Дорогие друзья, этим постом я начинаю новый отчет по нашему с К. путешествию "На СеверА". Стартовали мы на машине с дачи под Клином 15 июля, туда же и вернулись 26-ого июля. Маршрут был такой (взяла у К. с фейсбука): Старица - Старая Русса - Великий Новгород - Старая Ладога - Подпорожье - Деревянные церкви Присвирья - Паром через Свирь в Вознесенье (Щелейки, Гимрека, Красный Бор) - обратный паром и дорога на Вытегру, потом на Пудож - Палтужский погост, Саминский погост, дорога на Медвежьегорск - Челмужи, Пяльма, назад в Пудож - дорога на Каргополь, Красная Ляга, Саунино, Архангело, Каргополь - самая забытая федеральная трасса (она же - лесная дорога) из Каргополя в сторону Белого озера - Чистый Дор, Липин Бор, Кириллов, Ферапонтов - Тотьма - Кадников (Ильинский погост) - Вологда - Александров - дача под Клином. Начали. Когда едешь пассажиром на переднем сидении, то невольно читаешь названия всех деревень по пути. И иногда попадаются слова невиданные и неслыханные, будто написанные на давно забытом языке. Что они означают? Что за люди здесь жили? Кажется, что это следы погибшей древней цивилизации от которой остались одни топонимы. На таком фоне деревушки с названием Селок или Говорово хочется по родственному обнять. А потом вдруг перед тобой появляется еще одно название - Эммаус. И начинаешь срочно гуглить, ведь известное название, да только селение это находилось рядом с Иерусалимом. И вот где Иерусалим, а где Тверь. В том Эммаусе Христос явился двум ученикам на третий день после Распятия (От Луки 24:13-32). [Два слова о чем это]Два ученика Христа шли по дороге в Эммаус на третий день после Распятия и встретили незнакомца, которому сокрушенно рассказали о последних событиях в Иерусалиме. Незнакомец же "начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании". Ученики слушали но не поняли кто идет с ними рядом и только когда во время трапезы Христос преломил хлеб и благословил его "Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них." Есть несколько версий происхождения названия, расскажу ту, что мне больше понравилась. Ехала как-то Государыня-Императрица Екатерина Великая из Петербурга в Москву. Очередной ухаб оказался весьма чувствительным - колесо попало в яму, карета наклонилась, но слава Пресвятой Богородице добрые лошадки вывезли. Государыня подняла глаза от книги, выглянула в окно и поинтересовалась, что это за местность, как называется это село? - Чертова Яма, Ваше Величество. Название Государыне не понравилось, она задумалась и взгляд ее упал на книгу "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус". А ведь до Твери как раз 15 верст. Одно к одному. Быть этому селу Эммаусом. Так и стало. ... Ну а мы наконец вьехали в Старицу. Город был основан в 1297 г. тверским князем Михаилом Ярославичем и претерпел все беды, которые постигли тверское княжество (можно прочитать в вики и дальше углубиться). Позже был одним из любимых городов Ивана Грозного, который даже жил здесь в 1579-1581 г. Ильинская церковь 1807 г. на вьезде в город.
Вид от Свято-Успенского монастыря через Волгу на другой берег. Нам конечно удивительно повезло с погодой.
Вид за Волгу на церковь Параскевы Пятницы, Борисоглебский собор и древние валы.
Конечно, всем понятно, что название города Старица произошло от слова "старица" обозначающего прежнее русло реки, однако, на гербе города мы видим некую пожилую тетеньку с клюкой. Что за ерунда? Рассказываю: гербы русских городов придумал составил обер-церемониймейстер, действительный тайный советник уроженец Пьемонта Франц Санти (1684-1758). "За основу гербов Санти взял рисунки Титулярника 1672 года, придав им строгую геральдическую форму: изменил размещение фигур в щите, по существовавшим в Западной Европе геральдическим правилам применял определённые цвета и металлы, приведя их в строгое соответствие. "(вики). Франц Санти не вдавался в этимологию слов поэтому прежнее русло реки легким движением превратилось в старушку - старицу. Горожане удивились и даже попытались для объяснения герба выдумать подходящую историю, что мол во времена нашествия татар была одна-единственная старушка, которая от них спаслась. Но легенда получилась настолько неубедительной и скучной, что даже не обросла подробностями биографии безымянной старушки. Кстати в названии города Великие Луки внимательный человек услышит излучину реки (и будет прав), а не оружие. На гербе меж тем изображены три больших (великих?) лука, спасибо, Франц Санти. Представляю себе удивление жителей, когда они увидели свой герб в первый раз. Пришлось срочно вводить в семейную традицию изготовление луков. Паломница с букетом цветов.
Свято-Успенский монастырь, основанный в 1110 г. Шатровая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1570 г.) и Успенский собор (1530 г.). Монастырь любовно восстановлен.
Шатровая Введенская церковь была построена Иваном Грозным. И все же интересно почему ему (а также его отцу Василию III) нравились именно шатровые церкви, вспомним известную церковь в Коломенском (и в Александровой слободе). Отчего бы интересно? А ведь их итальянцы выдумали. Красиво конечно, не спорю.
Фотогеничные березки у монастырской стены.
Общий вид. Справа - надвратная церковь Иоанна Богослова (1694 г.)
Еще раз красавица Введенская церковь.
А это уже мы на другом берегу Волги. Колокольня 1817-1827 гг.
Вид на Свято-Успенский монастырь с высокого берега.
Интересно сравнить с фотографией Прокудина-Горского, 1910 г.