Сицилия. Седжеста

Jun 08, 2020 02:40

"Теперь путешествовать по страшной Сицилии в экипаже, верхом или даже пешком можно вполне безопасно. Впрочем, самые интересные экскурсии можно совершить почти целиком в экипаже. Главная из них - это экскурсия к храму Сегесты.
Столько поэтов воспело Грецию, что каждый из нас носит ее образ в своем воображении, каждый думает, что немного знает ее, каждый представляет ее себе такою, какой желал бы увидеть.
Для меня эту мечту воплотила Сицилия; она показала мне Грецию, и когда я думаю об этой стране искусства, мне кажется, что я вижу перед собою высокие горы с мягкими классическими очертаниями и на их вершинах храмы, строгие храмы, может быть, немного грузные, но удивительно величественные, какие встречаешь на этом острове повсюду.."
Ги де Мопассан "Сицилия".

Как вы уже поняли, мы продолжаем наше путешествие по античной части Сицилии. Из  грандиозных развалин приморского  Селинунта мы приехали на ночевку в горную Седжесту. Города, расположенные по нынешним меркам  совсем недалеко (57 км, час пути) друг от друга, в древности были непримиримыми и яростными врагами. Если Селинунт был населен исконно посконным сиканами, племенем еще доиндоевропейским, возможно прибывшим с Иберийского полуострова - древнейшими жителями Сицилии, то в Седжесте жили "пришлые" - элимы. Правда пришли они еще в XIII в. до н.э. (нет, я не ошиблась - до н.э.) и вели свою родословную от Энея или от его отца Анхиса (помните  историю, как Эней вытащил из горящей Трои своего отца? На фреске Рафаэля этот момент изображен очень трогательно), то есть из Малой Азии. Так что причина вековечного конфликта - более-менее понятна. А в VIII-VI вв. на острове появились  греки и всех эллинизировали.
(фото уже следующего дня)

Перескачу сразу в V в., когда Седжеста решила воспользоваться извечным конфликтом Афин и Спарты и призвать Афины, чтобы помочь победить, наконец, ненавистный Селинунт.
Надо помнить, что у Спарты традиционно были свои интересы на Сицилии - оттуда шло зерно. И вот для того, чтобы уговорить Афины вмешаться во внутрисицилийские дела, власти Седжесты постановили пригласить послов и хорошенько "пустить им пыль в глаза". Было принято остроумное решение: для того,чтобы представить себя богатым и влиятельным полисом и серьёзным партнером - следует...
"построить большой дорический храм по последней афинской моде". Это одна из трех существующих  версий происхождения храма, но именно она мне ближе всего.
В 430 году до н.э. сюда  из соседних областей были призваны греческие мастера, с тем, чтобы все выглядело традиционно и приятно взгляду настоящего эллина.
Дипломатическая хитрость удалась - и послы, прибывшие в 420 году, остались очень довольны, хотя храм еще не был достроен.
В 415 году Афины вторглись на Сицилию и для начала попытались взять Сиракузы. Это была дикая и трагичная авантюра, которая закончилась в 413 году разгромом войска афинян и катастрофой для Афин (чуть подробнее).
Что касается Седжесты и Селинунта, то они остались практически "при своих".  В 409 году на Сицилию вторглись карфагеняне. Седжеста стала их союзником, и они вместе разрушили Селинунт. Однако, вскоре сама Седжеста попала под влияние Карфагена и утратила экономическую мощь. Никто уже не пытался достраивать большой храм. А в 306 г. до н.э. Седжесту коварно уничтожил сиракузский тиран Агафокл. Удивительно, но город все же восстановился, успел повоевать вместе с Пирром (тем самым) и даже дожил до римского завоевания  Сицилии в 260 г.. Тут им внезапно пригодилась легенда про Энея, которого и римляне считали своим прародителем. Поэтому город "по родственному" получил особый статус и остался свободен.., но история его закончилась, он хирел и ветшал, а жители переселялись ближе к морю...
Мы прибыли в Седжесту (вернее ее окрестности) вечером и заселились в прекрасный домик, стоящий прямо напротив горы с археологическим комплексом. ( Helimos Bed&Breakfast).
Чуть ниже - вид прямо от наших дверей на храм.  Одинокий дом на горе, ветер выдувающий все из щелей, проникающий повсюду, раздувающий занавески, хлопающий дверями и ставнями. Здесь приходилось все время следить за тем, что и как ты  открываешь, или держишь, и куда кладешь, чтобы не улетело,  не открылось, не сломалось.  Хорошо ещё, что было тепло.
Радушная хозяйка (на вид 60+), активная, живая и по особенному спокойная,  вероятно, от многолетней привычки к такой жизни.  Рядом с домом ржавый культиватор в качестве украшения пейзажа  и несколько чахлых олив,
- "зато на соседней горе у меня целая роща, поеду завтра ее проведать, через неделю пора уже будет собирать оливы".
Стол и наш домашний вид.

Очень захотелось запомнить это ощущение: сильный-сильный ветер на горе, несколько ярко-красных цветов, одинокая тоненькая женщина, живущая в компании с тремя кошками в маленьком доме и навещающая свои оливы на соседней горе. Мы были у нее единственными постояльцами.

Однако, ужина у нее совсем не было и нам пришлось ехать искать себе пропитание. Так мы оказались  в довольно отвратительном привокзальном ресторанчике. Единственное, что там было хорошее - это шкаф,  напомнивший мне шкаф, который стоял  в доме у моего деда (у нас правда был больше и лучше). Фотографию привокзального шкафа я и помещаю здесь, а "еду" из этого "ресторана" мы почти всю оставили почти нетронутой.

Вернулись домой и насладились подсветкой.

Утром мы отправились смотреть храм. Буду цитировать Мопассана: "После двухчасового примерно пути (из Палермо - прим. мое) вы вдруг видите две высокие горы, соединенные отлогим склоном, закругленным в виде полумесяца от одной вершины к другой, а посередине этого полумесяца - профиль греческого храма, одного из тех величественных и прекрасных памятников, которые этот божественный народ воздвигал своим человекоподобным богам."

Храм великолепен, но явно не достроен. Обратите внимание, на колоннах нет привычных желобков- каннелюр. Нигде нет и следа крыши (что подтверждают и археологические данные), а также отсутствует внутреннее помещение - целла (была ли она раньше? кажется и у специалистов на этот счет полная неопределенность).

Обходим

Если приглядеться (кликнув на картинку вы перемещаетесь на фликр, где ее можно увеличить), то вы увидите внизу на "ступенях" выступы-носы. Это bossы, которые нужны были для подъема наверх блоков. По технологии их следовало убрать (стесать?) сразу после окончания строительства.

Храм изумителен и очень фотогеничен в пиниях.

Я уже много раз на страницах этого журнала рассказывала, что увлечение античностью у меня началось в раннем детстве, когда я несколько лет подряд отдыхала летом с родителями и их друзьями в деревне Чигини на Азовском море. Заброшенные археологические раскопки, выжженная степь, обрывающаяся скалами в море, бухты, солнце, садившееся за гору на полуострове Казантип, ракушечный пляж - и никаких отдыхающих. Простая рыбацкая деревня. Не знаю почему, но папе пришла в голову счастливая мысль читать мне и моей подруге вслух Гомера. Сначала Одиссею (она казалась проще), потом Илиаду, а потом опять Одиссею. Удивительно, но вот та моя Эллада оказалось в точности такой же, как я ее увидела потом в Греции, Малой Азии и Италии. И ноздреватый известняк, покрытый разноцветными лишайниками (иногда ярко оранжевыми) и ветер, и запахи степи. Великие храмы на берегу (в Чигини это были фундаменты, будоражищие воображение) и горы у моря. Все это - спустя много лет - я встретила и радостно узнала.
Но оказывается одно (одно ли?)- я забыла. И  вдруг - увидела в Седжесте - улитки. Боже мой, в степях Чигини жило множество этих улиток, облепляя колючки и разные травы.

Здравствуйте, дорогие мои.

"Когда глядишь на этот величественный и простой пейзаж, чувствуешь, что здесь можно было поставить только греческий храм и что поставить его можно было только здесь. Мастера декоративного искусства, обучавшие человечество, показали, особенно в Сицилии, каким глубоким, утонченным знанием эффектов и компановки они обладали...." (Ги де Мопассан)

Слева видна дорожка на соседний холм. Там находятся руины акрополя и  античный театр (и туда мы отправимся чуть позже).

За отдельную плату к театру (III в. до н.э.)  можно подъехать на автобусе (чем мы и воспользовались).
И опять слово Мопассану.

"Когда попадаешь в страну, где греки жили или основали некогда свои колонии, достаточно разыскать их театры, чтобы найти место, с которого открываются самые красивые виды. Если они воздвигали свои храмы именно в тех местах, где последние производят наибольший эффект и лучше всего украшают пейзаж, то театры, наоборот, они помещали именно там, где глазу открывалась наиболее волнующая перспектива.
Сегестский театр, расположенный на вершине горы, образует центр целого амфитеатра возвышенностей, окружность которого достигает по меньшей мере от ста пятидесяти до двухсот километров. Вдали, за ближайшими вершинами, глаз различает еще другие, а сквозь широкий пролет, прямо против вас, видно море, синее среди зеленых вершин....
Где в наши дни найдется народ, который сумел бы создать нечто подобное? Где люди, которые для увеселения толпы сумели бы воздвигнуть здания, подобные этому?
А вот те люди, люди древности, обладали душой и глазами, не похожими на наши, и в их крови было нечто такое, что теперь исчезло: любовь к Прекрасному и восхищение им."

Обратно мы пошли пешком. И сразу разделились. К. спешил - и пошел короткой дорогой, чтобы дойти до нашего дома и забрать машину (в тот же день нам предстояло осмотреть Эриче и уехать поближе к Палермо на море). Я же шла неторопясь и любовалась храмом.
Мопассан: "Приходится делать длинный объезд, чтобы обогнуть одну из этих гор, после чего перед нами появляется тот же храм, но уже со стороны фасада. Теперь нам кажется, что он прислонен к горе, хотя его отделяет от нее глубокий овраг; но она развертывается за ним и над ним, обнимает, окружает, как будто укрывает и ласкает его. И он с великолепной отчетливостью выделяется всеми своими тридцатью шестью дорическими колоннами на широкой зеленой завесе, служащей фоном огромному зданию, одиноко стоящему среди безбрежно широкого простора".

"Храм Сегесты воздвигнут у подножия горы, наверно, гениальным человеком, которому в озарении открылось то единственное место, где надо было его воздвигнуть: этот храм один оживляет беспредельность открывшейся панорамы, придает ей жизнь и божественную красоту."

Можно было бы на этом и закончить. Но мне хочется еще вспомнить на прощание (более мы античности на Сицилии не видели) стих И.Бродского "Дедал в Сицилии". Как связаны Дедал и Сицилия - я вам уже рассказывала ранее ;).

Всю жизнь он что-нибудь строил, что-нибудь изобретал.
То для критской царицы искусственную корову,
чтоб наставить рога царю, то -- лабиринт (уже
для самого царя), чтоб скрыть от досужих взоров
скверный приплод; то -- летательный аппарат,
когда царь наконец дознался, кто это у него
при дворе так сумел обеспечить себя работой.

Сын во время полета погиб, упав
в море, как Фаэтон, тоже некогда пренебрегший.
наставленьем отца. Теперь на прибрежном камне
где-то в Сицилии, глядя перед собой,
сидит глубокий старик, способный перемещаться
по воздуху, если нельзя по морю и по суше.

Всю жизнь он что-нибудь строил, что-нибудь изобретал.
Всю жизнь от этих построек, от этих изобретений
приходилось бежать, как будто изобретенья
и постройки стремятся отделаться от чертежей,
по-детски стыдясь родителей. Видимо, это -- страх
повторимости. На песок набегают с журчаньем волны,
сзади синеют зубцы местных гор -- но он
еще в молодости изобрел пилу,
использовав внешнее сходство статики и движенья.
Старик нагибается и, привязав к лодыжке
длинную нитку, чтобы не заблудиться,
направляется, крякнув, в сторону царства мертвых.

Сицилия. Вводная часть, краткое описание.
Сицилия. Палермо, Палатинская капелла.
Сицилия. Палермо, Марторана.
Сицилия. Палермо, палаццо Абателлис.
Сицилия. Палермо.
Сицилия. Палермо. Ораторий Розарио ди Санта-Чита.
Сицилия. Монреале, собор, часть 1.
Сицилия. Монреале, собор, часть 2.
Сицилия. Монреале, собор, часть 3. Клуатр.
Сицилия. Монреале, собор, часть 4.
Сицилия. Чефалу 1. Собор
Сицилия. Чефалу 2. Собор окончание.
Сицилия. Чефалу 3.
Сицилия. Джерачи Сикуло и Петралия Сопрано - горные городки.
Сицилия. Агридженто.
Сицилия. Селинунт.
Сицилия. Santissima Trinità di Delia, что в Кастельветрано.