В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 3.

Mar 14, 2022 00:51

    А это обещанный пост о коллекции белофонных лекифов в Национальном Археологическом музее Афин. Не претендую на полноту - все же это самая большая коллекция лекифов в мире, мы отсняли то, на что хватило сил и времени. Говорю спасибо, К.  за отличные кадры телефоном.
    Приведу цитату из книги "Искусство Древней Греции" Б.Виппера: "Окончательный же шаг для приближения  вазописи к монументальной живописи делают примерно в середине V века мастера так называемых «белофонных лекифов», Лекиф, стройный сосуд с высоким, расширяющимся кверху горлышком, служил для хранения масла; с начала V века он применялся главным образом для погребального культа. Лекиф имели обыкновение при погребении ставить открытым, так что из него распространялся своеобразный аромат елея; из лекифов лили масло на костер, некоторые бросали в огонь, другие же клали в могилу или ставили на могильный памятник. При росписи лекифов применялась почти исключительно техника контурного рисунка на белом фоне. Контур наводился не глазурью, как раньше, а матовой краской мягкой кистью; одежды покрывались легким слоем темных красок. Темами росписи служили эпизоды интимной домашней жизни и моменты, связанные с погребальным культом. Харон со своей лодкой поджидает душу для перевоза в загробный мир; смерть и сон кладут умершего в могилу; сестра или жена умершего украшают могилу или прощаются с ним перед его могильной стелой. Сквозь легкие прозрачные ткани одежды проступают контуры тела - совсем так, как это, согласно источникам, умел делать Полигнот. Фигуры стоят или сидят в спокойных, мягко уравновешенных позах. Все воздействие этих нежных силуэтов, овеянных грустной поэзией, покоится на ритме контуров, на немой встрече взглядов, на чуть уловимых движениях рук. Роспись аттических белофонных лекифов принадлежит к самому прекрасному, что создано греческой вазовой живописью. На один момент, в середине V века, вазовая живопись как будто овладела всеми средствами и всей силой выражения монументальной живописи. Но это был очень короткий момент."
Витрина.


Это кажется ойнохоя (кувшин). Прелестная дама.



Харон - перевозчик душ умерших.


Меня очень трогают эти нежные женские профили.




Женщина с корзиной у гробницы. Интересно, что на лекифе изображены лекифы.


И сережка.




Еще одна дама с дарами.






"Две легкие тени, одна с корзинкой, другая с пиксидой в руках. Вероятно, они готовятся к совершению культового действия на могиле усопшего. Но, поскольку сохранился лишь рисунок, женщины так легки, что кажутся обитательницами Другого мира. Как писал в «Эннеадах» Плотин: «В этом умопостигаемом мире все прозрачно и нет ни тени, ни чего-либо такого, что препятствовало бы созерцанию; все сущности как бы насквозь все проникают своим взором и все видят всех. <…> Тут царствует чистое и абсолютное движение, ибо причина, его производящая, не есть что-либо привходящее извне; тут и покой - чистый и абсолютный, потому что сюда не примешивается что-либо неустойчивое и беспокойное.
Прекрасное здесь поистине прекрасно, так как не основывается ни на чем другом прекрасном, но только на самом себе»." (цитата из великолепного поста).

Деметра и Триптолем.

Легкий юноша. Не Гермес ли?


Слева живой, а справа - умерший. Изображены одинаково материально, кажется они могут друг с другом поговорить.




Благородный профиль.


Афина.


Воин в собственной гробнице.






















Ника (?).


Прошу прощения за грустный пост. Следующий надеюсь будет повеселее.
В январскую Грецию. Афины, часть 1.
В январскую Грецию. Афины, часть 2.
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 1
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 2.

Греция, путешествия, картинки, Афины, живопись, интересное

Previous post Next post
Up