В Риме я хотела обязательно зайти в церковь Санта Сабина на Авентине. Читала, что кого-то она разочаровывает, что же, этих людей понять можно - шедевров в базилике нет, ну, а я люблю ее полумрак, пустынность и гулкость, древность, которую здесь как-то особенно ощущаешь потому что не отвлекают шедевры :)) и большое внутреннее пространство, где можно вообразить себе всё, например, те же шедевры ;). Поэтому, конечно, эта базилика была обязательным пунктом нашей моей программы. Тяжелая дверь за спиной хлопнула и я оказалась в V веке...тишина, слышны только мои шаги, да щелчки затвора фотоаппарата - я снимаю окошки и не могу остановиться - они все разные и все восхитительные....
...А ещё хорошо потом выйти оттуда совершенно умиротворенной, попить из чудесного фонтанчика-маски и пойти между лавочками под тенью апельсиновых деревьев - наслаждаться одним из лучших видов на Рим.
Но я забежала чуточку вперед. Спустившись с Палатина, мы пошли на Авентинский холм мимо огромного античного стадиона - Большого цирка. Вы помните, что Рим стоит на холмах, гуляя по нему это теоретическое знание усваивается особенно прочно - усталые ноги замечают каждый подъем. А между холмами лежат необъятные пространства занятые непонятно чем. Дорожка на Авентин идет мимо пиний, мы в этот раз ее не снимали, желающие могут посмотреть наш прошлый пост -
вот. Базилика Санта Сабина построена между 422 и 432 годами. В XIX веке она была очищена от всех наслоений, так что мы можем любоваться настоящей архитектурой V века. Мимо входа, конечно, не пройдешь, но обычно как-то по-другому представляешь себе главный вход в церковь :). Виден плакат - доминиканцы празднуют круглую дату - свое 800 летие.
Пишут, что колонны взяты из античного храма Юноны. В апсиде не уже привычная мозаика, а фреска XVI века, которую мы презрительно пропускаем ;) снобы. Наслаждаемся звездным небом над головой ;),
В 1287 году здесь 10 месяцев заседал конклав - выбирал папу. За это время, прямо внутри церкви случилась эпидемия чумы и 6 кардиналов умерли. Решено было сделать перерыв, и все прелаты покинули базилику, все, кроме Джироламо Маши д’Асколи. Неудивительно, что когда конклав вновь собрался, то его и выбрали: видимо терпение и стойкость считались профессионально важными качествами для пап. Его избранию не помешало и то, что он был францисканцем, так и получилось, что первый папа-францисканец - Николай IV (новое имя Джироламо) был избран в базилике доминиканского ордена.
Единственная мозаика - V века, с надписью и двумя женскими фигурами. Я предполагала, что хотя бы одна из них - Святая Сабина ;), но нет - дамы олицетворяют христиан крестившихся из язычников и из иудеев.
Могильные плиты (каких-то монахинь?)
Летающие черепушки. Не нашла, что они могут символизировать.
Хор (?). Пишут, что он сделан в XX веке, стилизован под романский стиль с использованием древних плит. Мне кажется это как раз древняя часть.
И эта.
Сцена Рождества, конечно, современная, но мне она очень понравилась. Склоненные спины Марии и Иосифа как будто образуют овальное божественное сияние, своеобразную
мандорлу вокруг Младенца. Хвост звезды повторяет линию спины и вместе с головами ослика и вола образуют второй - внешний овал. Сияние расходится, как круги по воде. Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних Богу.
Что только не привидится в древней базилике. :)
В глубине портика, снаружи, слева от входа в конце аркады (кажется все приметы написала) находится главное сокровище базилики. Совершенно исключительные резные кипарисовые двери V века. Ничего подобного нигде больше нет. И вот совершенно безвозмездно, т.е. даром, можно полюбоваться на 18 панелей с сюжетами из Ветхого и Нового Завета. Считается, что в сценах из Ветхого Завета видно эллинистическое влияние, а в сценах из Нового - восточное. Очень хорошая и подробная статья про двери -
вот., в дальнейшем я буду на нее ссылаться.
На этой панели - одно из самых ранних изображений Распятия. Обычный прием , когда более значимая фигура изображается больше остальных. Все три фигуры находятся скорее в позе "оранта" (молитвенной), а не в позе распятых (несмотря на просматриваемые гвозди), руки не несут никакой тяжести и создается впечатление, что фигуры стоят (на земле?), а не висят. В статье пишут, что, вероятно, древний автор сознательно создал эту двусмысленность- тогда все еще хорошо помнили, что казнь через распятие на кресте - это казнь позорная, поэтому и крестов здесь почти не видно. Однако, в Евангелии от Луки рассказывается, что только один разбойник обратился в веру, второй же злословил и, значит, молиться никак не мог. Есть еще весьма остроумная гипотеза, выдвинутая Nick Stavrinides, что здесь изображено не само Распятие, а сценка его изображающая, разыгранная у городских стен (тут получает объяснение еще и неизвестно откуда взявшаяся кирпичная стена на Голгофе). Мои фотографии к сожалению не получились, поэтому покажу немного картинок с
сайта , там отснято все полностью.
Поклонение волхвов. Волхвы во "фригийских колпаках". Такие шапочки в античности прочно ассоциировались с Востоком, древностью, эзотерическим знанием. Во Фригии их носили служители культа Кибелы, в Риме - митраисты. А что за непонятные "блины" на которых сидит Богородица я не знаю, но кажется ей принесли их ещё. И всюду - те же кирпичные стены!
Христос между апп. Петром и Павлом. В руке у Христа жемчужина (?), если это она, то возможно имеется ввиду цитата из Евангелия от Матфея 13:45-46: Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Отречение ап.Петра. Петух очень часто изображался вместе с апостолом на саркофагах.
Явление ученикам. Возможно "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!" (Евангелие от Иоанна 20:19). Вокруг головы Христа нет нимба, но есть знак
хризмы, а также знаки альфы и омеги.
Ветхозаветные сцены: Илья Пророк возносится на колеснице на небо. Ангел цепляет его чем-то вроде гарпуна. Кажется, что пророк Елисей ухватился за плащ.
А вот на этой панели изображена очень интересная история. Я вам ее перескажу по житию пророка Аввакума, в изложении свят. Дмитрия Ростовского (почитать можно
здесь). Пророк Аввакум, как-то приготовил обед и понёс его жнецам в поле. Однако, по дороге он встретил ангела, который повелел отнести эту похлебку в Вавилон пророку Даниилу, который в тот момент был во рву со львами ("по ненависти нечестивых Вавилонян"). Аввакум в тот момент находился в Иерусалиме, что в 1000 километрах от Вавилона , даже на лошади 3 дня добираться, а пешком получится немногим меньше месяца, если спешить, похлебка может и скиснуть. Аввакум не стал говорить об этом ангелу, а только заметил, что города он не знает, дорогу ко рву может и не найти. Тогда ангел схватил его за волосы и во мгновение ока доставил вместе с обедом к Даниилу (тут должна быть реклама компании по доставке горячих обедов ;))). "Даниил поднялся и вкусил пищи" Ангел же после этого мгновенно вернул Аввакума обратно на поле к голодным жнецам. Мораль - обязательно покупайте сразу return ticket, вещь нужная и полезная. Ну а также летайте ... (тут должна быть реклама авиакомпании). Предполагают, что выбор этого сюжета связан с тем, что эта панель была парной к другой, несохранившейся, на которой изображался Даниил со львами. Почему здесь не жнецы, а пастухи? Наверное в западной традиции (в Золотой легенде) обед предназначался им.
Если кто-то хочет продолжить осматривать двери, еще раз даю ссылку на
сайт. Там еще много любопытного - неоднозначные сюжеты, загадочные предметы, есть чем заняться пытливому уму ;).
Правее от кипарисовых дверей в 2010 году во время реставрации была обнаружена фреска византийского мастера VII-VIII века на которой изображены Мадонна с Младенцем, свв. Петр, Павел, Сабина и Серапия - рабыня св.Сабины, которая обратила ее в христианство.
В квадратных нимбах (значит еще живы) изображены два заказчика, их имена смогли прочитать, это: архипресвитер Теодор и пресвитер Георгий - два папских посланника на VI вселенский собор 680 года в Константинополе. Про крайнюю правую фигуру пишут что это понтифик, какой не уточняют (Агафон?).
Рядом с базиликой у входа в апельсиновый садик находится чудесный фонтан. Он состоит из двух совершенно разных частей соединенных вместе только в 1930 х годах. Ванна - самая настоящая античная, а маска выполнена в 1593 году Джакомо делла Порта совсем для другого фонтана. Вместе они смотрятся очень органично, будто всегда так и было :). Вода очень вкусная, но в январе напор был гораздо сильнее. ;)
Вид на Санту Сабину из садика.
Парк Савелли, или попросту Апельсиновый садик, разбит на этом месте в 1932 году
Не удержалась, сфотографировала настоящего римлянина.
В правом нижнем углу полоса невыразительного зеленого цвета это Тибр :)
Опять поспели апельсины, а ведь мы их видели в январе. Может быть они пластмассовые, на прищепках?
Я так застряла в Сан Сабине и в садике, что и не заметила, как началась сиеста ,так что в базилику Сан Алессио мы не попали.
В Сан Ансельмо тоже.
А это очередь подглядеть в замочную скважину. Нет, я не шучу. Все эти люди стоят для того, чтобы заглянуть в скважину в двери резиденции Мальтийского ордена и увидеть территорию сразу трех государств: Ватикана, Италии и самого
Мальтийского ордена (Италия признает орден, как отдельное государство). У последнего здесь резиденция, она же столица. ;). Скважина называется почему-то - Святое Отверстие (Santo Buco). Мы стоять не стали.
В качестве компенсации покажу вам чужие фотографии, заодно и сама посмотрю. Спасибо говорю
сюда. Купол - Собор св. Петра, сады - Мальтийский орден, ну а все что между ними - Италия. Эта фотография
отсюда. С площади мы решительно повернули налево, надеясь побыстрей попасть на следующий холм - Целий, хотелось пройти туда еще нехоженными тропами. В результате, мы немного заблудились, сделали большой круг, но об этом в следующем посте :).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс. За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.