«Гондола - не роскошь, а средство передвижения» (мысль позаимствована у О. И. Бендера).
Для меня, старого скептика, Катино предложение покататься на гондоле звучало как почти неуместнaя шутка. На старости лет соблазниться атракционом типа «Dog and Pony Show» как-то уже неприлично - ведь внуки засмеют. Но это входило в планы моей дочери и возражать я не стал: как говорится - благородство обязывает (noblesse oblige - для тех, кто воспринимает шутки только на латинских языках). Но мне пришлось еще вспомнить еще одну английскую поговорку: It is served!. It must be eaten! («Еда на столе. Извольте кушать!»), когда увидел, что мы уже вышли на стоянку гондольеров. Здесь Катя выбрала самого молодого и красивого из них и о чем-то с ним договаривается. Потом вручила ему деньги, объяснив мне, что он нас будет теперь катать весь день (на самом деле - всего сорок минут) по Венеции, куда мы только захотим. Я хотел было возразить против такого насилия, но было поздно - молодой красавец представился: «Марко!»; на что я машинально ответил: «Вильям!». Марко оживился: «Принц Вильям!». С чем я, конечно, спорить не стал - все-таки не так уж часто во мне узнают наследника британского престола.
Расположились мы очень удобно, но первое время я себа чувствовал довольно неловко: на воде проснулся инстинкт матерого байдарочника и руки просто зачесались по веслу. Для меня было почти неприличным сидеть в лодке никчемным пассажиром паразитом и ничего не делать. Но вскоре я совсем забыл обо всех этих глупостях - ведь за несколько десятилетий «байдарочной жизни» я уже получил сполна все, что можно было в ней испытать. A сегодня мне было дадено нечто совсем новое по ощущениям, ничего общего с прошлым опытом не имеющее. Я как-то с легкостью отключился от всего постороннего, погрузился почти в нирвану...Никаких забот и беспокойств, полное умиротворение...
А лодка плавно скользила по неширокой водяной дорожке между стен домов, то кирпично-красных, то оштукатуренных и даже отделанных мрамором, то обшарпанных, то нарядно обновленных, то почти нежилого, едва ли не трущобного вида, то замков с парадными входами-арками прямо от воды. Вдруг неожиданно где-то на высоте возникают переброшенные через канал веревки, с висящими на них пестрыми флагами одежки всех рацветок и фасонов - ну конечно, это декорации, намеренно здесь размещенные для придания большей живописности пейзажу!
И никакой монотонности - буквально через каждые 50-100 м перед глазами возникает стена...Все ясно, упираемся в тупик, будем разворачиваться...Но ничего подобного - у самой стены дома канал вдруг делает крутой поворот, мы ныряем под мостик, и снова нам открывается перспектива еще на пару десятков метров.
А мостики - это отдельная песня. Конечно, это не питерские мосты через всякие там Мойки и Фонтанки, каждый из которых являет собой уникальное произведение архитектуры. Здесь же это всегда довольно короткие мостики, но их не менее двух-трех сотен (пишут не менее 400) и каждый индивидуален. Иногда это короткий железный мосток, а то вдруг виднеется мост Риальто или мост Вздохов, про которые написано едва ли меньше, чем про какой-нибудь венецианский храм. И множество почти рядовых мостов, то с чугунными перилами, а то и без всяких ограждений (вообще-то такой только один и мы его видели в другой раз) так и хотелось у кого-нибудь узнать: неужели никто никогда с такого мостика не свалился? Или там, у них, никто не напивается «в стельку»?
И почти в каждом мостике можно найти какую-нибудь забавную деталь, вроде вычурных перил, мраморной облицовки или маски самого неожиданного вида. Как же я удивился, когда увидел маску, ну очень похожую на нашего старого друга, Фиделя Кастро (ей-ей, вылитый команданте!), что мне приветливо улыбнулась с мостика какого-то канальца. Как он мог там оказаться - ума не приложу! А неподалеку обнружилась еще одиа маска, тоже видно вполне достойного гражданина, которого я, к своему сожалению, так и не смог опознать.
Все проплывающие перед моими глазами городские виды выглядели для меня как кадры документального фильма про ту Венецию, что можно разглядеть только, когда целиком углубишься в почти капиллярную сеть ее каналов.
И еще немного о нашем общем настрое.
Лодка плывет как будто бы сама - кажется, что Марко просто стоит в живописной позе, как бы позируя, и лишь изредка, просто для вида и почти без усилий, пошевеливая своим веслом. И мне и Кате одновременно почудилось, что вот он, тот самый образ Гайаваты, о котором было сказано у Лонгфелло/Бунина:
« Весел не было на лодке,
В веслах он и не нуждался:
Мысль ему веслом служила,
А рулем служила воля».
Можно, конечно, возразить, что у Гайаваты было берестяное каное, а у Марко - гондола в полтонны весом и ценой за 50 000 евро, но имеют ли подобные отличия какое-либо значение, когда речь идет о поэтическом символе!
В тот день «траффик» был только на Большом канале, а в наших «переулках» нам никто не мешал. Вокруг царила абсолютная тишина, лишь изредка нарушаемая выкриками Марко, когда мы подплывали к очередному «слепому повороту»;. А потом вдруг я слышу, что он начинает напевать вполголоса что-то очень мелодичное. Все это так гармонично сочеталось со всем, что нас окружало, что я не удержался и стал что-то мурлыкать, стараясь и в такт попадать и угадыватъ общую тональность. Катя была в полном восторге, а я, вдохновленный, решился на более серьезный «вокал» и исполнил, что называется, «с чуйством», студенческий вариант небезызвестной в давние времена песенки «Санта Лючия»:
«Ин кабионето, ун кабальеро,
Пиа мадера, оне монета,
Гранде скандалиа,
Ком полиция,
Биа мордале,
Санта Лючия».
С мостика, под которым мы тогда проплывали, послышались одобрительные возгласы. Кто-то из публики на мосту спросил: «Where are you from?” Мой ответ: «We are from Russia and we are very happy to be here!» - снова вызвал бурю одобрения и пожелания: «Best regards» «Have fun!». И что-то еще в том же роде.
Однако, быстро закончились сорок минут путешествия, что Катя оплатила. Наверное, мне следовало бы подробнее рассказать о той Венеции, что можно разглядеть с гондолы. Но от этого я, пожалуй, воздержусь - все это отлично показано на Катиных фото, и слова мало что могут к ним добавить. Что же касается своих впечатлений, то вот, что еще хочется мне сказать: меня не оставляло ощущение, что все происходит не в наше время, а где-то в прошлом, а точнее - вне времени. И в в голове вертелось пастернаковское: «Какое, милые, у нас, тысячелетье на дворе?». Да, всего за 70 евро прокатиться на лодке по средневековому городу - это очень даже неплохая сделка.
Так что поездка на гондоле - это не туристский развлекательный аттракцион, а возможность увидеть этот замечательный город с необычной и редко доступной для зрителя стороны и, может быть, даже как-то приблизиться к пониманию психологии его жителей - венетов.
Папин отчет В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1 В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2 В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 3 В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 7. Венеция. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8. Сан Джорджо и Сан Марко В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8. Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление. С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати. С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий. С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи. С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1 С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей. С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2. С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1 С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан Марко С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, вечер С папой в Италию в январе. День девятый. Венеция, гондола С папой в Италию в январе. День девятый. С папой в Италию в январе. День десятый. Галерея Академии