Вспоминая Олимпиаду-80

Mar 18, 2013 22:39

Билеты на XXII Олимпийские игры 1980 г.



Поскольку на всемирный спортивный форум ожидалось множество в том числе и иностранных гостей, то вопрос доступа на соревнования был очень важным. С одной стороны, билеты должны были выглядеть просто и понятно, а с другой - иметь всю необходимую информацию на разных языках. А так же дешевы в производстве (и это при хорошей защищенности), ведь тиражи у них милионные. Сколько они должны стоить?

На лицевой стороне билета, которая зрительно делилась на три части, в верхнем ряду располагалась эмблема игр, город проведения и упоминание о том, что это игры именно XXII Олимпиады современности. Верх всегда был красным. Средняя часть была самая информативная - она содержала: вид спорта (текстом и пиктограммой), арену, дату и время (цифрами и зрительным изображением часов со стрелками в нужном положении). Цвет полосы менялся в зависимости от дня (все билеты на 20 июля имели красную полосу, на 21 - оранжевую, 22 - зеленую, 23 - серую и др.) В нижней части - изображение арены с разделением на сектора (чтоб было видно, куда идти) а так же трибуна, сектор, ряд, место и цена. Справа в углу расположился отрывной треугольничек контроля.



На обороте, помимо пояснительных пиктограмм и изображений арен со схематичной картой окрестностей (Лужники, Измайлово, Динамо, Крылатское и прочие), была и текстовая памятка из четырех коротких пунктов:

1) Пользуйтесь общественным транспортом. (Боялись «пробок» из-за частных машин?)
2) Занимайте места, согласно билетам.
3) С объемными вещами, типа свертков и чемоданов, не приходите.
4) Курить запрещено.



Для Ленинграда, Киева, Минска и Таллина оборот билетов был един, сектор схематичных арен был разделен на четыре части (центр парусного спорта в Таллине, футбольные стадионы в Ленинграде, Киеве и Минске).



Вся информация и на всех билетах дублировалась на трех языках - русском, английском и французском. Печатались они, по всей вероятности, на московской или пермской фабрики Гознака, на специальной бумаге с водяными знаками.

Стоимость билетов достаточно сильно различалась, в зависимости от соревнований. Минимальную цену, которую мне удалось встретить на билетах - 2 рубля (хоккей на траве), максимальная - 25 (на церемонию закрытия).



Но и тут были свои тонкости. С иностранцев брали полную стоимость по советскому курсу обмена (хе-хе-хе). Что делало билеты достаточно дорогими, как раз такими, как рекомендовал МОК. А вот хозяевам билеты были финансово гораздо доступнее, практически на всех из них стояли штампы «скидка 70%», что влекло за собой стоимость для покупателя в 1-3 рубля.

На гребном канале в Крылатском места на трибуне D не определялись и, поэтому, билеты вообще могли стоить 60-70 копеек. А по некоторым воспоминаниям, можно было и за 30 копеек посетить соревнования.



Кстати, на генеральную репетицию церемонии открытия 17 июля, были выпущены сходные с билетами приглашения.



Бытовые воспоминания.

Любой рассказ про Олимпиаду-80 не обходится без строго обязательных историй о небывалом продуктовом изобилии в Москве и о товарах, которые советские граждане не только не видели, но и даже не представляли их существования. Постараемся разобраться, используя, так сказать, народную память.



Такси.



Моя мама почему-то вспоминает, что именно для удобства иностранцев почти все машины такси к 1980 г. стали узнаваемого желтого цвета. До этого они могли быть окрашены произвольно (серые, синие, зеленые, с красными крышами) и иметь только огонек и шашечки на борту.

Одноразовая посуда



«Одно из ярких воспоминаний об Олимпиаде: В Минске бочковой квас наливали не в стеклянные кружки и стаканы как обычно, а в ОДНОРАЗОВЫЕ, пластиковые, ФИНСКИЕ стаканчики. Одноразовыми они только назывались, как правило, никто их не выкидывал, и они еще долго служили на кухнях. Стоит ли говорить, что по окончании Олимпиады, импортный пластик мгновенно закончился и опять появились угрюмые кружки и граненые стаканы».

Нарезки в вакумной упаковке (сыр и колбаса)

Максим Виторган (ныне Собчак) вспоминает:

«Мне было восемь лет, и это был едва ли не первый раз, когда я поехал в лагерь. Ко мне туда приезжали родители и привозили финскую салями в вакуумной упаковке. Таких слов, как «салями», я тогда не знал, просто видел невероятную колбасу в невероятной упаковке. Еще привозили пепси-колу в бутылках. Стоили эти нарезки 35 копеек (100 грамм вроде) и считались отличной, хотя и несколько дорогой, закуской к распитию на троих».

Соки фирмы Marli

«Надо особо упомянуть атрибуты «западной» жизни, к которым удалось тогда приобщиться. Это конечно финские соки и напитки фирмы "Marli”, которые продавались (только на территории олимпийских объектов) в маленьких 200-граммовых пакетиках с приклеенной сбоку соломинкой, которой надо было проткнуть серебряный "родничок" на пакетике. Мои племянницы до сих пор вспоминают эти «чудеса» их детства, которыми добрый дядя их радовал в олимпийскую пору».

«Бутылки «Пепси-колы». «Фанта». Жвачка!!! И о, чудо! - сок. В тетра паке. Точней - в тетра брике. 1980-й год. Дикость какая. Сок в разноцветной коробочке покажи нам… А если к коробочке еще прикреплена соломинка… Сок через соломинку - фантастика!»

«Я тогда впервые увидел финское масло в небольшой расфасовке, финские супы в пакетиках, появились автоматы с разливной Фантой».



Баночное пиво.



До того лета пиво «в банках» существовало если только в закупаемых на Западе фильмах. Считалось аттрибутом немыслимой роскоши (ха-ха-ха, с высоты прошедших лет), и даже пустая банка не выбрасывалась, а сохранялась для красоты.

В период игр однозначно фиксируется наличие баночного пива «Синебрюхофф» (Финляндия, не везде и не для всех) и более распространенного KOFF (та же Финляндия, та же фирма, но было более распространено). Оба бренда вполне существуют до сих пор.

Жвачки.



Атрибут сладкой жизни, совершенно чуждый советскому ребенку, - вот что такое жевательная резинка в понимании советских воспитательных деятелей тогда.

В 1975 г., при проведении товарищеского матча между юниорами СССР и Канады, в образовавшейся во Дворце Спорта в Лужниках в давке погиб двадцать один падкий на зарубежную отраву ребенок. Поэтому вскоре (1976 г.) решено было делать уже свою собственную отраву.

В зеркале мультипликации

Как важное идеологическое и спортивное событие, Игры затронули такие казалось бы далекие от спорта пласты, как кинематограф, популярная и камерная музыка, балет. В общем все то, что принято называть массовой культурой.



«Баба Яга против!»

Эпичнейший трехсерийный (!) мультфильм, где всякая нечисть в виде Бабы Яги (прима-героиня минисериала), Змея Горыныча и Кощея Бессмертного пыталась помешать Мишке (талисману) донести факел до стадиона и принять участие в соревнованиях.



Искушенный советский телезритель понимал, что Баба-Яга - это Маргарет Тэтчер (тогда премьер-министр Великобритании). По прихоти сценаристов у нее единственная в мультфильме роль со словами (озвучивала Ольга Аросева). Кощей - Джимми Картер (тогда президент США), ну а Змей Горыныч - Герхард Шмидт (канцлер ФРГ). Самим мультфильмом как бы высмеивался бойкот «праздника спорта» в Москве «темными силами запада».



Одна из серий самого «Ну погоди!»(13 серия) (и над сценарием опять работал Александр Курляндский + Хайт) тоже посвещена не условным спортивным соревнованиям (как многие запоминают), а именно играм в Москве.



Салют, Олимпиада!



Первый автограф



Мультфильм «Нокаут»



Религиозное обеспечение игр

Патриарх Пимен (Извеков) общается с болельщиками:



«На втором этаже культурного центра Олимпийской деревни были расположены помещения, где верующие могли посещать религиозные службы.

Были приглашены три римско-католических и три православных священника, три лютеранских пастора, три баптистских пресвитера, один англиканский священник, два мусульманских имама, два раввина и кантор, и два буддийских ламы.

Три наиболее многочисленных религиозные общины в Москве - православная, мусульманская и еврейская - оборудовали три зала, каждый площадью 100 квадратных метров, в которых можно было проводить службы для 200 человек (в каждом из них)».

То есть ничего отдельно не строилось, а просто три комнаты отводились под религиозные нужды.

«В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями.

В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на это, 2 июля 1980 года в столице СССР была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери - Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков святыни.

- В прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось, - рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. - Однако ещё в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для неё утварь, а в то время это было непросто.

Однако после завершения Олимпиады в Москве, по словам отца Николая, «часовня была закрыта, так как её освящали лишь на время соревнований в одном из жилых домов Олимпийской деревни».

Зал-мечеть.



Бойкот и спортсмены-отщепенцы.

В результате занятия всего пьедестала спортсменами из стран, присоединившихся к бойкоту (Швейцария, Франция, Дания), на флагштоке поднимали три олимпийских флага. Больше случая, чтоб весь подиум занимали спортсмены игнорирующих стран, на этих играх не было.



1. Роберт Дилл-Бунди (Швейцария)
2. Ален Бондю (Франция)
3. Ханс-Хенрик Эрстед (Дания)

«Аэрофлот» и XXII Олимпийские игры в Москве

Не слишком известная страница в истории национального авиационного перевозчика т.е. авиакомпании «Аэрофлот».



Оказывается, когда в СССР еще совсем мало знали, что такое имиджевая реклама и зачем она нужна, «Аэрофлот» уже наносил на самолеты, летающие за рубеж (т.н. ЦУМВС), надписи о том, что компания является официальным перевозчиком XX Олимпийских игр в Москве (Official Olimpic Carrier). Это восьмидесятый год между прочим.

Тогда в международном авиаотряде были самолеты Ту-134, 154 и Ил-62.
Несмотря вот на эту открытку самолеты типа Ил-86 «Aeroflot - Soviet Airlines» тогда еще не получил.



Надписи наносились вот так:



Реклама «Лети в Москву на Олимпийские игры».



Наклейка Official Olimpic Carrier



Источник

спорт, СССР

Previous post Next post
Up