Мадонна канцлера Ролина.

Feb 17, 2013 20:26

Давненько я не рассматривала здесь подробно всякие замечательные картины. Сегодня хочется посмотреть  "Мадонну канцлера Ролина" из Лувра (Ян ван Эйк 1435).
Эжен Фромантен, который так украшал мои предыдущие посты о Ван Эйке и Мемлинге об этой картине почти не пишет, вот разве, что сравнивая ее с другой картиной "в ней та же драгоценная законченность и такая же тонкость наблюдения деталей. Наивная светотень, окутывающая маленькую луврскую композицию, совершенная правдивость и особая идеализация, достигнутая тщательной работой руки, красота исполнения, неподражаемая прозрачность красок, смесь кропотливой наблюдательности и мечты, сквозящей в дымке полутеней." (Старые мастера 1876 г)

Не желая утомлять и повторять то, что можно найти во множестве в интернете (об этой картине кто только не писал, википедия вот ;)) предложу лишь отрывок из книги Йохана Хейзинга "Осень средневековья" (1919 г.).  Для настроения.

Он пишет менее поэтично,  чем Фромантен, но именно для описания этой картины он приводит очень милый отрывок из Дюран-Гревиля: "Если кто-либо, привлекаемый любопытством, будет настолько неосторожен, что подойдет слишком близко, ну тогда все![Дочитать]
Он останется в плену до тех пор, пока напряженное внимание его не ослабнет; его восхитит тонкость деталей; он будет разглядывать, завиток за завитком, корону Девы Марии, это словно пригрезившееся творение ювелирного искусства; фигурку за фигуркой и группы, которые - не отягощая их - заполняют капители колонн; цветок за цветком, лист за листом, все это изобилие фона; изумленный взор его откроет, между головкой божественного младенца и плечом Девы, в городе с остроконечными крышами домов и изящными колокольнями - громадный собор с многочисленными контрфорсами, широкую площадь, перерезанную надвое лестницей, по которой поднимаются, сходят, бегут бесчисленные тонкие мазки кисти, которые суть не что иное, как живые фигурки; его взгляд обратится к мосту, на который, как на спину ослу, нагружены группы людей, толпящихся там и сталкивающихся друг с другом; он последует вдоль изгиба реки, которую бороздят утлые лодчонки, а посредине, на островке, меньшем ноготка младенца, обрамленный деревьями, возвышается замок сеньора, украшенный множеством башенок; его взгляд перенесется влево, к усаженной деревьями набережной, где прохаживается и гуляет народ; он то и дело будет устремляться вдаль, преодолевая одну за другой вершины зазеленевших холмов, задерживаясь на мгновенье на далекой линии заснеженных гор и теряясь затем в бесконечности бледно-голубого неба, где рассеиваются летящие облачка" "..."И на склоне дня, за минуту до того, как голоса смотрителей положат конец вашему созерцанию, взгляните, как этот шедевр преображается в нежных тонах заката; как его небо делается все глубже и глубже и как основная сцена, цвета которой рассеиваются, погружается в бесконечную тайну Гармонии и Единства.."

А сам Хейзинга пишет чуть ниже так:"Так проявляется эффект "безудержной разработки" в живописном искусстве. Художник, прежде всего именно этот художник, в пределах пространства, не достигающего и половины квадратного метра, оказался в состоянии дать волю своей неуемной страсти к детализированию (уж не следует ли счесть это выполнением назойливых требований несведущего набожного заказчика?), утомляя нас не более, чем если бы мы взирали на естественный ход самой действительности. Ибо все это остается доступным единому взгляду; сами размеры изображения уже накладывают ограничение; проникновение в красоту и своеобразие картины в целом не требует умственного напряжения: многочисленные подробности заметны не сразу либо они тотчас же улетучиваются из сознания, сказываясь лишь на колорите и перспективе."


А теперь посмотрим, о чем это они ;)) (все с сайта http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/e/eyck_van/jan/index.html, там можно посмотреть в очень сильном увеличении).

[Посмотреть подробно несколько фрагментов]






Ван Эйки, Картинки, фламандцы, интересное, для себя

Previous post Next post
Up