Январский день. На берегу Невы Несется ветер, разрушеньем вея... Где Олечка Судейкина, увы, Ахматова, Паллада, Саломея. Все, кто блистал в тринадцатом году, Лишь призраки на петербургском льду... Вновь соловьи засвищут в тополях И, на закате, в Павловске иль Царском, Пройдет другая дама в соболях, Другой влюбленный в ментике гусарском, Но Всеволода Князева они Не вспомнят в дорогой ему тени! 1922 Георгий Иванов Ну вот так и начну по-порядку выкладывать красавиц 13ого года :). Ссылки на биографию прилагаются, у меня же портреты и стихи (ну чуть-чуть прозы, для создания атмосферы). Для тех, кто хочет узнать кто же такой Князев (его я обойду стороной), рекомендую почитать биографии, в первую очередь, Ольги Глебовой-Судейкиной.
Ольга Глебова-Судейкина (1885 С-Петербург - 1945 Париж).Биографию можно посмотреть здесь ,или коротенькую в вики. Танцовщица, актриса, переводчица, художник, она прекрасно вышивала, мастерила кукол из шелка и парчи, сохранилось несколько чудесных фарфоровых статуэток ее работы (две из них я приведу в самом конце), Муза, одна из главных "героинь" "Поэмы без героя" А.Ахматовой Портрет работы С. Ю. Судейкина, 1922
[Spoiler (click to open)] Из воспоминаний Артура Лурье (композитор, пианист и музыкальный критик) "Ольга Афанасьевна Глебова-Сулейкина, волшебная фея Петербурга, вошла в мою жизнь за год до первой мировой войны. Она жила только искусством, создав из него культ... Ольга Афанасьевна была одной из самых талантливых натур, когда-либо встреченных мною.Только в России мог оказаться такой феномен органического таланта; стоило Ольге Афанасьевне, как истинной фее, прикоснуться к чему-либо, как сразу начиналась магия, - настоящая магия людей, магия чувств и магия вещей, - вещи как бы зажигались внутренним огнем. Как фея, Ольга Афанасьевна имела ключи от волшебных миров, и ключи эти открывали невиданное и неслыханное; все вокруг нее сверкало живым огнем искусства ".
Он же - "Дивные золотые косы, как у Мелизанды, или как у la fille aux cheveux de lin Дебюсси, громадные серо-зеленые глаза, искрящиеся как опалы; фарфоровые плечи и «Дианы грудь», подчас не скрытая сильно декольтированным корсажем; чарующая улыбка, летучий, легкий смех, летучие, легкие движения, - кто она? Бабочка? Коломбина? Или фея кукол, фея кукольного царства, озаренного вспышками бенгальских огней, где все - веселье и радость, где всегда праздник."
И еще - "Ольга Афанасьевна, - выражала собой рафинированную эпоху Петербурга начала XX века так же, как мадам Рекамье - la divine Juliette - выражала эпоху раннего Ампира. Вкус Ольги Афанасьевны был вкусом эпохи; стиль ее был также стилем эпохи, утонченный и вычурный".
"Мне кажется, её любят все, кто её знает: это совершенно исключительная женщина". И.Северянин
"Ольга Глебова-Судейкина. Какая тонкая и нежная красота, с некоторой потусторонностью, загадочная красота русалки, какие невиданные волосы! Цвет шампанского, цинандали, хохгеймера - туп и плосок по сравнению с ними! В них наряду с основным цветом белого вина, пробегают холодные волшебно-пепельные оттенки. Только Перроно, Ватто или Ренуар могли бы написать эти волосы!"В. Милашевский.
<...> хрупкая, юная, очаровательная блондинка, неглупо щебечущая, словно птичка, его жена (С. Судейкина), напоминала цейлонскую бабочку плеском шелков голубых и оранжевых в облаке бледных кисей; муж, конечно, её одевал; я смотрел на её туалеты: полотна Судейкина. А. Белый. С.Судейкин. Портрет О. Судейкиной-Глебовой. 1910
"Она была близка к литературным кругам<...> Нарядная, обаятельная, женственная, всегда окруженная роем поклонников, она была живым воплощением своей отчаянной и эротически-пряной эпохи." К.Чуковский. Из воспоминаний Г.Иванова о Бродячей собаке "О.А. Судейкина, похожая на куклу, с прелестной, какой-то кукольно-механической грацией танцует «полечку» - свой коронный номер."
Судейкин Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной в роли Псиши
Ты в Россию пришла ниоткуда, О мое белокурое чудо, Коломбина десятых годов! Что глядишь ты смутно и зорко: Петербургская кукла, актерка, Ты - один из моих двойников. Анна Ахматова Портрет работы Наппельбаума. Коломбина десятых годов
Как копытца, топочут сапожки, Как бубенчик, звенят сережки, В бледных локонах злые рожки, Окаянной пляской пьяна,- Словно с вазы чернофигурной, Прибежала к волне лазурной Так парадно обнажена.А.Ахматова В образе Козлоногой
Какая прелесть Ольга Афанасьевна! Припомнив повести Тургенева, Мы скажем, что душа у Оли - Асина, Тиха, улыбчива, сиренева. Ф. Сологуб Ольга Глебова-Судейкина в роли Путаницы. работа Судейкина
Люблю былое безрассудство И алых розанов убор, Влюбленность милую в искусство И комедийный нежный вздор. .. Вы, коломбинная Психея, Считаете воздушно дни, И, страстный странник, я, старея, Влекусь на прежние огни. Двух муз беспечная подруга, Храня волшебство легких чар, От старого примите друга Последней музы скромный дар. М.Кузмин Ольга со своими куклами. Портрет работы Наппельбаума
Красавица, как полотно Брюллова. Такие женщины живут в романах, встречаются они и на экранах За них свершают кражи, преступленья Подкарауливают их кареты И отравляются на чердаках… М.Кузмин Глебова-Судейкина - одна из первых русских моделей
Судейкин Обнаженная - О.Глебова-Судейкина
Портрет Аненнкова Глебовой-Судейкиной
Portrait of Olga Glebova-Sudeikina, Madga Drommeter, 1923