Ну а теперь, после того, как мы дважды покрутились вокруг Сан Марко и даже заодно уж посмотрели капители Дворца Дожей, пора наконец, зайти и в сам собор. Фотографировать там нельзя и за этим строго следили (меня трижды ловили в разных местах, ррр),.. я, конечно, покажу то, что успела сама снять, проявляя немалое упорство :); а еще из духа противоречия (не люблю бессмысленных запретов) помещу здесь картинки взятые вот с
этого сайта (отдельно ссылки давать не буду, можете угадывать где мои фото, а где нет, :))). Там есть все мозаики собора, так что запрет на съемку выглядит по меньшей мере странно.
Общего вида у меня к сожалению нет, нашла для вас в
википедии красивую картинку. Снято со второго этажа, но снизу все смотрится ничуть не хуже, поверьте мне.
В этом посте мне хочется получше-поподробнее рассмотреть только западный купол (напоминаю, что всего их 5).
Сошествие Святого Духа, мозаика XII в.
В центре изображен Святой Дух в виде голубя, от которого исходят лучи света, эти лучи преобразуются в языки пламени на головах у сидящих апостолов. А в нижнем ряду изображены по два представителя тех народов (числом 16), к которым и будет обращена проповедь.
Там этих "товарищей" рассмотреть не просто, так что давайте сделаем это вместе и прямо сейчас :).
Жители Месопотамии и Иудеи
Почему-то, по странной ассоциации вспомнился Гайавата (в детстве мне его нараспев читал папа, так он мне на всю жизнь и врезался в память).
"Вдоль потоков, по равнинам,
Шли вожди от всех народов,
Шли Чоктосы и Команчи,
Шли Шошоны и Омоги,
Шли Гуроны и Мэндэны,
Делавэры и Могоки,
Черноногие и Поны,
Оджибвеи и Дакоты -
Шли к горам Большой Равнины,
Пред лицо Владыки Жизни."
Эламиты
" И в доспехах, в ярких красках, -
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, -
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья -
Роковой завет от предков".
Жители Каппадокии
"Гитчи Манито всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью, -
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх".
Жители Азии
"Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: "О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!"
Жители Фригии
"...
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!"
Жители Памфилии
"И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно -
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи, -
Вы погибнете в раздорах!"
Жители Понта
"Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья!""
Жители Парфии
"...
И в молчанье все народы
Трубки сделали из камня,
Тростников для них нарвали,
Чубуки убрали в перья
И пустились в путь обратный -
В ту минуту, как завеса
Облаков заколебалась
И в дверях отверстых неба
Гитчи Манито сокрылся,
Окружен клубами дыма
От Йокваны, Трубки Мира".
Критяне
Medi (не нашла кто это и сообразить не могу). Мидийцы, спасибо комментаторам
Жители Аравии
Иудеи, вроде уже были
Точно были. Повторю отдельно и тех, может быть кто-нибудь поможет разобраться отчего так
Римляне
Египтяне
Жители Ливии
Теперь покажу детали разных мозаик, все они XII-XIII в.,, если не указано другое.
Ангел.
Ангел говорит с Агарью
Пророк Иезекииль.
Строительство вавилонской башни (XI в)
(деталь) Христос-Логос и ангелы
Христос исцеляет болящего XIV в
Укрощение бури
История Ноя XI в
Ной собирает урожай.
Дракона где-то "подцепила".
Разные зверушки и цветочки
Вот только я нацелилась объективом на этих сорок, а дяденька охранник не дал.. очень обидно было. Но все равно они в посте будут...
Если приглядеться (напоминаю: по клику вы переходите на фликр, а там фото увеличивается) можно увидеть птичек и цветочки разные.
Вход в базилику бесплатный, но чтобы посмотреть музей, сокровищницу и Золотой алтарь надо заплатить (причем в каждое место отдельно). В сокровищницу мы не пошли.
А вот так выглядит Золотой алтарь (фото из
википедии). Византийская перегородчатая эмаль X-XII вв. привезена в Венецию в результате Четвертого Крестового похода, а сама золотая основа с камнями - XIV в.
Архангелы
Царь Соломон
Кораблик перевозит останки св. Марка
Еще не забудем хоть вскользь кинуть взгляд на мозаичные полы XII в.
- Пап, ну как, пойдем вверх по этой лестнице? - Конечно, легко!
Вот что значит натренировались за время путешествия. Вперед музей и на лоджию к коням
Папа как опытный альпинист-высотник примеривается: может быть стоит еще повыше залезть? Решили все же воздержаться и довольствоваться теми местами, куда пускают.
За папиной спиной Часовая башня, арх. Мауро Кадуччи (помните, мы недавно о нем говорили), 1496-1499 г.
Вид на Пьяцетту и колонны св. Марка, и св. Теодора. Слева Дворец Дожей, а вдалеке виден кусочек Сан Джорджо Маджоре. Вид -классИк.
Колонны завязанные в узел; я их, как вы помните, собираю. Эти притаились в дальнем углу.. мне кажется, что здесь это никакой не символ, а талисман-амулет "на счастье и удачу".
Когда мне было около 5 лет, в комнате, напротив моей кровати стоял большой книжный шкаф "в потолок", и на самой нижней полке стояли альбомы по русскому искусству. Кто-то учится читать по вывескам на улице, а я вот по корешкам книг. Одни из первых самостоятельно прочитанных мною слов были: Ле-ви-тан, Ре-рих, Фа-вор-ский (сложное слово), Кус-то-ди-ев. Я не без труда вытаскивала альбомы и начинала, замирая, погружаться в другие миры. Училась читать и досочиняла то, что не знала или не понимала.
Кустодиев мне тогда особенно нравился - яркий, красивый, брызжущий энергией. Мне кажется, что я все его работы выучила тогда наизусть. Среди них была и эта - "Кони Сан Марко", 1907 г.
Картина меня тогда поразила и долго манила к себе ..-..волшебные кони, которые почему-то стоят высоко и где-то в далеком сказочном городе.. отчего так? может быть они летят?.. кто такой Марко? и что такое Сан?
Я никогда не спрашивала взрослых, потому что это сказка, а в сказках не спрашивают если ты не Алиса, в сказках подчиняются внутренней логике даже если ты Алиса. К тому же это мой секретный тайный мир, разве можно туда "вот так, запросто" пускать кого бы то ни было.
И, конечно, я никогда не мечтала их увидеть воочию, потому что ведь и младенцу понятно, что это невозможно. Это как замок Спящей красавицы, или как домик Карлсона.
Однако, через много лет мы встретились, вот они, дорогие мои.. Ну почти такие же ;)... копии, но не надо грустить, оригиналы мы с вами сейчас посмотрим, минуточку терпения.
Лев большой
и маленький
"Водолей"
А теперь пойдем в музей к настоящим коням.
Квадрига святого Марка, Лисипп, IV в. до н.э. Привезена в Венецию из Константинополя (когда? догадайтесь..
- правильно, в 1204 г., а теперь, хором: "в результате Четвертого Крестового похода".) Отлита на острове Хиос и попала в Константинополь вероятно при императоре Феодосии (V в. н.э.). В 1797 г. их украл Наполеон и они стояли в Париже до 1815 года. Не удивительно, что когда началась Вторая мировая, венецианцы, первым делом, подальше упрятали своих лошадок закопали, как водится...было очевидно, что за ними будут охотиться.
Вот они красавцы . Фотографировать нельзя, поэтому все снимки сделаны из под полы - невозможно же спокойно пройти мимо.
"Глаз своих с коней не сводит,
Справа, слева к ним заходит,
Словом ласковым зовет,
По спине их тихо бьет,
Треплет шею их крутую,
Гладит гриву золотую,
И, довольно засмотрясь,
Он спросил, оборотясь
К окружавшим: "Эй, ребята!
Чьи такие жеребята?"
П.Ершов
Разговаривают
Ах ножки, ножки, ножки. И музыкальным сопровождением - канкан под музыку Оффенбаха ;).
Идем дальше - смотреть мозаики XIII и раннего XIV вв.
Спас Эммануил. "Необходимость икон данного типа вызвана, вероятно, ответом Церкви на ересь Нестория, отрицавшую Божество Иисуса до Крещения. Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока...
Отрок Христос изображается отмеченным печатью духовной зрелости. ...взгляду Эммануила свойственна особая не детская серьёзность." (
вики)
Пророки
Волхвы
Не могу сказать кто, но мне кажется, что это деталь мозаики с волхвами
св.Фаддей в Месопотамии (деталь)
Иоанн Креститель получает облачения от ангела. XIV в
И вот вам крылатого льва напоследок ;)
Папин отчет В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2. В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1 В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2 Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление. С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати. С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий. С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи. С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1 С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2 С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей. С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2. С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1 С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей