История одного из наиболее массовых и наиболее удачных американских самолетов сороковых годов началась в 1938 году, когда флот США объявил конкурс на палубный истребитель нового поколения. В финал его вышли три фирмы - Белл, Грумман и Чанс-Воут. Победителем, неожиданно для своих конкурентов, стала Чанс-Воут, которую можно было назвать неудачницей среди прочих американских авиационных фирм. Ее инженеры старались вложить в каждый свой самолет максимум новых идей и технических решений, зачастую не опробованных. В результате каждая новая машина представляла собой ненадежный и даже иногда опасный летательный аппарат. Тем не менее, именно эта черта технического подхода к авиационному конструированию оказывала положительное влияние на заказчика - бюро по аэронавтике США, у которого, видимо, постоянно теплилась надежда, что, несмотря на временные неудачи, изделия Чанс-Воут имеют грандиозное будущее и неограниченные возможности по модернизации. В данном случае надежды полностью оправдались.
С фирмой был заключен контракт на постройку прототипа нового самолета в июне 1938 года. Несмотря на достаточную классическую компоновку, Корсар имел в конструкции и технологии производства несколько новинок. Главным новшеством стало применение крыла, выполненного по типу “обратная чайка”. Благодаря его внедрению достигалось сразу несколько целей. Еще на этапе продувок моделей в аэродинамической трубе стало ясно, что консоли крыла подобной формы, сочленяясь с фюзеляжем цилиндрической формы в нижней его части, способствовали снижению сопротивления интерференции, а как следствие, не требовалась установка зализов. Кроме того, крыло типа “обратная чайка” снижало риск катастрофы при посадки самолета на воду, так как благодаря своей форме могло быть использовано как редан. И, наконец, значительно сокращалась длина основных стоек шасси, что привело к определенной экономии массы конструкции планера.
Из технологических новинок необходимо отметить, что на Корсаре впервые в авиастроении США была применена точечная электросварка. Этот метод соединения, во-первых, снижал массу конструкции, так как число заклепок уменьшилось на два порядка, а во-вторых, способствовал снижению сопротивления трения благодаря чистоте внешних поверхностей самолета.
Вооружение самолета состояло из двух фюзеляжных пулеметов Кольт калибра 7,62 мм и двух крыльевых пулеметов Браунинг М-2 калибра 12,7 мм. Предусматривалось использовать такую экзотику, как 20 противоавиационных бомб массой по 2,4 кг.
Самолет прошел макетную комиссию ВМС в феврале 1939 года. Еще через четыре месяца прототип был готов. Наконец, в середине весны 1940 года самолет получил мотор и 29 мая летчик Лаймен Бьюльярд совершил на нем пробный полет. В ходе летных испытаний выявлялись и оперативно устранялись различные недоработки и недостатки конструкции самолета, которые были устранены отчасти немедленно, отчасти уже в следующих модификациях машины. Но вместе с тем самолет показал себя в общем с хорошей стороны. На нем была достигнута скорость 650 км/ч, что было на 87 км/ч больше, чем предполагалось достигнуть изначально. Начальная скороподъемность на уровне моря составила 22 м/с - также весьма высокое значение. Именно скороподъемность, как впоследствии выяснилось, стала, наряду с высокой максимальной скоростью, тем козырным тузом, который позволял Корсарам достаточно успешно бороться с высокоманевренными японскими истребителями, в частности, с легендарным Зеро, с которыми пришлось бороться новым палубным истребителям.
По результатом испытаний значительные изменения претерпело вооружение самолета. Для первой его серийной партии оно состояло из шести 12,7 -мм пулеметов Кольт-Браунинг М-2, размещавшихся на крыльях. Боекомплект у четырех внутренних пулеметов составлял 400 патронов на ствол, а у двух крайних - по 375 патронов. Размещение такого количества боеприпасов потребовало больших патронных ящиков в крыле, а потому оттуда были убраны топливные баки. Было демонтировано и противоавиационное бомбовое вооружение. Вместо него под центропланом появились два бомбодержателя и один узел крепления для подвесного топливного бака. Самолет также был оснащен 1970-сильным двигателем R-2800-8 и получил наименование F4U-1. 3 июня 1941 года ВМС подписали с фирмой контракт на поставку 580 самолетов этого типа.
Корсар стал вскоре олицетворением американской доктриной истребителя - тяжелый, спроектированный по завышенным требованиям к прочности, с крупнокалиберным пулеметным вооружением, с большой дальностью полета, необходимой любому палубному истребителю, с комфортабельной кабиной, пребывание в которой в течении 3-4 часов не вызывало утомления и позволяло летчику экономить силы перед боем в районе, находящемся на пределе радиуса действия. Мощнейший 2000-сильный двигатель являлся изюминкой проекта, благодаря ему самолет имел высокую скорость и скороподъемность, а также прекрасные разгонные характеристики.
Но нельзя сказать, что у этого самолета не было недостатков. Самолет имел тенденцию к сваливанию на левое крыло на посадочных скоростях. Центровка самолета была слишком передняя, что требовало выполнять посадку на повышенной горизонтальной и вертикальной скорости. А это в свою очередь вызывало риск капотирования (по этой причине погибло и покалечилось более полусотни пилотов). Конструкция шасси оказалась слишком жесткой и не прощала ошибок при посадке. Устранение недостатков несколько затянулось, из-за чего самолет начал применяться как истребитель морской пехоты наземного базирования (из-за проблем с шасси) с февраля 1943 г. А на вооружение палубной авиации Корсар поступил только в 1944 году, после оснащения шасси новыми более мягкими амортизаторами с большим ходом.
Несмотря на свой нелегкий характер, новая машина быстро снискала уважение у летчиков, пересевших на Корсары с устаревших уже Уайлдкэтов. Стало ясно, что вооруженные силы должны заказывать Корсар большими партиями. Самолетов первой серии было выпущено 758 штуки, после чего последовал целый ряд различных его модификаций, завершившийся уже в 1951 году. Всего было выпущено около 12.500 самолетов.
Корсары дебютировали в бою в феврале 1943 года на острове Гудалканал. Молодые летчики, не имевшие достаточного опыта пилотирования новой сложной в управлении машины, не представляли себе в полной мере ее возможностей. Их тактика при боевых столкновениях с японскими самолетами носила вначале оборонительный характер - ведь летчики морской пехоты, ставшие первыми пилотами Корсаров, пересели на них с морально устаревших Уайлдкэтов.
Боевые потери за первые две недели боевого применения Корсара составили восемь самолетов, небоевые - еще пять (в основном, разбились при посадке). Сказались неважные посадочные характеристики новой машины. Но вскоре, освоив новый самолет, летчики научились использовать его сильные стороны - в частности, высокую скорость. Превосходя своих противников по скорости на 60-100 км\ч, Корсар мог успешно применять тактику “ударь и убегай”. Вскоре баланс потерь сместился в пользу нового самолета - за два месяца действий на Гаудалканале эскадрилья VMF-124, первая, на вооружении которой состояли Корсары, уничтожила 69 японских самолетов, потеряв при этом 11 собственных и двух летчиков убитыми.
Несмотря на то, что Корсар был самолетом явно не для новичков, а авиация морской пехоты комплектовалась далеко не лучшими кадрами, новый самолет стал весьма популярен. К концу 1943 года все истребительные эскадрильи морской пехоты были перевооружены с Хелкэтов на Корсары.
В 1944 году самолеты Корсар поступили на вооружение флотских эскадрилий. Кроме того, некоторые эскадрильи авиации морской пехоты были перебазированы на авианосцы для усиления их авиагрупп, сильно поредевших в кровопролитных боях. К 1945 году многие флотские эскадррильи были перевооружены с Хэллкэтов на Корсары.
Корсары приняли участие во всех крупных операциях на Тихом океане начиная с середины 1943 года - противостоянии на Гаудалканале, боях за Соломоновы острова, рейдах на Рабаул, сражении в заливе Лейте, освобождении Филиппин, сражении за остров Окинава, заключительных налетах на Японию.
Постепенно он стал самым распространенным типом американского морского истребителя. Высокие характеристики, прекрасная боевая живучесть и мощное вооружение, оптимизированное для борьбы с небронрованными японскими самолетами, обусловили рекордное для ВМС США соотношение сбитых и потерянных самолетов: на один уничтоженный Корсар приходилось в среднем 11,3 сбитых японцев! Бывали случаи, когда летчик Корсара, экономно тративший боеприпасы, сбивал за один только бой четыре-пять неприятельских истребителя.
Противопоставить что-либо Корсару разбитая, бедная сталью и нефтью японская авиационная промышленность уже не смогла до конца войны ничего.
За всю вторую мировую войну ВМС США и морская пехота потеряли в бою всего 189 Корсаров. На них вовевали самые разультативные американские асы из морской пехоты и ВМС - Грегори Боингтон (28 побед), Джо Фосс (26 побед), Роберт Хансон (25 побед), Юджин Валенсия (23 победы) и другие.
Великобритания получила по ленд-лизу около двух тысяч Корсаров и активно использовала их как на Тихом океане, так и в Атлантике с середины 1943 года.
Английские Корсары из 1834 эскадрильи ВМС Великобритании участвовали 3 апреля 1944 года в рейде на немецкий линкор Тирпиц, находившийся в Тромсе-фьорде (Норвегия). К концу войны многие английские и американские эскортные авианосцы, действовавшие в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах также имели в составе своих авиагрупп Корсары.
Новозеландские ВВС получили 424 самолета Корсар и активно использовали их против японцев. После войны эти самолеты оставались на вооружении до 1949 года.
Корсар показал себя неплохим штурмовиком. Он брал на борт две 454 кг бомбы или напалмовых бака такой же массы и восемь 127 мм ракет HVAR. В ходе боев на Окинаве он был основным самолетом непосредственной поддержки наземных войск, за что и получил лестное прозвище “Ангел”.
После второй мировой войны он активно использовался ВВС США в войне с КНДР в 1950-53 годах.
Сейчас «Корсар» - один из любимых экспонатов авиационных музеев и любительских коллекций.
Самолет Корсар являет собой пример рекордного долголетия - он серийно выпускался в течении 11 лет, состоял на вооружении двух десятков стран, причем в Сальвадоре, Никарагуа, Южной Родезии и Аргентине его сняли с вооружения только в начале 70-х годов.