Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет.

Feb 07, 2015 18:17

Почему в Рим
Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а  -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати
Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента
Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин
Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты.
Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани.

В этот пост, конечно, попали и "топовые" вещи, так что его можно пролистать до конца, вы все это уже знаете ;)

Апоксиомен (в переводе "обскребающийся") Лисиппа (310 г до н.э оригинал - 50 г н.э. эта копия) -  одна из известнейших греческих статуй (вы все ее видели много раз в копиях, в Эрмитаже она стоит в вестибюле справа от Иорданской лестницы, если не ошибаюсь). Конечно это уже римская мраморная копия  с греческого бронзового оригинала (Лисипп работал только в бронзе). М.Гаспаров в "Занимательной Греции" пишет о нем так: "Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг - иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“». Для Лисиппа «Апоксиомен» был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно."
Вот он, красавец, застигнутый за совсем не героическим занятием ;), очень живой;  по Плинию  - главное произведение Лисиппа. Обращаю ваше внимание на его левую руку, которая пересекает центр тела, насколько я знаю, это первое такое изображение в античности.



Ну этого-то все знают ;)

Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
А.Пушкин(мраморная копия 2 в н.э. с бронзового оригинала 330-320 г до н.э. Леохар)






Но там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой,
А.Пушкин
А вот и она сама  (муза Трагедии) ;)


Лаокоон - авторы - родосские мастера Агесандр, Афинодор и Полидор (40-30 г. до н.э.).
А пусть тут тоже будет отрывок из М.Гаспарова : "«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь - старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь - мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами - торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире."


Знаменитый Бельведерский торс, скульптор Аполлоний Афинский (сер 1 в до н.э.). Я читала разные версии, кто это изображен. На сайте Ватиканских музеев они склоняются к мнению, что это Аякс Теламонид (герой Троянской войны) перед самоубийством (он кинулся на меч). Очень могучая и мощная статуя


Не сфотографировала подписи, поэтому будет так.






Гермес (?)


Вы меня простите, конечно, это всего лишь мой журнал ;), мне кажется он на Пушкина похож.


Афину узнать не сложно.






Бюст Демосфена, римская копия 2 в. н.э. с греческого оригинала. На надгробном памятнике Демосфену была надпись:
"Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей."
"Когда Цицерон произносил на Форуме свои речи, слушатели находили, что никто не умеет говорить лучше Марка Туллия; но когда говорил Демосфен, афиняне восклицали: «Война Филиппу!» " Генрих Гейне.

Сам же он говорил, например, вот это: "Человек, получивший благодеяния, должен всю жизнь помнить об этом, а человек, оказавший благодеяние, должен сейчас же забыть об этом."


Антисфен  - философ-киник. Римская копия (2 в н.э.) с греческого оригинала (сер.3 в. до н.э.). Пару цитат из него: "Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.",
"Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших."
"Самая необходимая наука - это наука забывать ненужное." :)


И бонусом ;)  несколько вещиц из Григорианского египетского музея.
Цветной рельеф из египетской гробницы 2400 г до н.э.



Фаюмский портрет. Юноша, 220-250 г. н.э. из коллекции Строгановых ;)



Женское погребальное изображение в полный рост - "Леди Ватикана" - написано, что в мире таких сохранилось только шесть. Предположительно 3 век н.э. из раскопок в Антинополе.






Общий вид вот такой (фото отсюда)

Рим, Италия, путешествия, картинки, интересное

Previous post Next post
Up