Давно я не писала про картины. Продолжу опять Яном ван Эйком. Его биографию и общий список картин можно посмотреть в википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%ED_%E2%E0%ED_%DD%E9%EA . Я хочу чуть-чуть дополнить эту биографию из других источников и предложу вам внимательно рассмотреть еще одну картину (про Гентский алтарь - самое знаменитое произведение братьев Хуберта и Яна Ван-Эйков я уже писала
http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/817.html?mode=reply ). Дальше будет много цитат, немножко текста от меня и картинки.
Итак - первая половина 15 века. Фландрия. Стиль - северное возрождение (или flemish primitives). Но это не возрождение античности, как в Италии, а «самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира … новой североевропейской культуры. Человек - не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущества Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его - все заслуживает благоговейного внимания». (
http://www.nearyou.ru/eyck/0eyck.html). Отсюда поразительное внимание к деталям - нет несущественных мелочей, работы ван Эйка хорошо рассматривать под лупой (интернет иногда такое позволяет), всплывают все новые и новые подробности. Приведу цитату Дюран-Гревиля из книги Хейзинга «Осень средневековья» (
http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/osen.txt). Цитата, правда, относится к другой картине ван Эйка, но ее смело можно распространить на все его творчество "Если кто-либо, привлекаемый любопытством, будет настолько неосторожен, что подойдет слишком близко, ну тогда все! Он останется в плену до тех пор, пока напряженное внимание его не ослабнет; его восхитит тонкость деталей;…И вот чудо: во всем этом, вопреки утверждению ученика Микеланджело, единство и гармония отнюдь не теряются.».
Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Это не совсем так.
«Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И, самое главное, - тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.» «Ван Эйк нашел в улучшенном им способе живописи благодарное средство для точной передачи результатов своих наблюдений над действительностью и положил своим творчеством начало реалистическому направлению нидерландской школы, сделавшемуся навсегда ее отличительным свойством.»
«Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами». Он же первый начал писать двойные портреты (но об этом в другой раз). Замечу также, что ван Эйк первый (насколько я поняла) начал писать пейзажи на заднем плане (например, виды в окне, но об этом тоже как-нибудь потом).
Собственный девиз художника (им он даже подписывал ряд своих работ) был «Als ixh xan» («Как умею»). «Словом, то, до чего достигли ван Эйк было поразительной новизной для их времени и не могло не произвести коренного переворота в живописи Нидерландов и всего севера; влияние этих мастеров сильно отразилось также в Италии, прежде всего в Венеции» (
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%AD%D0%B9%D0%BA )
Предложить сейчас вашему вниманию я хочу картину «Мадонна каноника ван дер Пале» 1436 г. (Городской музей Groeninge, Брюгге, Бельгия).
Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Каноник показан в реальном хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придаёт реальность Марии с Младенцем. Рядом Св.Георгий (покровитель каноника) и Св. Донациан (покровитель этой церкви).
Вот как эту картину описывает Фромантен (1820-1876 - французский живописец, писатель и историк искусства) в книге «Старые мастера»
http://www.bibliotekar.ru/kstarye/1.htm . "Младенец … держит в руках букет цветов и ласкает попугая. По правую руку от Мадонны - св. Донациан в золотой митре и синем облачении, а по левую, образуя кулису,- св. Георгий, прекрасный юноша, очень женственный, одетый в доспехи из вороненой стали с насечкой. Он приподнимает шлем, со странным выражением кланяется богу-младенцу и улыбается ему. Между богоматерью и св. Георгием - коленопреклоненный каноник Иорис ван дер Пале, донатор - заказчик картины. Это, несомненно, наиболее сильная ее часть. Он в белом стихаре: в своих сложенных коротких квадратных морщинистых руках он держит открытую книгу, перчатки и роговые очки; на левой его руке висит лента серого меха. Каноник стар и лыс, мягкий пушок сохранился на висках, где кости резко проступают сквозь, тонкую кожу. Лицо полное, вокруг глаз морщины, мышцы лица с годами высохли, огрубели, кожа покрылась рубцами и трещинами. Это толстое, дряблое и морщинистое лицо - чудо физиономического рисунка и живописи... Прибавьте ко всему этому обрамление и обычную обстановку: трон, балдахин с красным рисунком на черном фоне, сложную архитектуру, темный мрамор, края цветных окон, сквозь чечевицеобразные стекла которых проникает обычный для картин ван Эйка зеленоватый свет, мраморный паркет и под ногами Марии прекрасный старый персидский ковер, создающий полную иллюзию реальности, но выдержанный, как и все остальное, в полном соответствии с картиной. Тональность картины строгая, приглушенная и богатая, удивительно гармоничная и сильная. Цвет струится в ней мощным потоком, краски цельны, мастерски составлены и еще более мастерски связаны с соседними при помощи тончайших валеров. Вглядываясь в картину, поистине забываешь все на свете и думаешь, что эта живопись уже при самом своем возникновении сказала свое последнее слово."
Рассмотрим детали (под лупой):
Св. Донациан.
Мария с младенцем
Св. Георгий
Каноник ван дер Пале со св. Георгием. Обратите внимание св. Георгий случайно наступил на мантию каноника. В латах св. Георгия говорят отражается Мария, а в щите на его спине - сам художник. Я не вижу - но готова принять на веру :) - это очень типично для ван Эйка.
Портрет
Детали
Задний план -украшение трона Марии. Убийство Каином Авеля, Самсон побеждающий льва. Снизу фигуры Адама и Евы.
Еще детали:
Закончить я хочу цитатой Елены Медковой (н.с. ИХО РАО)
http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200901101"Искусство Яна ван Эйка - это счастливая улыбка пробуждения человечества, его первые шаги в мир, когда открывающиеся возможности предстают в праздничном, исключительно положительном качестве"
P.S. Для тех кто хочет еще почитать про эту картину, в первых двух комментариях я привожу отрывок из современной статьи с превосходным описанием и детальным разбором.