Кто должен совершить духовный подвиг?

Dec 01, 2010 03:14

Originally posted by tvm2008 at Кто должен совершить духовный подвиг?

Все началось с переписки с oulenspiegel, которого я не видел лет пять. Он рассказал, что у них в Подмосковье некий монастырь пытается отнять здание у реабилитационного центра для детей, которое оказалось на территории монастыря. В последствии мы выясним, что это не совсем так. Тогда еще не было ни статьи в РГ, ни сюжета по РЕН ТВ, только открытое письмо родителей. Мы обсудили эту тему в Здравомыслии и решили лично выяснить все подробности. 22 ноября мы с mr_safronchuk договорились о встрече с сотрудниками центра. Пытались также поговорить с кем-нибудь из монастыря, но не вышло. Нам сказали, что игуменья уехала, а телефон юриста Ольги не отвечает.

Сразу скажу, что я бывал во многих подобных центрах и знаю многих людей, которые в них работают, так что могу сравнивать. То, что мы увидели в прошлый понедельник, было, несомненно, лучшим учреждением из знакомого мне. Причина, видимо, в том, что центр на обеспечении федерального бюджета, и он разместился на месте бывшего санатория. Смотрите на фотографиях перечень специалистов, работающих только в поликлинике центра.

Мне хорошо известно, кто попадает в такие центры. В основном, дети с нарушениями в психическом развитии (аутизм, умственная отсталость, гиперактивность и др.) и всевозможными неврологическими заболеваниями. Большинство таких детей имеют инвалидность. А ребенок-инвалид меняет жизнь полностью. Можно поставить крест на прежних планах и почти всей прежней жизни. Наблюдение всех моих коллег: почти все мамы с больными детьми - одиночки, папы тем или иным образом исчезают. С того момента, как становится ясно, что ребенок серьезно болен, женщине приходится обеспечивать себя, ребенка и пытаться обустроить для него что-то похожее на нормальную жизнь всех детей. Большинство из них будут нуждаться в опеке во всей взрослой жизни. А между тем даже проехать с ребенком в маршрутке непросто. Сразу становится заметно, ребенок нездоров, что привлекает любопытные и трогательно сочувствующие взгляды, которые, в конечном счете, начинают тяготить больше, чем любопытные. Таким образом, мамы постоянно находятся в стрессовой и невротизирующей ситуации. Говорить с ними тяжело (попробуйте придумать для них какие-нибудь ободряющие слова, сами поймете). Понятно, что сил и возможностей еще и бороться с государством за государственные же учреждения у этих женщин нет.






Расписание поликлиники.

Вот то, что нам удалось выяснить в результате поездки. Сам медицинский центр "Детство" и монастырь соседствуют уже давно, а поликлиника центра ранее находилась в Москве. Но в середине нулевых правительство Москвы подняло аренду, которую министерство здравоохранения, видимо, не потянуло. Главврач Лариса Рудницкая вспоминает: "Тогда мы тоже протестовали, собирали подписи... Все без толку. Пришлось переехать сюда. Сюда же вынуждены добираться родители с детьми. Сегодня-то мы все узнали, что Лужков был плохой". Кстати, добраться действительно не просто. У нас на дорогу ушло 2 часа из центра. (Если кто знает, что сейчас находится на прежнем месте поликлиники, пожалуйста, напишите нам).

"Детству" выделили пустующий корпус бывшего санатория по другую сторону монастыря. Здание переоборудовали и решили реконструировать, чтобы принимать больше детей. Под это из федерального бюджета даже дали деньги! Однако, когда стало ясно, что поликлиника собирается надолго обосноваться на новом месте, свои права на участок, а соответственно и здание, предъявил монастырь. Центр собрал все необходимые для реконструкции документы, но в связи с конфликтом понадобилось еще и разрешение министерства культуры, в котором подмосковный министр культуры Галина Ратникова отказала, не смотря на то, что охранные зоны на тот момент еще не были определены. В церкви Галину Константиновну ценят. Патриарх даже удостоил ее ордена святой княгини Ольги III степени за "сотрудничество и восстановление церковных памятников".

Заместитель директора Юрий Федянин особо подчеркивает, что все журналисты допускают ошибку, сообщая, что поликлиника находится на монастырских землях. В том-то и дело, что монастырь 18 лет назад получил свои прежние владения, а поликлиника находится за их пределами. Игуменья не согласна и оспаривает участок в суде. Слуги закона будут решать судьбу поликлиники 12 января.

Здание поликлиники. Красный забор ограничивает историческую территорию монастыря. Можно видеть, что поликлиника находится за ее пределами

"Меня прежде всего волнует этическая сторона конфликта", - говорит Лариса Рудницкая, - "дело не в земле или правах, а в детях. Можно понять, что кто-то хочет получить собственность. Известно, в какое время мы живем. Но не за счет же детей. Немыслимо пополнять свое благосостояние за счет благополучия детей. Через нашу поликлинику проходят 3,000 детей каждый месяц. Плюс у нас очередь на год вперед... Тем детям, которым мы оказываем помощь, просто некуда податься. Особенно по Московской области. А ведь если проблема выявлена вовремя, до года, если она правильно лечится, то и ДЦП не будет. Вот же в чем вопрос".

Это правда. Любой двоечник, изучающий специальную психологию, знает, что чем раньше обнаружить расстройство и начать терапию, тем лучше будет результат.

Как получается, что три министерства (здравоохранения, образования и культуры) отказываются перечить монастырю и идут против федерального учреждения? Мы хотели задать этот вопрос игуменье, чтобы отразить ее мнение наряду с нашим, но не сложилось. Поэтому напишу только свою точку зрения. Монастырь ставропигиальный, то есть находится под личным контролем патриарха. На табличке у ворот первой строкой значится "Московская патриархия".

В 2008 игуменья монастыря Екатерина получила вместе с шестью другими женщинами из рук Алексия II Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской. Одной из этих шести была Светлана Медведева. В том же году она стала первой леди России. Напрашивается вывод, что хорошие связи позволяют нейтрализовать министерства и заставить чиновников подписывать то, что нужно монастырю.


Табличка на воротах монастыря

Мы ехали в Мещерено с намерением лично выяснить только ситуацию вокруг детского учреждения. Но к нашему удивлению оказалось, что есть еще конфликт монастыря с местными жителями, о котором не знают или отказываются писать все журналисты (единственное исключение - статья в МК от 2005 года, ксерокопию которой нам показали). Поэтому далее я напишу то, что оказалось не по зубам профессионалам. В тот же день в центр приезжали журналисты подмосковного телеканала. Местная жительница спросила, не хотят ли они осветить еще и их проблему. На что ей ответили: "у нас другая задача". Оцените также сюжет РЕН ТВ, где четко сказано, что детский центр - единственное, что мешает монастырю.

Как рассказала местная жительница Зоя Митрофановна, монастырь получил от государства свою историческую территорию, заверив чиновников, что на ней нет частного жилья. Но в действительности в пределах обители находились четыре дома, принадлежавшие четырем семьям. Сразу после восстановления исторической справедливости игуменья потребовала от жителей освободить территорию. В ответ на объяснения, что идти им больше некуда, монахиня предложила: "совершите духовный подвиг". Но жители не оценили идею и отказались. В ответ началось планомерное выживание стариков. Зоя Митрофановна перечисляет: у нас отобрали огороды, к нам подселили монашек и попа, нам звонили с угрозами, нас стращали церковные юристы. В конце концов, дело дошло до поджога. Сгорел один дом, второй удалось спасти. Жители подозревают монастырских в поджоге, в монастыре обвиняют посторонних злоумышленников. В итоге через год погорельцам область выделила квартиру, и на одну семью в черте монастыря стало меньше.

"Теперь мы сидим без воды и отопления, потому что коммуникации сломаны, а монастырь не пускает на территорию ремонтников", - говорит Зоя Митрофановна. И добавляет: "Наверное, будут ждать, пока мы умрем. А что, нас три старухи. Моя мама - ветеран войны, ей 103 года".


Дом Зои Митрофановны. Расположен на полпути между монастырской церковью и собором.

Область выделила землю в соседней деревне и деньги, чтобы монастырь мог построить новое жилье и наконец отселить неугодных ему жителей. Построенные дома руководство монастыря выкупило и теперь пытается перепродать жителям. Денег у последних нет, а брать их нынешнее жилье вместо денег в монастыре не хотят.

Пожалуйста, помогите распространить эту информацию. Решение о судьбе центра и местных жителей будут принимать чиновники, а они тоже люди. Перед ними будет очень сложный выбор: встать на сторону сильного или слабого. И без широкой огласки этот выбор будет предопределен. Похожий конфликт имел место на Украине, где аналогичный женский монастырь пытался выселить школу для умственно-отсталых детей. Сведения неокончательные, но, похоже, что из-за возмущения общественности монастырь пошел на попятные, и стороны смогли мирно договориться.

Благодарю всех, кто работал над этой проблемой: mr_safronchuk, rabbit_habit, lantios, kelavrik_0, vaialinn, ujo, izz, dmitriy_am, а также нескольких других людей.

Видео, которое мы сняли во время поездки.

Пресс релиз фонда "Здравомыслие".

криминал, антиклерикализм, путинская Рашка

Previous post Next post
Up