Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
«Я не думаю, что мы действительно находимся в постиндустриальной эре. Причиной является то, что промышленное производство не только остается весьма значимым, но в определенной степени становится даже более важным, чем когда бы то ни было ранее, хотя технологические основы его и меняются. Не нужно забывать, что даже производство программного обеспечения, хотя оно и отличается весьма существенно от сборки оборудования или автомобилей, остается одной из отраслей промышленности.»
Marshall Goldman, экономист.
Основа экономики развитых стран - большие производственные корпорации
Д.э.н. профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Марат Мазитович Мусин пишет: "
По оценкам С.Губанова сегодня доля ТНК с капитализацией свыше 1 млрд. долларов в экономике США по совокупному капиталу превышает 83,2% (в 1970 году - 48.8%), а по прибыли - 86% (против 51,9% в 1970 году). По производству электронного оборудования и двигателестроения, микропроцессорам и двигателям технотронного типа - удельный вес ТНК в объеме инновационных разработок - 100%.
Это господство экономики корпораций, экономики вертикальной интеграции. Доля малых предприятий - 10%! В России все с точностью наоборот - свыше 90% у дезинтегрированных, децентрализованных неконкурентоспособных предприятий. <...>
<...> Помощник президента Аркадий Дворкович предложил взять за основу формулы выхода из кризиса… малый бизнес и несостоятельную парадигму информационного общества. <...> <Но> давным-давно опубликована убийственная детальная критика «постиндустриальной парадигмы» младотроцкиста Белла, как и наспех скомпилированной на его базе концепции «информационного» общества, согласно которой якобы свыше 70% в занятости и ВВП в США относятся к сфере услуг.
Но цифры показываю иное: сегодня развитие ведущих держав движется за счет производства средств производства (США - доля средств производства в совокупном общественном продукте 55,8%, Германия - 58%, Япония - 60%)! Где же здесь доминирование сферы услуг?
Доля материальных ресурсов в конечном потреблении домохозяйств превышает 65,3%, т.е. 2/3 общего объема. Лукавство и подтасовки статистики США давно вскрыты российскими учеными. Сегодня доля государственно-корпоративного сектора США в общей занятости составляет 78,4% (60,3% - занятые в материальном производстве, 1,1% - занятые в сельском хозяйстве и 17% госсектор)."
Действительно...
Нам упорно вбивают странную мысль о необходимости доминирования в хозяйстве малых и средних предприятий, ставя в пример развитые страны. Но, при этом, забывая осветить одну тонкость...
В развитых странах малый и средний бизнес занимает двоякое положение: действительно, часть мелочевки специализируется на инновациях (но, при этом, они объединяют свой интеллектуальный, финансовый и производственный потенциалы с крупными корпорациями), а также в строительстве, сложной логистике, мини-торговле, ресторанном бизнесе, на оказании услуг населению там, где крупному бизнесу не развернуться и т.д. и т.п.
Другая часть малого и среднего бизнеса является, фактически, подчиненной структурой больших корпораций, в виде его т.н. сателлитов и аутсайдеров. Оставаясь формально независимой, через торговые, кредитные, лицензионные и прочие соглашения, вся эта мелочь настолько привязана к крупной компании и зависит от нее, что, в действительности, является почти что составной ее частью.
В итоге, в современной экономике рулят всем именно крупные корпопорации. И не то что выиграть у них в конкурентной борьбе, но просто выжить в ней смогут лишь такие же крупные хозяйствующие субъекты.
Не просто большие, но межотраслевые и вертикально-интегрированные
Однако, хотя величина корпорации действительно имеет большое значение, не она одна определяет успех. Дело в том, что существуют экономические законы, определяющие эффективность тех или иных организационных форм хозяйствования в условиях современной мировой экономики. И важнейший из них - закон вертикальной интеграции, сформулированный на академическом уровне д.э.н. профессором МГУ Сергеем Семеновичем Губановым.
Этот закон гласит: «Рентабельность промежуточных переделов должна быть близка к нулю». Расширительная трактовка закона: «Не должно быть паразитарных интересов ни в системе управления, ни в цепочке добавленной стоимости». Естественным выводом из него является необходимость "упаковать" всю передельную цепочку, по которой товар из сырья превращается в готовый продукт конечного спроса, в единую вертикально интегрированную корпорацию, которая будет держать рентабельность каждой стадии (добычи сырья, производства из него полуфабриката, изготовления комплектующих, сборки, операций товародвижения и т.д.) на уровне нулевой или даже отрицательной величины, добиваясь хорошего соотношения "цена - качество".
А такое соотношение позволяет конечному продукту завоевывать большую часть рынка, делая корпорацию монополистом на нем или частью узкого клуба больших игроков, частью олигополии. А монопольно-олигопольное положение позволяет извлекать сверхприбыли и снижать издержки. А уже полученную сверхприбыль, через специальный механизм, правление корпорации распределит между подразделениями, компенсируя им низкую или отрицательную рентабельность из-за внутренних корпоративных цен.
Помимо того, факт присутствия в разных отраслях, делает корпорацию устойчивее, а подбор этих наиболее "интересных" для конкретной корпорации отраслей позволяет добиваться т.н. синергетического эффекта в ее деятельности. (Именно этим можно объяснить наличие в западных странах массы консалтинговых структур, помогающих корпорациям расти в "правильном" направлении.)
Ну и наконец, поскольку такая корпорация достаточно велика, она имеет возможность концентрировать ресурсы для покупки патентов и лицензий, а также проведения самостоятельных опытно-конструкторских работ и даже научных исследований. А ведь сегодня основную часть прибыли дает именно интеллектуальная рента.
То есть, подводя промежуточный итог, для устранения лишних звеньев и снижения себезтоимости, успешная корпорация должна контролировать всю передельную цепочку, все ее звенья. А поскольку эти звенья - в разных отраслях, а контроль должен быть жестким, мы получаем запрограммированную необходимость сочетания межотраслевого принципа с принципом вертикальной интеграции.
И действительно, этот закон давно эмпирически понят топ-менеджментом и владельцами многих крупных корпораций по всему миру и выводы из него воплощены - в той или иной степени - в жизнь. И да, полноценную прибыль они снимают с продажи именно конечного продукта и/или с оказания услуг по его обслуживанию. (Хотя, справедливости ради, в реальной жизни, стремление фирмачей к минимизации налогов усложняет эту схему. Но именно усложняет, а не меняет принципиально.)
Какой вывод можно сделать из всего этого? Он прост: для того чтобы нам начать конкурировать с Боингом, Фордом или Эйплом, нам нужны соответствующие крупные российские технологические корпорации, объединяющие в себе все: от добычи сырья до производства продукции конечного спроса, а также ее обслуживания, ремонта и утилизации (ну или хотя бы верхние звенья этой цепочки). А также финансы и корпоративную науку.
Исключения
Безусловно, в мире есть примеры моно-отраслевых крупных холдингов. И их капитализация может существенно превышать стоимость межотраслевых вертикально-интегрированных конкурентов. Но их успех возможен лишь при условии свободного доступа на большие рынки сбыта и легкого доступа к дешевому капиталу, а также к технологиям. В условиях России эти факторы обезпечить сложно. Уже поэтому нам стоит задуматься о создании именно межотраслевых вертикально-интегрированных структур.
Госкорпорации
В России есть объединения, называемые госкорпорациями. Но за редкими исключениями (вроде Росатома), современными межотраслевыми вертикально-интегрированными корпорациями они, к сожалению, не являются. (В основном, это - надстройки над несколькими предприятиями одной-двух отраслей. Отраслевые холдинги.) Соответственно, их необходимо создать.
Новые корпорации федерального уровня
Нам нужен широкий набор новых крупных (где возможно, немонополистических) компаний - со стоимостью основных фондов не ниже нескольких сот миллионов шв. франков каждая. Широкий - потому что мы много чего не производим, а импортировать из-за рубежа технологическое оборудование и лицензии становится все сложнее по политическим мотивам. И вряд ли эта тенденция коренным образом поменяется в обозримой перспективе. Соответственно, если мы хотим развиваться, мы будем вынуждены двигаться в сторону квази-автаркии, то есть, самообезпечения хотя бы по самым важным, принципиальным позициям.
Да, в наш век экономического и технологического глобализма это - не лучшее решение с точки зрения себезтоимости и эффективности. Но иного выхода у нас нет. Иначе мы станем вассалами наднациональных глобализаторов, которые ОБЯЖУТ нас переформатировать наше общество, чтобы сделать его сборищем духовно и интеллектуально слабой массы Бого-борцев. Ибо
это есть их цель, от которой они не отступятся. Причем, обезпечивать этот глобальный социальный проект будет
система тотального контроля и управления людьми. Фактически, это будет ад на Земле.
Ну и надо понимать, что задача глобализаторов - фрагментация мировых элит, ослабление государств - для прямого и безконтрольного доступа к природным и иным ресурсам. Что сделает дальнейшее существование России как единого государства невозможным.
Что неприемлемо.
Условия становления новых корпораций
Разумеется, это - тема большого и отдельного разговора, но некоторые, очевидные вещи, необходимые для создания новых корпораций, конечно, можно перечислить.
Во-первых, это, прежде всего, разумное законодательство и нормативы в сфере налогообложения и финансово-кредитной политики.
Во-вторых, длинные дешевые инвестиционные кредиты (либо выкуп низкопроцентных длинных облигаций этих корпораций) через институты развития.
В-третьих, где возможно - гарантированные на несколько лет вперед заказы.
В-четвертых, конкурентным преимуществом новых русских корпораций должен стать низкий уровень цен на сырье и энергоносители.
В-пятых, грамотная таможенная политика и политика нетарифного ограничения импорта. (Некоторые детали можно найти
ЗДЕСЬ.)
6-й уклад
В мире стартовала новая технологическая революция, а именно - заметный рост технологий нового, т.н. шестого уклада, представленных, прежде всего, гибкими автоматическими производственными системами, аддитивными производственными технологиями, новой энергетикой, специфическими микросхемами-программами, скоростными железными дорогами и т.п.
Помимо снижения трудо-, энерго- и материалоемкости производства, многие из этих технологий дают еще один положительный эффект: возможность достичь хорошей рентабельности при меньших валовых объемах производства. А это позволяет надеяться, что лет через 20 даже в рамках относительно небольшого общего рынка Евразийского Союза можно будет иметь по две - три относительно крупных (ну, ближе к средним) отечественных межотраслевых вертикально-интегрированных корпорации на почти каждый рынок тех или иных товаров и услуг.
Впрочем, на таком рынке как автомобильный (электромобильный) - в перспективе до 10 млн. авто(электро)мобилей в год - смогут ужиться до трех - четырех отечественных гигантов.
Мега-корпорация
Очевидно, новые корпорации будут создаваться, при поддержке государства, как частно-акционерным или частным бизнесом, так и кооперативными структурами, корпорациями Губернских общин. Но, поскольку нам нужна, хотя бы, олигопольная конкуренция, желательно иметь таких компаний побольше. Уже поэтому, часть новых и обновленных компаний стоило бы создавать директивно, от имени общества, под контролем государства. Такие компании стоило бы объединить в Мега-корпорацию.
Это позволит оперировать по-настоящему большими ресурсами, оперативно концентрируя их на значимых или просто выгодных направлениях. В условиях жесткой международной конкуренции это - важный фактор конкурентоспособности и безопасности государства.
По факту, очевидно, Мега-корпорация РФ станет чем то вроде холдинга, объединяющего несколько межотраслевых вертикально-интегрированных компаний. Она станет становым хребтом национального хозяйства.
Впрочем, реальная ее структура будет определяться по мере ее создания. Потому что любые, даже самые продуманные идеи при внедрении неизбежно трансформируются, корректируются с учетом реалий.
Совладельцы Мега-корпорации
Контрольный пакет Мега-корпорации будет принадлежать
Общественному капитальному фонду РФ.
Могут ли частники войти в Мега-корпорацию? Мое мнение - да. Вливаясь в нее со своими предприятиями и деньгами и получая определенные пакеты акций. Вопрос о том, не станет ли такой бизнесмен "троянским конем" в новой структуре и не погубит ли его алчность дело - открытый. Видимо, здесь надо ставить на Систему, которая подразумевает и ограничения по объему пакета голосующих акций, и грамотный аудит и управление (система "Ариадна" и т.п.), и строгое неотвратимое наказание по линии уголовного кодекса.
Собственно, здоровая Система необходима в любом случае. Ведь злоупотребления - мы это видим - возможны и со стороны инсайдеров государственной компании.
Организация Мега-корпорации
Базой для формирования Мега-корпорации станет федеральная госсобственность, включая как пакеты акций, доли, паи, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, так и некоторые ГУПы.
Кроме того, ввиду нарастания настроений социального реванша в обществе, держа в уме необходимость создания пула новых технологичных корпораций федерального уровня, а также на фоне проводимой руководством страны политики амнистии и репатриации российского капитала, крупному капиталу российского происхождения будет предложен способ самосохранения и, одновременно, демонстрации патриотизма, в виде инвестирования значительной части их денежных средств и собственности (вне зависимости от того где зарегистрированы титулы собственности и вне зависимости от местонахождения активов) в эту самую Мега-корпорацию. Речь идет, прежде всего, о тех крупных хозсубъектах, значительную часть собственности которых составляют активы, которые прошли, в свое время, через процесс приватизации.
Полученная, таким образом, база будет потом надстраиваться путем проектного финансирования (длинные дешевые кредиты) через институты развития, и прежде всего - через
Кредитно-страховой фонд РФ.
Замечание
Вхождение в Мега-корпорацию будет добровольным. И, разумеется, в обмен на ее ценные бумаги.
Да, сегодня сложно представить, что кто то захочет войти в нее. Однако, ход событий, мое мнение, приведет крупный российский капитал к пониманию простой мысли: либо вхождение в мега-корпорацию, либо разорение, по тем или иным причинам. Могу ошибаться, разумеется, но есть такая догадка.
Выгоды от Мега-корпорации
Очевидно, Мега-корпорация станет базовой финансово-экономической структурой страны, владельцем, и оператором мощных инфраструктурных систем:
- сети аэропортов, портов, стратегических логистических центров,
также:
- магистральных сетей электроснабжения,
- магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов,
обезпечивая передачу и транспортировку для конкурирующих поставщиков электроэнергии, нефти, газа, нефтепродуктов.
Да, рынки элекроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, хотя бы частично, можно организовать, отказавшись от принципа вертикальной интеграции, на конкурентной основе. Вертикальная интеграция - не абсолют, ее стоило бы применять там, где она действительно будет эффективна.
Также Мега-корпорация станет владельцем и оператором единой федеральной железнодорожной сети, включая подвижной состав.
Кроме того, именно она станет значимым производителем средств производства, авиационной, военной и космической техники.
Именно в ее рамках можно будет перенаправлять финансовые потоки из высокорентабельных отраслей - в виде дотаций - в убыточные или низкорентабельные отрасли, являющиеся социально и хозяйственно значимыми (пример - пассажирские и грузовые ЖД перевозки).
Надо понимать
Надо понимать, что Мега-корпорация займет лишь часть рынков новой России. Она будет испытывать конкуренцию со стороны других российских и иностранных игроков. Демонстрируя силу (или слабость) своей модели. По итогам такой конкуренции и можно будет судить о ее эффективности.
Таким образом
Таким образом, страна получит мощного финансово-экономического и технологического игрока, способного выигрывать у иностранных конкурентов как на внутреннем, так и на внешних рынках. Экономического мега-агента, способного аккумулировать большие ресурсы на важных и прорывных направлениях, добиваясь максимальной эффективности и отдачи от капитала. Способного обезпечить кадровую и технологическую независимость страны. А также, способного существенно повысить производительность и оплату труда в РФ.
На главную страницу блога