Когда-то известный критик Людмила Лунина написала о Роберте Мэпплторпе: “Было бы замечательно привезти сюда его выставку. Тогда бы мы яснее поняли, кто чего стоит”.
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Автопортрет, 1980 год.
Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) - один из самых знаменитых и талантливых фотографов второй половины ХХ века. В некотором смысле он был последователем Эдварда Уэстона и Имоджен Каннингем. Именно от них он перенял эротическую манеру съемки цветов и интерес к изображению мужской обнаженной натуры, правда, его фотографии куда более откровенны.
Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года в пригороде Нью-Йорка. Он рос в семье ревностных католиков, которые обеспечили своим шестерым детям спокойное и радостное детство. Видимо уже в то время Роберт был бунтарем; во всяком случае, он вспоминал первые годы своей жизни без особых восторгов: «Я провел детство в американском пригороде», - рассказывал он позднее, - «очень спокойное место: отличное, чтобы провести детство, и еще лучше - чтобы покинуть его навсегда». Так он и поступил, в 16 лет переехав в Бруклин и вернувшись в родной Квинс только на собственные похороны 27 лет спустя…
Мэпплторп был в основном студийным фотографом. Он часто фотографировал цветы - в основном орхидеи.
Также он создал серию интересных фотопортретов (Энди Уорхол, Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер и многие другие).
1976 год. Арнольд Шварценеггер.
Дебора Харри (культовая группа Blondie) в 1978 и известная роккерша, а также близкая подруга Роберта - Патти Смит в 1986 году
Изабелла Роселлини, 1986 год
Фото Питера Гэбриела для обложки нового альбома, 1986 год
Игги Поп, 1981 год.
Портрет Энди Уорхола 1987 года. На аукционе Christie’s в 2006 году снимок был продан за рекордные 643 200 долларов США, став одним из самых дорогих за всю историю фотографии.
Однако широкую известность Роберт Мэпплторп получил благодаря своими эротическим фотографиям. Они визуально похожи на изображения скульптур, некоторые при этом сохраняют мощную энергетику человека.
«Деррик Кросс», фото 1982 года.
Роберт Мэпплторп так говорил о своем творчестве: «Я хотел, чтобы люди увидели, что даже такие экстремальные вещи могут быть превращены в искусство… И я думаю, в лучших из этих фотографий это получилось, опять же, благодаря композиции. Я думаю, что это достижение, и эта проблема, которую я хотел бы решить.»
Снимок 1987 года.
Фотограф выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркнуть отчужденность, холодность, едва ли не безжизненность изображаемого. Даже из голого тела Роберт Мэпплторп умудрялся сотворить натюрморт (“мертвую натуру”).
«Соня и Трейси», 1988.
«Я пытался кое-что сказать о сексуальности. Я был в восторге от людей, которые экспериментировали над собой.»
«Я не фотографирую то, что не касается конкретно меня…. Я пришел в фотографию потому, что она показалась мне идеальным инструментом для комментирования всех сумасшествий сегодняшнего существования…»
«Я пытаюсь запечатлеть момент, в котором я живу, и место, в котором я живу, а живу я в Нью-Йорке. Я пытаюсь схватить моменты сумасшествия и придать им некий порядок. Как свидетельство времени это не так плохо - эти работы нельзя было сделать в другое время.»
Последний портрет работы Роберта Мэпплторпа, запечатлевший главу Министерства здравоохранения США Эверетта Коопа, был опубликован в журнале Time менее чем за два месяца до смерти художника 9 марта 1989 года.