Хочу с вами поделится картинками (и цитатами) из книжки Д.Н. Гобермана "Росписи гуцульских гончаров". Гуцульщина - это район Украины, на стыке Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей. В сам процесс изготовления изразцов гуцулы ничего нового не привнесли. Но росписи у них совершенно уникальны и легко узнаваемы. "..есть одна черта, существенно отличающая гуцульские сюжетные росписи от остальных, - это их резко выраженный народный характер. Если русские изразцы XVIII столетия предназначались для особняков, где ими облицовывались многоярусные печи, а в самой росписи культивировались сюжеты и мотивы, импонирующие вкусу состоятельной городской и поместной среды, то обладателем гуцульских росписей был тружениц-горец, а местом их бытования - крестьянская изба, где «кахли» (местное название изразцов) покрывали деревенскую печь, служившую и для обогрева жилища, и теплым ложем, и очагом для приготовления пищи. Вот почему содержание и стиля росписей изразцов у гуцулов столь фольклорны, так близки характеру всего народного искусства, пронизаны его духом, поэзией, образами." Среди мотивов встречаются животные и растения (фантастические и не очень :)), фольклорные мотивы, крестьяне и ремесленники за работой; и, что необычно, много военной тематики. В ней в первую очередь видна добродушная ирония над австрийскими солдатами, над панами и светскими дамами.
"Гуцулы, как и все украинцы, чрезвычайно одарены музыкально. Широко известны их растянуто-напевные «коломыйки», живые динамичные танцевальные мелодии. И недаром так обширен в росписях изразцов круг сюжетов, посвященных музыке. В них ветречается все разнообразие известных горцам инструментов - от длинной, обернутой берестой трембиты до миниатюрной губной дрымбы. Играют на волынке, бандуре и цимбалах, на кларнете, скрипке, виолончели, музицируют в одиночку и дуэтом, перемежая игру с винопитием, о чем свидетельствует обычный в подобных сюжетах атрибут - столик с флягой и бокалами."
" Гончару неведомы законы пространственной перспективы. Люди, животные, растения располагаются так, чтобы не закрывать друг друга. Если же надо показать действие, развертывающееся в глубину, например, пастуха с отарой, то овец, одинаковых по размеру, изображают одну над другой, как это делали авторы древнейших наскальных изображений."
Еще почитать длинную цитату из книжки можно
тут . А я покажу сканы сделанные прекрасной
smittik Посмотреть ее пост про изразцы можно
тут.
\