Оригинал взят у
wild_shop_ru в
История идеальной женской фигуры Мой предущий пост
Girl with Curves вызвал бурное обсуждение фигуры и внешнего вида девушки, которая не соответствует современным (Европейским) стандартам красоты. Многие отзывались негативно о ее «толстой попе», которую лучше спрятать и никому не показывать, кто-то хвалил за хорошее чувство стиля и ухоженность. Кто из них прав, мнение субъективное, но хотелось бы обсудить тему, которая имеет непосредственное отношение к современным «стандартам красоты» и причинам, на нее повлиявшим. Далее много букв - немного истории с картинками :)
Представления об идеальных пропорциях женского тела в отдельные исторические эпохи были различны. И то, что сейчас принимают за канон женской красоты, несколько столетий назад было бы недопустимым…
Доисторический период: культ плодовитости.
Статуэтки из кости и камня эпохи палеолита представляют собой первые известные изображения женщины. Какова же была их фигура? Короткое туловище, огромные гипертрофированные груди, вздутый живот, массивные бедра, крохотные руки и ноги - все это свидетельствует о культе плодовитости женщины. Красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале.
Древний Египет: грациозная стройность.
Во времена египетской цивилизации изображения идеальной женщины подчинялись определенным канонам. Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывали линии тела. Идеалом женской красоты в то время считалась высокая, стройная брюнетка атлетического телосложения, с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами.
Древний Крит: сексуальность и раскрепощенность.
В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от грациозной, величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Идеалом женской фигуры считались тонкая талия и большая, приподнятая грудь, откровенно выглядывающая из глубокого выреза жилета. Исходя из этого, предполагают, что именно на Крите был впервые использован корсет.
Древняя Греция: пропорциональность и гармония.
В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, а потому естественным был культ тренированного тела. Во время архаического периода (VII-VI века до н.э.) женщины изображались задрапированными в туники, позволяющие видеть лишь очертания их мужеподобного атлетического тела.
В V веке до н.э. древнегреческий скульптор Поликлет написал трактат "Канон", в котором вывел цифровой закон пропорций человеческого тела. Идеально красивым считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.
Поэтому, по мнению греков, тело женщины должно было быть гармоничным - хоть и стройным, но все-таки не очень худеньким и с округлыми формами. Не слишком полные груди, тонкая, но естественно пропорциональная талия, соразмерность бедер - вот каков совершенный женский силуэт в Древней Греции. Эталоном такого красивого тела стали скульптуры Афродиты Книдской и Венеры Милосской. Идеальные женские пропорции соответствовали таким цифрам: рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.
Древний Рим: элегантная величественность.
Древний Рим перенял почти все традиции Греции. Идеальный образ римлянки соединял в себе такие черты как медлительность, величественность и определенную статичность. Женщиной с идеальной фигурой считалась та женщина, которая обладала округлой линией плеч, широкими бедрами и небольшой, плоской грудью. Последнего добивались при помощи бинтования, поскольку корсетов в ту пору еще не изобрели.
Раннее Средневековье. Романский период (X-XII в.в.): идеал непорочности.
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Поэтому тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляла 1:3). Скрытое под такими широкими одеждами тело женщины должно было соответствовать особым канонам: она должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, узкими бедрами и округлым животиком. Идеалом красоты является образ девушки с длинными светлыми кудрявыми волосами, очами голубого цвета и стройной фигурой
Высокое Средневековье (кон. XII - нач. XIII в.в.): образ Прекрасной дамы.
Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. В XIII веке расцветает поклонение «Прекрасной даме». Женщину в ту пору сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. А ее тонкий гибкий стан подобен виноградной лозе.
Дамы должны были казаться утонченными, хрупкими, женственными, бледнолицыми, с длинными светлыми вьющимися волосами, голубыми глазами и с маленькими ухоженными руками. . Макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Желая придавать духовность и изысканность внешности, представительницы прекрасного пола обривают лоб, делая его выше, выщипывают брови и надевают высокие чепцы.
Готический период (XIII - нач. XV в.в.): культ вечной беременности.
В XIII -XV в.в. в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры, который создается благодаря измененным пропорциям: верхняя часть тела искусственно укорачивается и приподнимается завышенной линией талии и низким декольте, а нижняя часть сильно удлиняется за счет многометрового шлейфа.
В соответствии с культом на беременность того времени корпус женщины отклонён назад, живот нарочито выставляется вперед и вырабатывается жест, которым придерживали подол верхнего платья на уровне живота. Кроме того, женщины специально подкладывали на живот небольшие стеганые подушечки (босы), чтобы максимально создать «эффект беременности».
Возрождение (XV -XVI в.в.): земная женщина.
Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Из хрупкой девушки периода готики расцветает зрелая женщина во всем великолепии образа. Вместо тонких, удлиненных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Плечи должны быть широкими. Первое условие красивых грудей есть их ширина. На груди не должна проступать ни одна кость. Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».
А француз Пьер Брантом в своей книге «Галантные дамы» писал: «Полные женщины заслуживают предпочтения, ведь гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, последний доставит всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».
Период Маньеризма (кон. XVI в.): искусственность.
Эпоха строгих канонов и запретов, безжизненности и отчужденности. Наиболее ярко Маньеризм нашел свое проявление в испанской моде, которая затем распространилась и во всей Западной Европе.
По сравнению с гармоничной модой периода Возрождения, уважающего человеческое тело и его пластичность, женская фигура, стилизованная в духе Маньеризма, оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяли его естественные линии, деформировали их. Это были корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья, а также железные конструкции под юбкой.
Идеалом была тонкая, стройная женская фигура. Для этого, например, девочки из знатных испанских семейств с раннего возраста начинали носить на груди тяжелые свинцовые пластинки, чтобы не допустить развития груди, а талию сильно затягивали. Без этого нельзя было втиснуться в жесткий корсет по достижении брачного возраста. Все это нарушало естественные пропорции женской фигуры.
Таким образом, каркасные формы костюма лишили женский силуэт женственности, он стал чопорным, сухим, плоским, с жесткими угловатыми линиями.
Барокко (кон. XVI-XVII вв.): величие и пышность форм.
В эпоху Барокко в моду приходят стилизация и театральность, помпезность и вычурность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV.
Женское тело в период барокко, как и ранее в эпоху Возрождения, должно быть «богатым»: с лебединой шеей, широкими, откинутыми назад плечами, хорошо развитой грудью и пышными бедрами. Законодателем мод на женское тело в это время стал Рубенс: на огромных холстах он рисовал округлые, энергичные, пышущие здоровьем обнаженные женские формы.
Но «на людях» талия женщины периода Барокко должна была быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. Талия с помощью корсета затягивается порой до 40 см! Тело дамы при этом принимает легкий, изящный и соблазнительный наклон вперед. В моде также роскошные формы бюста, поэтому корсет выполнял еще одну функцию - он зрительно поднимал грудь, обычно почти открытую смелым декольте.
Рококо (кон. XVII - XVIII в.): кукольный образ.
В эпоху рококо женский силуэт снова меняется. Торжественную парадность барокко сменяли утонченность форм, грациозность, легкость и игривость. Теперь модной считалась женщина с фигурой, похожей на хрупкую фарфоровую статуэтку.
В модном силуэте того времени не соблюдаются естественные пропорции тела: у красивой женщины должны быть маленькая головка, узкие плечи, тонкая осиная талия, которые сочетаются с чрезмерно увеличенными бедрами. Это достигалось при помощи узкого лифа и пышной, сильно расширенной на бедрах, двойной юбки. Женщины при этом приобретают некий кукольный облик.
Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.
Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать - отныне считалось вполне приличным. Скромность вызывала лишь насмешки: раз девушка стыдится - значит нечем похвалиться. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце». Дамы же постоянно находили повод показать свою грудь - то роза упала и уколола, то блошка укусила - «посмотрите!». Популярным развлечением знати были и своеобразные конкурсы красоты, где дамы без стыда задирали подолы и распахивали корсажи.
Классицизм (кон. XVIII в.): естественность.
В моду входит естественные очертания фигуры и простота форм. В то время подражали античности и всему тому, что считалось античным. Это подражание изменило и силуэт женщины. В моде стройная юная фигура с плавными линиями, как подобие античной статуи. Силуэт женской фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник со сторонами, примерно равными ширине плеч, талии, бедер и низа юбки. При этом происходит полный отказ от использования корсетов.
Ампир (нач. XIX в.): торжественность и холодная величавость.
Ассоциируется с периодом пребывания у власти Наполеона. И в отличие от классицизма образцом для подражания стиля Ампир становится не греческое, а более роскошное римское искусство, что привнесло больше блеска, пышности и помпезности. Женщинам эпохи Ампир было свойственно желание выглядеть стройными. Так как женский силуэт того периода должен походить очертаниями на высокую и стройную колонну. Но линия плеча, в отличие от периода Классицизма, становится шире за счет того, что ее стали подчеркивать короткими шарообразными рукавами. В более позднем периоде силуэт фигуры визуально стали делать менее высоким и стройным.
Бидермейер (1815-1848 г.г.): добропорядочность.
Показательным является образ «маленькой буржуа». В этот период изображения женщин полны законченной женственности, добродетельности и целомудрия. Женскому силуэту характерны: узкая талия, округлая линия плеч и пышная грудь. Должен быть существенный контраст между тонкой талией и широкой линией плеч и бедер, что еще больше подчеркивают за счет чрезмерно широких рукавов, сужающихся к запястью, корсета, визуально увеличивающего грудь, и пышной юбки с крупными складками, а также «накладными бедрами». Полнота и объемные формы являются хорошим знаком материнства в то время.
Романтизм (сер. XIX в.): болезненная женственность.
В этот период восхищение вызывают девушки худые, изнеможденные, с меланхоличным выражением лица и нездоровым румянцем. Этой красоте также характерны болезненная бледность, хрупкая тонкая шея, темные круги под глазами и впалые щёки. Подобные признаки меланхолии и отчаяния соответствуют образу женщины загадочной, недосягаемой, фантастической. Данный идеал красоты выступает эстетическим манифестом против буржуазной модели периода Бидермейер.
Второе рококо (втор. пол. XIX в.): идеал скромной госпожи, доброй матери и хорошей хозяйки.
Основные черты: плавность линий в силуэте, пышущие здоровьем тела, в меру стройные (иногда даже чуть полные), но не настолько худые и измученные, как в период Романтизма. Стройность фигуры достигается лишь с помощью туго зашнурованного, длинного корсета. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость (юбка более плоская спереди, выступает в форме овала сзади и заканчивается шлейфом).
Позитивизм (кон. XIX в.): яркость и блеск.
В этот период на первый план выдвигается буржуазия, которая становится законодательницей моды, а ее мировоззрение - идеалом для подражания. Яркость и блеск предпочитается изяществу, утонченности и элегантности.
В женской моде этого периода существуют два противоположных типа красоты: в то время как в средней Европе, Германии, богатых кругах Америки в моде так называемый «рубенсовский» идеал (пышные женские формы), во Франции и Англии отдают предпочтение тонкому силуэту стройной женщины.
Модерн (кон. XIX в. - нач. XX в. ): образ цветка-хризантемы.
Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом, вытянутой фигурой и длинными развивающимися волосами. Женщина была похожа на прекрасный цветок на тонком стебельке: с удлиненным торсом, сжатым, как стебелек цветка, корсетом; с узкими рукавами и поникшими плечами, которые напоминают листья. А увенчана эта конструкция была прекрасным бутоном - высокой прической из пышно взбитых волос.
Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт. Сам корсет того периода был очень длинным, утягивал талию и всю фигуру до нечеловеческого объема - 42-47см, что иной раз влекло за собой летальные исходы.
XX век: век трансформаций.
В XX веке единого стандарта женского силуэта не наблюдается. Изменения непосредственно зависят от событий общественной жизни и быстро набирающего обороты технического прогресса.
Уже в конце XIX века Дега (Degas) и Тулуз Лотрек (Toulouse Lautrec) продвигают новый тип красоты: на их картинах полусветские девицы приоткрывают свои формы в кабаре из-под вороха юбок или во время своего утреннего туалета.
Буржуа, затянутая в корсет и с постоянным недомоганием, уступила место стройной свободной женщине с крепким здоровьем.
В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, в короткой юбочке - вот новый идеал гермафродитской красоты.
Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги.
После Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Платиновая блондинка, воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности. В реальной жизни всё было совсем иначе. Родители запрещают подросткам краситься, всякий флирт пресекается, церемонии помолвки и брака строго чтутся.
Кино продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят молодые звёзды с пышными формами: Сильвана Мангано (Silvana Mangano), Софи Лорэн (Sophia Loren), Лиз Тэйлор (Liz Taylor) и Джина Лоллобрижида (Gina Lollobrigida).
В рекламе также преобладают однотипные красотки: чувственные женственные тела пышут здоровьем и достатком. Бледность осталась в прошлом, загорелое лицо свидетельствует о спортивной жизни на свежем воздухе/ В моде бикини и мини юбка. В 1968 году студентки в знак протеста публично сжигают бюстгальтеры.
Постепенно буржуазный идеал вытесняется из сознания.
Наступает время отказа от установленной модели красоты и освобождения женщины!
Итак, существует ли понятие «идеальная женская фигура»? Пожалуй, нет. На примере различных периодов в истории человечества напрашивается вывод, что у каждого столетия, а порой и у каждого десятилетия, существует свой эталон и свое представление об идеальных женских габаритах. Но и эти эталоны подвергаются под сомнение в следующем периоде!
Кто дочитал до этого момента - герой :)
(с) Оригинал статьи читайте на сайте
wild-shop.ru