Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 5б. Равенна

Jun 08, 2014 00:43

Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1а. Сан Лео и Санта Агата
Запоздалое предварение от К.
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1б. Ла Верна и Chuisi e Michelangelo
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 а. Ассизи
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 б. Скульптуры с Дуомо
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 в. Фрески из нижней церкви Сан Франческо.
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 г. Спелло, Монтефалько, Беванья
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 3 а. Санта Мария дельи Анжели.
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 3 б. Перуджа.
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 3 в. Перуджа, Пинакотека
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 3 г. Орвието - Валь д Орча.

Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 4а. Валь д'Орча, Сан Квирико д'Орча
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 4б. Валь д'Орча, Сан Антимо, Пьенца
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 5а. Равенна

Равенна
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
А.Блок

Архиепископская капелла Андрея Первозванного нач.VI век.
В капелле постоянно находилась бдительная тетенька, и не давала фотографировать. Покажу фотографии из интернета, мимо музея нельзя пройти.
"...Такой же удивительной показалась мне мозаичная фигура Христа в зале архиепископской часовни. Мне сказали, что датируется она 500 годом. Спаситель представлен здесь как римский офицер, в воинских доспехах. Он молод, у него еще нет бороды. На нем обычный бронзовый нагрудник и военный плащ. В руке держит открытую книгу. Можно прочитать слова, написанные по латыни: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Ноги в римских армейских сандалиях, одна нога стоит на голове льва, а другая - на змее. Такого необычного Христа я нигде больше не видел." Г.Мортон. Добавлю, что сюжет опирается на «да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (90 псалом)
Общий вид отсюда



Отсюда


На потолке там идентифицируют 99 видов птичек. Отсюда.


Деталь мозаики, цесарка. Отсюда.


Утка. Отсюда


Отсюда


Лица там встречаются поразительные, считается что в капелле много портретов. Отсюда


Арианский баптистерий V-VI век
"Я увидел замечательную мозаику крещения на потолке арианского баптистерия. Святой Иоанн, одетый в шкуры, является уже отшельником средневекового искусства, а Христос - безбородый юноша - стоит в Иордане по пояс, и - удивительная языческая черточка - старый бог реки, сам Иордан, принимает участие в церемонии. Изображен он как типичное римское божество - с курчавой бородой и длинными белыми волосами, в которых запутались две красные клешни краба. Эта мозаика меня заворожила: святой Иоанн унес мои мысли в будущее, к Джотто. Спаситель напомнил мне о Катакомбах, а Иордан унес в прошлое, к Олимпу." Г.Мортон












Цветочек                                                                                            Престол уготованный

   

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово V-VI век



"В той же церкви С. Аполлинаре Нуово на стенах главного нефа тянутся процессии мучеников и мучениц, несомненно, византийского происхождения. Трудно представить себе более простое и величественное украшение базилики с ее уходящей к алтарю колоннадой, чем эти бесконечные ряды святых дев и мучеников, уходящие к изображениям Христа и Богоматери. С гениальным декоративным тактом византийские мастера устранили из этих фигур все индивидуальное, всякий человеческий интерес, который мог бы развлечь внимание молящегося. Они стремились к общему впечатлению, в котором лики святых девственниц и мужей играют ту же роль, что и нимбы, окружающие их головы, венцы мученические, которые они держат в руках, пальмы райских садов, которые разделяют их друг от друга. Все это не более чем повторяющиеся со строгой неизменностью мотивы одного и того же узора, переносящего на мраморные стены базилики сияние рая, конечно рая византийского, залитого золотом и усеянного крупными драгоценными камнями." П. Муратов

Юстиниан (по другой версии Теодорих). Фотография чуток кривовата, приношу свои извинения :)


Процессия священномучениц. Эти процессии с двух сторон почему-то ассоциировались у меня с танцем, а сейчас, посмотрев на них еще раз я вдруг увидела... это же панафинейские процессии с фриза Парфенона.


Вторую процессию я не сфотографировала.
Волхвы. Помните подол на платье Теодоры в Сан Витале... вот там они вышиты.




Деталь процессии священномученников

       

Базилика Сант Аполлинари ин Классе VI в.

Начать свой рассказ о базилике мне хочется с отрывка из стихотворения Арсения Тарковского
Был домик в три оконца
В такой окрашен цвет,
Что даже в спектре солнца
Такого цвета нет.Он был еще спектральней,
Зеленый до того,
Что я в окошко спальни
Молился на него.
Я верил, что из рая,
Как самый лучший сон,
Оттенка не меняя,
Переместился он.

Пошел сильный дождь.


П.Муратов и ак. В.Лазарев ("История византийской живописи") довольно низко оценивают мозаики в базилике Сант Аполлинари ин Классе, даже пренебрежительно, а мы совершенно не могли с ними согласиться. Представьте себе: спасаясь от дождя, влетаешь в храм... и  вдруг видишь диво дивное: светлая убегающая колоннада и там вдали мерцает и переливается всеми оттенками зеленого - алтарь. Кажется, что и правда нет такого цвета в "самом спектре солнца"... подходишь ближе (честно вам скажу, я даже несколько замедлила.. не решалась сразу туда пойти... )... и, затаив дыхание, видишь...Рай. Эта мозаика столь прекрасна...,  мне даже показалось, что развитие религиозной живописи на этом можно было бы и завершить... все самое главное уже сказано и самым лучшим образом.
Две нижние фотографии не очень получились, но я хочу именно своими фотографиями проиллюстрировать свои впечатления.





Эх, если бы нормальный фотоаппарат был бы не сломан :(.








Киворий 806-810 года. Считается одним из самых старых из сохранившихся (мы подобный видели в Соване)


Детали


Эту деталь пришлось очень очень вытягивать, но птичек жалко :).


Саркофаги 7-8 веков.




























Ну и напоследок расскажу вам одну историю.  Вот, что я прочитала у Г.Мортона про базилику Сант Аполлинари ин Классе
(сразу скажу: табличку не видела, лил ужасный дождь и мы уже очень спешили на самолет).

"На крыльце - мемориальная доска с надписью, сделанной по-английски, другой такой в Равенне больше нет. На доске следующий текст:
"ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ПЕНЯКОФФ (ПОПСКИ). (1896-1951),
подполковника британской армии, кавалера ордена «Военный крест», благодаря которому базилика была спасена во время боев за освобождение Равенны (18-19 ноября 1944 г.). Муниципалитет присвоил ему звание почетного жителя города. Настоящая доска помещена здесь благодарными жителями Равенны с согласия вдовы и друзей покойного 15 мая 1952 г."

На последних страницах книги «Тайная армия» («Private Army», "Личная армия" - тут вполне понятная ошибка переводчика :) - mrsMcwinkie), описывая подвиги отряда молодых британских солдат в тылу врага, Пенякофф упомянул и этот инцидент. Услышав, что по кампаниле должны открыть артиллерийский огонь, посчитав ее за подозрительный наблюдательный пункт немецкой артиллерии, и узнав, что здание знаменито своей мозаикой, он послал сюда разведывательный отряд. «Я доказал, что слухи ни на чем не основаны, - писал он, - и спас церковь». Он заметил, что это был «акт милосердия, первый за длинную карьеру разрушений»."
Вы, конечно, понимаете, что меня страшно заинтересовала фамилия этого "британца" :). Расскажу вам, что же я "накопала" :): личность оказалась неординарная с очень кинематографичной биографией, я удивлена, почему о нём до сих пор не снят фильм.
Фото отсюда.



Владимир Дмитриевич Пеняков родился в семье эмигрантов из России, осевших в Бельгии. Учился в Кембридже, во время 1 мировой войны был артиллеристом во французской армии, но никак себя не проявил, демобилизовался в 1918. В 1924 году уехал в Египет, где работал инженером на фабрике по изготовлению сахара.... По всей видимости он был из тех людей, которые поздно находят свое призвание. Имея мирную профессию, Пеняков увлекается исследованием пустыни (член Географического общества), учится
ходить под парусом, водить самолет (это занятие ему совсем не понравилось), и, главное его увлечение в то время  - ездить по пустыням на джипах. В 1940 году он поступает в Британскую армию и почти сразу выступает с предложением организовать диверсионно-разведывательную группу для действий в тылу противника. В 1942 году его предложение наконец было принято и родилась Личная Армия Попского (Popski`s Private Army). Теперь его все называли Сэм Попски  - персонаж комикса, - коллеги не смогли выговорить его русское имя. Название PPA тоже родилось из шутки, но потом практически вошло в официальные документы. Члены Армии имели знаки различия и форму...их эмблемой была астролябия (все участники прекрасно умели ориентироваться в пустыне). Пеняков оказался очень талантливым организатором, его небольшой отряд (общая численность за все годы  -191 человек, из которых погибло 10, по другим данным 119 при 17 погибших, тоже хороший процент) состоявший из добровольцев имел совершенно особенную  организацию: все были между собой на "ты" , не отдавали воинских приветствий,  и не соблюдали жесткую субординацию, каждый из них был вполне самостоятельной воинской единицей,  а единственным наказанием за серьёзный проступок было -  немедленное возвращение на базу.. Для Пенякова-Попски очень важен был дух братства-товарищества. Мобильная небольшая группа могла преодолеть на своих джипах 700 километров по пустыне в 50 градусную жару и ударить в самом неожиданном месте.
Обычная численность была такая: три группы по 18 человек (в 6 джипах) и один тактический штаб... вот и вся Армия :)


"Основным способом действий РРА во вражеском тылу были засады на транспортных коммуникациях, стремительные налеты на аэродромы и полевые склады. За 24 недели рейдирования во вражеском тылу «Личная армия Попского» уничтожила 34 самолета на аэродромах, 112 автомобилей, около 100 тысяч литров бесценного для немецко-итальянских войск топлива и захватила около 600 пленных. При этом «потери» самого отряда были минимальны - семь боевых Willys было выведено из строя, и два человека получили ранения." (ссылка на автора)
Один раз во время ночной атаки на немецкий аэродром недалеко от Тобрука солдаты Пенякова уничтожили и повредили около 20 самолетов и военные склады, потеряв всего троих.

В 1943 году, после окончания боев в Северной Африке, подразделение не  расформировали, а перебросили на территорию Италии вместе с 1-й британской воздушно десантной дивизией. И здесь опять пригодились таланты Сэма Попски ... отличный разведчик, полиглот, неординарно мыслящий человек, храбрец, да еще и с командой друзей-соратников.
Пеняков принимал участие во взятии Равенны (вот тут то и произошло чудесное спасение базилики Сан Аполлинари ин Классе  - думаю повлияли годы обучения в Кембридже :).. Известно, что город был взят с очень небольшими потерями.
В декабре 1944, бросившись на выручку британскому подразделению, Пеняков-Попски был тяжело ранен и потерял левую руку, но через полгода вернулся, и воевал до 1945 года, когда его Личная Армия была расформирована.
Выйдя в отставку он написал книгу воспоминаний - бестселлер и умер в 1951 году в Англии от рака мозга.
Фото отсюда.


Почитать о нем коротко можно тут , тут и тут... и далее, если интересно :)

Картинки, Италия, путешествия, картинки, Равенна, интересное

Previous post Next post
Up