Sep 04, 2013 13:53
- Я слушал вас прошлого. Я слушаю вас настоящего. Тот Евмений был ближе к Иисусу.
- Христос явил Собою Человека, полностью единого с Богом-Жизнью-Реальностью, которого Он, в контексте своего времени и культуры, называл Отцом. Также Он называл Себя "Дверью". Задача духовного Пути - войти в Дверь, а не оставаться в дверном проеме. Когда Жизнь открывается во всей полноте и принимается во всей своей необъятности, нет больше смысла "стоять у Двери" или "оставаться верным Двери". Вся Божественная Необъятность, весь Океан Жизни говорит с тобой, пульсирует тобой... Растворяется тонкая перегородка между внутренним и внешним, "Я и Отец - одно" становится не словами, а опытом.
Слова исторического Иисуса - лишь указатели на Предельную Реальность - Отца. Когда автомобилист проезжает указатель на дороге, ему нет необходимости "помнить и повторять" его, главная задача достигнута - он оказался еще ближе к цели.
Трагизм христианина, остановившегося в своем росте - чрезмерная привязанность к указателям, слишком уж они красивые, и это правда.
Великий мистик, ап.Павел, передал это состояние словами: "Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем." (2Кор.5:16)
- Трагизм, на мой взгляд, в том, что человек однажды что-то переживший и переживающий, начинает чувстовать себя "богатым и ни в чем не имеющим нужды, в то время как он нищ, слеп и наг". Очень легко остаться со своими мистическими переживаниями, но "без Христа." Я это пережил сам.
- Если Вы обо мне, то у меня нет "мистических переживаний" за которые я бы держался или которые были бы чем-то ценным для меня. В чем-то я слеп и наг и нищ - есть области необладаемого и непознанного. Если есть необходимость - я начинаю познавать или "покупать одежду". А если про слепоту - иногда пользуюсь "глазной мазью". В моем опыте не откликаются слова "без Христа" - опыт встречи со Христом, переживание и познание Христа - навсегда мои, навсегда во мне и со мною. Но есть просто Жизнь, такая, какая она есть. И есть примиренность с ней, такой, какая она есть. И Христос есть как пример такой примиренности, прежде всего между Избытком Жизни в Нем и ограничениями (вплоть до насильственной смерти) этой Проявленной Жизни, - с другой стороны.
- В моем опыте я каждый день остаюсь "без Христа" и снова и снова ищу встречи с Ним. Это как общение с любимым человеком. Неизбежно наступает момент расставания и остаешься без него и снова жаждешь и ищешь встречи. Но после каждой встречи с Иисусом остается что-то навсегда, навечно.
- Опишите, что для Вас значит "расставание" или "встреча"?
Например, у меня близкие отношения с моим родным отцом, есть еще друзья и знакомые, люди, которые мне душевно и духовно близки. Я могу не "думать" о них 24 часа в сутки, не переписываться и не созваниваться каждый день, но они живут в моем сердце, ощутимо живут. Так же и со Христом у меня. Любимые в нас всегда. Зачем же их искать? Даже те, с кем нас разделяют расстояние или грань физической смерти.
- На мой взгляд в сердце живут не сами люди. а лишь мои воспоминания о них. Ничто не заменит встречу лицом к лицу и Вы сами где-то говорили о том, что происходит МЕЖДУ близкими людьми. Не во мне, не в Вас, а МЕЖДУ.
- Между близкими людьми происходит Любовь (Бог - один из синонимов этого слова). А то, что люди живут в сердце - так это в русском языке так говорится. Сердце о ком-то тревожится - звонишь, действительно у человека неприятности. Думаешь с любовью о человеке, хочешь позвонить - а он: "вот весь день думаю о тебе". Сказать, что в сердце только воспоминания о человеке - это материализм, нейрофизиология. Человек - это душа прежде всего. И дух. Если душа может выходить за границы тела (когда мы чувствуем теплоту души человека, его любовь), то у духа вовсе нет границ. Когда души неизреченно сливаются, между ними образуется притяжение любви. Когда наше сознание поднимается до Духовного уровня, мы прозреваем Суть вещей.
- Вы пишете: "Между близкими людьми происходит Любовь". Да. И эта любовь происходит не внутри человека, а между... И этой Любви между Иисусом и мной я ищу каждый день.
- Зачем Любовь искать? Она как воздух - просто есть, если Есть. И как Дух "дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Иоанн, 3, 8). Если же искать "интенсивного переживания любви", например, к Иисусу, то в этом есть некоторое напряжение, некоторая искусственность. "Мерцающая любовь", которую надо искать каждый день, не есть (по моему скромному мнению) любовь истинная. Если любовь случилась - усилий не требуется. Подлинная Любовь создала нас, она ведет нас и дает нам переживание полета жизни; любовь, которую создаем мы своим усилием - рукотворна, временна, искусственна. ИМХО, Бог, Жизнь, Любовь просто есть, для того, чтобы "найти" не нужно сконцентрированных усилий. "Остановитесь и познайте, что Я - Бог" (Пс. 45, 11). Остановка требует осознанного бездействия.
- Да. Любовь просто есть, "просто просходит между близкими людьми". Я неправильно выразился выше. Я ищу каждый день не любви, а Лица Его. А Любовь будет происходить между нами. "Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи." (Пс. 26, 8).
- Вам важен процесс или результат поиска? Что Вы будете делать после того, как достигнете цели? Если важен именно процесс, то, достигнув цели нам нужно каждый раз "терять" ее, возвращаться назад, чтобы снова "искать".
Если важен результат, то каковы критерии того, что Вы нашли? Если я говорю Вам: найдите меня в Москве, то уж наверняка напишу, где и во сколько мы встретимся, и как можем созвониться. Если я не хочу этой встречи, я ставлю Вам в качестве задачи "найди меня" и координат не оставляю. Если для Бога важна встреча, то вряд ли Он будет усложнять условия этой встречи.
В любой встречи двух индивидуальностей есть мера, время, после которого им необходимо расстаться. Две индивидуальности не могут в течение жизни находиться постоянно.
Пока Бог воспринимается только в личностном аспекте, встречи и расставания неизбежны, Бог - это Иной. Восприятие Бога как предельной Субъективности, как Глубины моей глубины, выводит человека за пределы поиска, открывает Предельную Неотдельность, Единство Бога и человека, "ибо все из Него (включая меня), Им (включая меня) и к Нему (включая меня)". (Рим. 11.36). Все вышесказанное имеет смысл если оно осознается опытом, а не как очередная теория.
Религиозная жизнь многих людей напоминает топтание у Двери. Даже если неизвестность находящегося за ней манит человека, он не может себе позволить этого, потому что остается верным своему месту у Двери.
- Вы пишете: "Пока Бог воспринимается только в личностном аспекте, встречи и расставания неизбежны, Бог - это Иной. Восприятие Бога как предельной Субъективности, как Глубины моей глубины, выводит человека за пределы поиска, открывает Предельную Неотдельность". Здесь проходит граница расхождения наших взглядов.
Для меня Иисус всегда был и будет Личностью. ОН - мой Истинный "ТЫ", Истинный Ближний. С Ним я встречаюсь, соединяюсь в Любви, расстаюсь и снова ищу встречи.
Воспринимая Бога "как Глубину своей глубины" человек пытается безграничную глубину Бога вместить в свою ограниченную глубину, а не наоборот.
- Расхождения нет. Иисус действительно и для меня Личность, историческая и метафизическая Личность, "истинный Ты", - соглашусь с Вашим определением.
"Воспринимая Бога как Глубину своей глубины человек пытается безграничную глубину Бога вместить в свою ограниченную глубину, а не наоборот." Наоборот же, осознать неотъемлемость своей глубины от Божьей глубины. Акцент на слове "осознать", а не "сделать". "Царство Божие внутрь вас есть" - ключ к этой самой Двери.
Хочу процитировать несколько фрагментов из христианских авторов, близких мне по духу, по сути.
"Христос - Слово, родившееся из Отчего Молчания." (сщмч. Игнатий Богоносец).
"Цель христианской жизни - соделаться одним и тем же с Самим Христом." (преп. Макарий Египетский)
"Понятия, каковые мы образуем согласно с естественным своим пониманием и рассуждениям, основываясь на понятном нам представлении, вместо того, чтобы открыть нам Самого Бога, творят из Бога идола." (Свт. Григорий Нисский)
"Ежели ум пытается образовать бледный образ Божий, рассматривая Его не в Себе Самом, но в окружающих Его вещах, образ сей растаивает ещё прежде, чем удастся к нему прибегнуть, ибо высшая действительность попаляет его, подобно тому как молния ослепляет взор." (Свт. Григорий Назианзин)
"Бог не принадлежит к роду существующих. Не то, что бы Он не имел бытия; отнюдь нет, однако же Он - превыше всего, имеющего бытие, и даже превыше самого бытия." (Прп. Иоанн Дамаскин)
- Вот мои любимые фрагменты из Мейстера Экхарта: "тот нищ,кто ничего не имеет,ничего не знает и ничего не хочет."
"Истинную правду говорю вам: пока есть у вас воля исполнять волю Бога... вы в действительности не нищи."
"Потому и просим мы, чтобы освободиться нам от Бога. Настолько отрешиться от всякого познания,чтобы умерло в нем любое представление о Боге."
"Не должен человек думать и представлять себе,что Бог творит в нем. Лишь так человек может узнать нищету. В этой нищете человек достигает вечного бытия."
- Отличные фрагменты, спасибо! Искренняя благодарность Вам за эту переписку.
- Я Вам тоже благодарен.
(из личной переписки)