В продолжение
первой части истории о посещении монастыря Давид Гареджи, в этом посте расскажу о посещении древних монашеских келий вырезанных в труднодоступных скалах. Удивительно, но несмотря на расположение пещер монастыри подвергались регулярным набегам и разграблениям. Даже Тамерлан сюда заглядывал. После каждого набега численность монахов сокращалась. И наконец в XVII веке после набега персов под командованием шаха Абасса большенство монахов были вырезаны. Те кто смог сбежать-убежали, а монастыри обезлюдели. Только вначале третьего тысячелетия монахи вернулись сюда и возобновились службы на территории Давидо-Гареджийской лавры, а пещеры по прежнему находятся в запустенье и святые места даже не облагорожены для посещения поломников и туристов.
2.
Пещерные комплексы являются давнишним спором двух государств. Еще в советсие времена по горному хребту была утверждена государственная граница между Грузией и Азербайджаном. В результате сама Давид-Гареджийская лавра и часть пещер оказались на грузинской стороне, а основные монастырские комплексы на азербайджанской. Ввиду исторической сставляющей грузинские власти неоднократно обращались к соседям с просьбой отдать им исконно христианские земли, однако азербайджанские власти расположение границы считают важной стратегической высотой и двигать ее не торопятся. По вершине горы ходят грузинские и азербайджанские пограничники. Азербайджанцы то закроют пещеры для посещения то откроют. Так и живут.
3.
Пограничник ведет службу. Надо признать что солдаты довольно миролюбивы и к туристам относятся с пониманием.
4.
Прекрасный пейзаж на азербайджанскую равнину с вершины горы.
5.
Доступ к пещерам местами очень сложный. Остается только гадать как монахи резали на такой высоте свои убежища.
6.
Некоторые кельи нарезаны в несколько ярусов.
7.
8.
9.
10.
Быт монахов был максимально скромным. Все обустроено для полного посвящения себя Господу и постоянной молитве. Стены расписаны древними фресками из священных писаний.
11.
Здесь монахи служили службы. Некоторые комнаты обустроены под целые церковные приделы.
12.
Кто то из поломников приносит сюда иконы.
13.
14.
Трапезная комната. Видна подставка под стол и лавки для монахов. Над столами соответствующие фрески.
15.
Второй стол говорит о том что братия двух-трех пещер насчитывала давольно большое количество людей.
16.
17.
Помещение похожее на алтарную комнату.
18.
Роспись потолков и стен.
19.
20.
Фрески местами сохранились очень хорошо.
21.
22.
Посетив пещеры невольно задаешься вопросом как питались монахи, что они пили. Во многих пещерах в стенах вырублены штробы с уклоном к специальным резервуарам для сбора дождевой воды.
23.
Вода самотеком попадает в первый резервуар для фильтрации воды и далее уже в резервуар для ее хранения и использования в пищу.
24.
Также монахи делали вино и пекли хлеб. В пещерах есть целые комнаты с зарытыми кувшинами квеври. Где они брали муку и выращивали виноград остается загадкой.
25.
К сожалению многие помещения загажены нашими современниками. Многие древние фрески соседствуют с письменностью Петей, Васей ,Вахтангами и прочими Мурадами, о том что они здесь были. Печально что святые места оказались никому не нужными. Хотя грузины в настоящее время пытаются бороться за монастыри, но пока это не сильно получается.
26.
На вершине где стоит церковь во времена расцвета монашества в XVII веке, братия праздновала Пасху. В ночь наступления Праздника собравшиеся на вершине монахи зажгли свечи и факелы чтобы совершить крестный ход. У подножия горы располагалось войско персов во главе с шахом Абассом. Увидев огни персы направились на вершину. Настоятель Арсений после приходя персов попросил дослужить литургию на что был дан положительный ответ. После службы монахи вышли к персам и отказались принять ислам и поклониться шаху. Вся братия была вырезана. Погибло несколько тысяч человек. Кости монахов были собраны и сложены в одном из монастырей. До сих пор они найдены не были. Все погибшие были канонизированы и их день отмечается во вторник пасхальной недели. После этих событий монастыри пришли в упадок.
Вот здесь и есть место убийства.
27.
С тех самых пор в горы монахи не возращались. Лишь у подножья горы, там где когда-то святой старец Давид нашел уединение, возобновилась монашеская жизнь. Об этом
я писал в предыдущем посте.28.
После прогулки по пещерам, мы спустились вниз и насладившись на последок пейзажами отправились в Тбилиси.
29.
30.
31.
32 .
На этом наше путешествие в Давид Гареджи подошло к концу. Отдельное огромное спасибо нашему другу
Роману, согласившемуся отвезти нас в эти замечательные места. До новых встречь!
qvQCHSenyeYJ1VDT5FuhD5