Из Пудожа мы поехали напрямки прямо в Каргополье ох, не делайте так. До границы Карелии дорога была еще неплохая, а в Архангельской области асфальт исчез пропал как не бывало и мы тащились, чертыхаясь, по совершенно убитой дороге. Замечу, что Каргополье и в целом не радует качеством дорог, учитывайте это при планировании маршрута. Зато
(
Read more... )
Фрагмент «Сказания» из сборника наставника Владимира:
И стоя тамо церковь изъ давнихъ летъ.
Бе же тая церковь высока и благолепна вельми.
Внезáпу человецы бежаша, опусте место сие и вмале домы падоша ихъ.
Взростоша репии и тернии на местехъ иже стояша храмины и следа отъ оныхъ не остася, токмо церковь бе едина.
Многу же времени минувшу бяше велика буря с громомъ и градомъ въ месте семъ. Не устаяста убо на церкови креста и свергастася оба долу от дыхания ветра того. Первый паде на землю, вторый же на кровлю церкови тоя.
Сшедоста же в тыя дни два аггела по велению Божию, дабы воздвигнути креста на место свое.
Понеже не желаста смущати народъ и во искушение вводити людие, она быста бо проста яко мужа два. И начаста трудитися аки зьдателемъ подобни.
Никто позна сия мужа беста, токмо птицы небесныя да зверие всякое яко ведяху знамение.
Бысть единъ отъ всехъ Кот Певчий малъ зело. Обитаже пришедшъ утешаше ею дондеже свершаста труды своя до зела.
Фрагмент из сборника наставницы Татианы (Красновой):
Егда познал враг рода человеческаго о сих мужах праведных кресты воздвигающих и церковь поновляющих, насла на место то тьму мышей аки полки поганыя дабы столпы церковныя подгрызти и храм той разорити.
По малом времени набежали мыши несметною ратию ко церкови поновляемой. И узрели слуги вражие Кота Певчего на сходнях седящего и гласом велием к ним глаголющего: кто убо на храм сей посягати будет аще зубом, аще хвостом, аще лапою, того утроба моя поглотит, а хвост его за край села извергнут будет во устрашение всякого зло подобное умышляющего!
Обратилися мыши вспять и бежа вон. И предстали со страхом и дрожию пред господином своим, которому давно служить почали. И роптали тако, почто послал ты нас на погибель верную и смерть лютую. Ибо сидит при ветхой храмине той исполин грозный, немощно ему коварствовати. Очи его подобны яхонту огнену, глас его подобен рыку львиному. Аще иже кто на храмину покусится, поглащен тот буде и хвосту оного за околицу извержену быти.
Разгневася Князь Тьмы, сиречь адский сотона, и гадиной обратишися, дабы узрети кто еси храмину соблюдает, потраву мышиную не хочети бречь.
Пришед аки тать крадущийся в место святое сие и узре кота малого, телесами немощнаго, видом незлобливым.
Таде смеялся враг рода человеческого и кота понашаху тако глаголюще: зря тебя исполином грозным исполнися веселием сердце мое, ибо зубом единым сокрушу кости твоя и мановением перста расточу останки твои.
Отвеща же ему Кот Певчий с ласкою и рече тако: гряди ко мне и узри само, зане не имаю иной тайны под спудом удержанной!
Тогда взалкавший Змий возжелал кота пожрати. И приползше гад на камень, на еликом церковь сея созиждится. Да не узре Змий аки не на древе Котик Певчий седяще, не на ступени тесовой, а на книжице златом окованной, камениями красными зело украшенной. В той же час егда приближися Змий к котику, обрушил еси той на главу змиеву книжицу чудную, златом окованную, камениями красными зело украшенную. Исчезоша внезапу Змий и следа его не осталося.
Убо посрамлен бытии враг рода человеческого и расточилися слуги его. Ангелы же, подобны мужам простым, скончали труды своя, воздвигше кресты на церковку святую и отыдя восвояси
Сице Коту Певчему на том месте непреложно быти, песни воспевающе и людей звати мявом велелепным да приидут народи правовернии в радость оную, зряще кресты крепко воздвигнутые и словесам в книжице златом кованной, каменьями красными зело украшеной, учудятся.
Reply
Рассказ крестьянки Татьяны Обориной:
Во поле, во полюшке стояла часовенка. Стояла, стояла, да невыстояла. Ветер буйный, недюжинный, буря страшная нездешняя налетели, кресты Божьи поломали басурманам на забаву. Покидали их налево и направо. Один крест и вовсе ветер в поле унес, а другой на крыше притулился.
Дикий ветер тот басурманский злой колдун настал. Чтобы печаль на Русской земле воцарилась. Испугались люди невинные, пахари работящие, сеятели добра. Разбежались кто куда. Попрятались: кто род куст ракитовый, кто в ямку, а кто и того хуже - по кабакам побрели о горе том рассказывать, проезжих людей пугать.
Но Боженька на небе не зря на облаке возлежит, оком всевидящим за детьми своими доглядывает, Русь православную бережет.
Бросил он Ангелов своих с неба на землю. А нутка вступайте Ангелы два по счету кресты на часовенке ладить. Чтобы народ мой Силу мою узнал, да из под кустов, да из ямок с канавками повылез. Да перестал заезжих людей на дорогах, да по постоялым дворам пужать.
И распустили в том полете Ангелы Божьи крылья, грядут кресты Божьи править.
Да вот незадача какая: если предстанут они в виде таком сверх'естественном, да кто из в пряток невзначай их увидит, так уж и онемеют на век и о суде том никому никогда не поведают.
Так и обернулось они простыми трудниками - те Ангелы небесные, и приняли на себя они труд Господу угодный.
И днем и ночью трудились, храмину Божью правили. И открыто то было лишь птахам малым, да зверям бессловесным. И не с кем тем Ангелам было словом перемолвится. Никто им в помощь не пришел.
И послал им тогда в помощь Господь Кота Певчего Мурлыку Мурлыковича Муркина. Он им песни петь стал, да раны их шершавый язычком зализывать. И так вот втроем работали они, пока кресты на храмине не справили. А как закончили кота к дубу столетнему цепью золотой приковали. И дали заказ, про то, что было сказы складывать, да песни петь.
Вот и стал кот Певчий на гуслях поигрывать, про Ангелов переходных в трудников сказы сказывать, да песни распевать на цепи сидючи. И призвал его люд на поля свои вернувшийся, увидев такое чудо, Котом Певчим. А сам кот так представлялся: Мурлыка Мурлыкович Цепной. Уж очень ему цепь золотая понравилась. Даром, что к дубу-то приковали. Тож в благодарность, вона, сколько золота в цепи-то той.
Reply
Leave a comment