Удивительно, как некоторые места застревают в нашей голове, и хочется возвращаться туда снова и снова. Отношение к Венеции у меня поменялось на диаметрально противоположное. Насколько в первый раз она мне не понравилась, настолько сейчас мне там комфортно, и тянет туда опять.
Этот наш приезд был пятый по счету. Коллеги смеются, что я там уже каждую улицу знаю. Мол, она маленькая. Тут они не правы. Во-первых, из-за плотной застройки там миллион улиц (не считая островов вне основного туристического архипелага). Во-вторых, там почти каждое здание особенное и достойно внимания. Возможно это покажется странным, но за четыре предыдущих раза мы успели зайти только в один музей. Тот самый главный, - дворец дожей на площади Сан Марко. Остальное время мы просто шатались по городу туда и сюда. И все равно в этот раз мы 3 дня ходили новыми маршрутами: увидели новые мосты, площади, набережные и т.д. И это мы еще на Лидо не были! Оказалось, что Венеция огромна и за несколько раз необъятна! :)
Но отставим лирику, перейдем к практической части. Если вы попали в Венецию на время проведения биеннале (а это с мая по конец ноября), то не проходите мимо. Павильонов много, они очень разные, разбросаны по всему городу, и чаще всего находятся в церквях или во дворцах, куда в обычное время вход закрыт. Не упустите возможность посмотреть на венецианские интерьеры, там есть на что. К тому же вход в ноябре в павильоны уже свободный. Попутно вы увидите, конечно, кучу непонятной ерунды, но есть и неплохие посылы. :)
Мы естественно зачекинились в белорусском павильоне. Ребята в этом году решили переплюнуть самих себя. Получилось настолько концептуально и глубоко, что сами авторы не в силах уже вспомнить, что изначально собирались сказать. Извечная проблема белорусов.
Многие страны пытались оправдать свои инсталляции большими пояснительными записками, что хотел сказать автор. Например, респект Северной Македонии. Посмотрев на их бетонные обломки, соединенные арматурой, я задвинула Олегу лекцию об эволюции культурных и политических взглядов в 20м веке. Когда искусство ничего не может тебе сказать, приходится выдумывать самому на ходу.
Еще в этот раз мы прошлись слегка по музеям. Но не по затхлым и пыльным залам со страдающим Средневековьем (что под настроение может быть норм, но не в этот раз), а по сияющим и свежим галереям искусства. Галереи там клевые! Они небольшие, не устаешь заскучать, а бонусом - отличные виды из окон и архитектура классических венецианских дворцов.
В восточном музее крышесносная колекция нэцкэ. Можно залипнуть на несколько часов рассматривать детали.
Вид на большой канал прилагается почти к каждой галерее. :)
Мой фаворит - это дворец Мариано Фортуни. Если вам нравится визуальный ряд в третьем фильме про Гарри Поттера - не проходите мимо. У меня смутное чувство, что декораторы вдохновлялись чем-то подобным. Вообще к своему стыду я ничего не знала про нереально крутого дядьку Фортуни. А он прям по всем фронтам молодец оказался. Википедия пишет, что он - один из ключевых дизайнеров XX века, и после всего увиденного я ей верю. Меня впечатлили ткани и орнаменты. Меня! Я вообще сухарь на эту тему, но дядька прям freaking genius (затрудняюсь обойтись без мата по-русски)!
Вот вам сухие факты с википедии: известен как модельер, дизайнер, театральный художник и изобретатель. Занимался изготовлением шёлка - производил его на специально открытой для этих целей в 1919 году фабрике на острове Джудекка в Венеции. Создавал абажуры для светильников из шёлка собственного производства. Эти объекты до сих пор считаются маркером Фортуни благодаря узнаваемому опаловому цвету абажуров, узорам и шёлковым шнурам с кистями и стеклянными бусинами. Производство оригинальных ламп закончилось в конце 1920-х. До начала 1980-х, когда стали появляться первые реплики, ни одна из венецианских мастерских не решалась повторить «Фортуни» - из-за технической сложности и проблем с патентами. Фортуни можно назвать одним из наиболее важных модельеров XX века. Работы Мариано Фортуни знаменовали исчезновение одежды, построенной на деформации фигуры. Фортуни создал своеобразный тип моды, устойчивый к частым изменениям - в большей степени он культивировал стиль и образ жизни, нежели вариативность деталей и частую смену неустойчивых тенденций. Используя рисунки подлинных ренессансных материалов XV - XVI веков, дом Фортуни выпускал реплики и реконструкции исторических тканей. Также Фортуни работал в сфере театра. Идеальный театр Фортуни - это организм, где технические принципы и декоративные элементы объединены в единую систему. Он изобрел систему смены театральных декораций, известную как «панорамный купол Фортуни». Он был обладателем патентов в области декоративного и театрального освещения. В 1922 году его изобретения были использованы в театре Ла Скала в Милане при постановке вагнеровского Парсифаля.
И т.д., и т.п. Почти Тони Старк: гений, миллиардер, плейбой, филантроп (?).
В музее еще картины его папки висят. Он художником был, и блин тоже интересным! Кароч, занятная семейка.
Ну и так, по мелочи заходили посмотреть, где че висит, когда видели афишу. Например, привезли вот Гелия Коржева. Очень оказывается известный советский художник. Лауреат каких-то пермий и прочего. Но кроме устойчивой неприязни он у меня ничего увы не вызвал. Дядю явно привели к успеху без особых его телодвижений. Семья у него непростая была, он дружил видимо с кем нужно, соц реализм по заказу рисовал, туда-сюда, и вот твоя не самая выдающаяся мазня в вечности. Там еще видеоряд показывают, с тектом, как он в тяжелые военные годы несчастный тусил где-то в эвакуации и скучал в одиночестве без друзей. Как потом в 50х ему уже свою мастерскую за невероятные заслуги выдали. Как он жил со своей женой, и "им не нужно ничего было, кроме любви друг друга". Еще бы, когда ты живешь в 100 раз лучше среднестатистического советского гражданина, то о чем еще париться. Его и в Европу выпускали с выставками, так что чел к успеху пришел. Интересно, что в этом всем видят европейцы, не зная советского бэкграунда? Если просто текст почитать, так подумаешь, ого, молодец чувак, каких высот добился. Интересно, трогают ли европейцев все эти картины самоваров и голых баб, лежащих на расстеленных газетах с бутылкой водки? Что вот оно у них вызывает? Надо как-нибудь пройтись с опросом.
Зато выставка была в корпусе университета, опять-таки здание красивое. :)
В общем, заходите в Венеции на выставки, оно того стоит.