импортными брендами или продукцией по цене около 100 тысяч лежащими пластиком на крышах.
Это сейчас не камень в огород армии замечательных людей, у которых просто нет возможности купить себе то, что хотелось бы. Они может быть и купили бы Коламбус или АВС-Дизайн на крышу, но объективность реальности вносит коррективы. Я вот очень долго шел к тому, чтобы на моей крыше оказалась пластиковая палатка от АВС-Дизайн и это уже осознанный выбор того, какими я вижу свои путешествия в будущем.
Будем реалистами, возьмем производителей и продавцов кемпингового снаряжения - они открыли магазин, производство и мечтали наводнить мир своей продукцией. В ответ получают то, что покупатели причмокивают языком и проходят мимо.
"Сколько-сколько это стоит?"
Сейчас мы говорим даже не о топ-брендах, а о рядовой продукции. Те же походные плитки есть дорогие и качественные, которые работают по много лет, пока ты их не спалишь (кто сжег чемодан от плитки, тот мы). При этом покупатель не пытается задуматься, чтобы купить что-то надолго, а предпочитает чаще купить нонэйм или нонэйм-бренд и менять его как только тот заглючит в самый неожиданный момент.
Да и Бог с ними, но в этот момент мы теряем рынок. Покупатели сами голосуют за дешевую продукцию, которая не дает рынку развиваться. Я сейчас не говорю про недорогую, а говорю именно про дешевую, которую предпочитает большинство простых людей выезжающих на природу. Им попросту больше не надо ничего. Все и так устраивает.
Дальше включается информационная неосведомленность в которой виноваты медийные люди, рассказывающие о красотах тех мест, где они побывали, но часто умалчивающих о способах и средствах достижения. Обычно включается режим информационной блокады основанной на финансовой стороне: мне дали это на тест - я написал, а вот это я купил за свои деньги и ничем производителю не обязан.
В принципе, это правильно. К сожалению в России тема взаимодействия производитель-PR-медиа-потребитель сейчас именно в зародыше и чаще выбор основывается на ТОПе блогера или читателях издания, чем на целевой направленности аудитории и ее доверия тому или иному конкретному человеку или изданию.
Например, когда-то давно мне нужна была помощь от Garmin. Я обращался к ним несколько раз и всегда получал отказ. Мол бренд и так раскручен, зачем нам участвовать еще в том-то и том-то. Потом я все купил себе сам, но мне было не в лом описать, что и для чего мне надо было. Потом в какой-то момент Garmin вдруг сам обращается ко мне. Что-то сдвинулось.
Сам уже запутался, о чем пишу. Продолжать стоит и об инфраструктуре для автопутешествий. Кто ездил по Штатам, тот в России плачет. Там я могу найти дешевый мотель просто подъехав к нему на дороге, при этом это будет комфортный, чистый и удобный номер и место для парковки автомобиля.
Берем Россию - качественный мотель на трассе, это 2500 за номер. По старому курсу это больше 70 долларов, а по нынешнему 50. За 70 долларов я живу в шикарных номерах сети Best Western, до которых нашим мотелям и гостиницам еще пилить гусиным шагом. Я уже молчу про места, где гостиниц нет.
Например, любимый перевалочный пункт Каргополь. Особенно зимой. Вокруг ни мотелей, ни гостиниц, кроме Каргополочки и Каргополя. В одном подешевле, но вечно мест нет, во втором откровенно заявляют: номера есть только люкс, другие убирать некому. Берите люкс за 100 баксов (по старому) или ночуйте в своих повозках. При этом гостиница почти пустая!!! Сервис, блеать.
Ну и наконец форм-фактор путешествий, который еще не проникся в массы. Я вот уже публикую фотографии с жилыми и туристическими прицепами, а сейчас 99% читателей даже не поймут, зачем эта хрень вообще нужна. Прежде всего потому, что не имеют достаточной информации, как можно путешествовать с прицепом, какие есть тонкости, какие хитрости, насколько удобно. При том, что ТАМ с прицепами сейчас просто бум...
У меня было пару выездов с прицепами,
об одном описательно описал, но это лайт вариант. Более серьезный пост будет чуть-чуть попозже, который я надеюсь превратить в некоторую серию публикаций посвященных прицепам в принципе. Естественно, что это не панацея и разум не отменяется, а соответственно проработка маршрута и включение головы на маршруте приветствуется и необходимо.
Итак, о чем я и какие можно сделать выводы? В России культура автомобильных путешествий пока в младенческом состоянии. Это означает, что культура должна воспитываться и поставляться в массы медийными путешественниками, тематической прессой, с участием производителей, продавцов, пиар служб. Но это не быстрый процесс.
Ну и коммерсанты всех сопутствующих сервисов должны включить голову, что сегодня они пытаются сожрать помидор целиком не думая о завтрашнем дне, а могли бы участвовать в процессах, развиваться и в будущем получить ящик томатов на всю свою семью. Образно конечно, но сути не меняет. К сожалению в России пока все через то место, откуда тот самый помидор выводится, поэтому еще несколько лет мы будем жаловаться, что кемпинг, караванинг не развивается, а вот в Европе...