Правильно и неправильно

Sep 17, 2024 20:21

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Резервная ссылка на видео: https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=2452746&ad_template_id=9268&player_template_id=12134
Протоиерей Александр Проченко

По учению Православной Церкви Таинство действительно и Благодать Божия несомненно нисходит на человека, когда таинство совершено правильно.

А как правильно?

Во-первых, совершителем Таинства может быть только епископ или пресвитер Православной или римско-католической или армяно-григорианской Церкви (законно-рукоположенный по прямому и непрерывному преемству от самих апостолов).

Причем, для меня лично было открытием, что и священник и причащающийся могут быть какими угодно грешниками, но (если только первый не запрещен в служении) сила Благодати при совершении Евхаристии ничуть не уменьшается. Причина проста: благодатная сила зависит не от них, а от подвига Христа. Это Он Сам, невидимо совершая Таинство, действуя Духом Святым, дает Благодать, а епископы и пресвитеры - только Его видимые орудия, поэтому их личные качества не могут изменить силы Таинства. Точно также и недостоинство причащающегося не может снизить силу Благодати.

Вообще, считается, что никто из людей не достоин причащения Святых Тайн, но поскольку мы, грешные и слабые, крайне нуждаемся в этом спасительном источнике, он дарован нам Его милосердием.

Хотя...

Хотя, разумеется, служить Литургию нужно правильно, в соответствии с правилами Церкви. По словам св.Тихона Задонского,

"Должен священник ведать какими словесы совершается тайна, и притом должен иметь крепкое намерение к совершению тайны, еже по чину церковному действовати и совершати тую силою Св. Духа: а без такого намерения, или когда священник не ведает, какими словами тайна совершается, или когда в беспамятстве действует, без всякого намерения, никогда не совершает тайны, но яко неключимый раб вечно в погибель осуждается".

Ну и причащающийся, если не имеет благоговения к святыне, то он также несет ответственность. Например, если он сознательно утаил грех на исповеди или, скажем, покаялся в грехе притворно (то есть, в душе не решился больше так не грешить).

Недостойно причащающиеся - да, вкушают истинное тело Христово и пиют истинную кровь Его, и Святые Тайны действуют на них, но действуют не во спасение, а в осуждение. Ап. Павел о недостойно причащающихся говорит:

"Иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойно, повинен будет телу и крови Господни... Ядый бо и пияй недостойне в суд себе яст и пиет" (1 Кор. 11, 27, 29).

"Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением" (Иер. 48, 10) - говорит Господь.

Мощи

На мощах святых почивает Благодать. Христиане почитают святые мощи как храмы Святого Духа, в которых Он обитает своею Благодатью и после их телесной кончины.

Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, мы причащаемся не сущности Бога, а Божественной и Бого-творящей энергии, которой обладают Тело и Кровь Христовы святой Евхаристии. Мы, православные, потому поклоняемся святым мощам, святым иконам, всем этим освящающим средствам Церкви, что верим: все это помогает нам приобщаться к освящающим энергиям Бога. Святые мощи - носители благодати Божией, в то время как на Западе, к сожалению, об этом не знают...

Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год):

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Кто не знает, Евхаристия совершается только и исключительно в присутствии частичек мощей какого-либо святого.

Мощи в антиминсе

Во время Святой литургии разворачивается Антиминс - прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна. В середину Антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Только на Антиминсе совершается Божественная литургия, точнее, та важнейшая часть Ее, во время которой происходит Таинство Евхаристии (пресуществление Святых Даров) - превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Обычно Антиминс благословляется Архиереем для службы в конкретном храме, но в моменты нестабильности в обществе - будь-то война, революции, опасность раскола или чуждого религиозного засилья, как, скажем, было при введении на Украине униатства, архиереи наиболее стойким в вере священникам, благословляли Антиминсы специально для службы «аще где прилучится».

Мощи под престолом

Кроме того, Евхаристия совершается в храме на престоле - специальном столе, поставленном в алтаре. Так вот с VIII века (7-е Правило Седьмого Вселенского Собора) при освящении нового храма под престол также закладываются мощи святого - частички его останков.

Кстати, в первые века христианства, в подземных церквах катакомб, престолом служила гробница мученика. То есть, и тогда Евхаристия совершалась на мощах.

То есть, без мощей Святой Литургии НЕ БЫВАЕТ.

Однако, Святые мощи - не кнопка "нажми и получишь"

Афонский монах Афанасий с Карулий пишет:

"Сейчас многие не поклоняются мощам, а пытаются энергией от них подпитаться. <...> Но духовные явления - это не магия и экстрасенсорика. И за эти «подпитывания энергиями» всем лукавнующим придется отвечать.

Православный человек к Святым мощам должен прикладываться в простоте сердца и с благоговением, как к останкам Святого, Богу угодившего. Естественно, с молитвой и просьбами, но не как к волшебному предмету, магически на тебя действующему вне зависимости от состояния твоей души. И если для души полезно будет, наступит и телесное изцеление и даже чудеса произойдут."

Восприятие Благодати

Полноценное восприятие Благодати - вещь редкая. Вот свидетельство:

"- Деточка моя, когда я однажды поехал на Святую Гору Афон и исповедался у одного иеромонаха, то он спросил меня: «Отче, а сколько лет ты служишь?» - «Тридцать», - ответил я. «А сколько раз на литургиях, которые ты служил, ты ощущал таинство, душа твоя входила в святилище Божие, ты что-нибудь понимал в мире сверхъестественного, ощущал что-нибудь удивительное и таинственное?» Я ответил: «Отче, очень редко. Служил сотни раз, но таинства каждый раз не ощущал, это нелегко»."

Да, мало иметь Его Благодать в нашем мире. По всей видимости, нужно быть достаточно чистым душею (действенно покаявшимся в грехах) и правильной жизнью подготовить себя для Ее восприятия. И лучшие из нас нечасто готовы...

Впрочем

Впрочем, вопрос о восприятии Благодати - не простой. Упомянутый монах, вопрошавший об ощущениях чего-нибудь удивительного и таинственного на Литургиях, возможно, и не прав. Потому что утверждается, что чувственное восприятие, умиление, восторг и т.п. во время Литургии вовсе не означают восприятие Благодати, но являются, скорее всего, чем то вроде чувственного наваждения, не имеющего Божественного источника.

Действие Благодати

«Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Св. прп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 9.1).

Подается она по мере веры и решимости жить по заповедям Божиим. «Бог гордым противится, а смиренным дает Благодать» (Иак.4:6).

Результат

Один протестантский пастор как-то встретил православного священника и сказал ему:

- Мы, протестанты, занимаемся благотворительностью, строим дома для престарелых, социальные заведения, залы, больницы, организуем концерты поп- и рок-музыки и привлекаем молодых, проводим экскурсии, мы очень активны. А вы, православные клирики и Православная Церковь, что делаете вы?

А священник, вместо того чтобы перечислять ему разные виды пастырской работы, сказал лишь одну короткую фразу:

- Мы, православные, служим Святую литургию.

Мы делаем это и наполняем рай людьми, душами, которые спасаются. Мы утешаем людей, сводим Бога на землю и возводим людей на небеса. Это наш вклад, это то бесконечно важное, что Церковь дает миру. Самое важное. Это источник, из которого проистекают и остальные дела Церкви.

На главную страницу блога

Previous post Next post
Up