Зачем РПЦ столько храмов?

Dec 05, 2018 20:54


Известие о строительстве нового храма или восстановлении разрушенного вызывает бурю негодования в сети. «Лучше бы новую школу построили или больницу», «не хочу, чтоб мои налоги шли на бизнес центры РПЦ» - вот типичные комментарии пользователей по этому поводу.

Оправданы ли подобные претензии к Русской православной церкви? Существуют ли пути решения таких конфликтов?

Притчей во языцех уже стало противостояние верующих и гражданских активистов в московском парке Торфянка. В этой истории есть все: и протестный палаточный лагерь, созданный противниками строительства, и так называемые «православные активисты», и драка одних с другими. Не последнюю роль в конфликте сыграли и представители оппозиционных партий, которые зарабатывали политические очки на якобы защите парка от застройки (хотя можно ли говорить о застройке парка, когда согласно проектной документации постройка займет всего 1 % от площади, вопрос открытый). В итоге строительство перенесли в другое место, но конфликт все еще продолжает тлеть.



Похожая ситуация сложилась и в Северной столице при строительстве собора в честь Жен-Мироносиц на проспекте Косыгина рядом с парком Малиновка. С храмами в спальных районах Петербурга откровенно туго, по воскресным и праздничным дням они просто не вмещают в себя всех желающих. Поэтому рядом с уже существующим храмом Марии Магдалины планировалось построить собор Святых Жен-Мироносиц. Правда, в данном случае собор действительно планировался большой и мог вполне занять большую территорию парка. Строительство также перенесли в другое место, которое вроде бы не вызывает нареканий у местных жителей. Кстати сказать, группа в социальной сети Вконтакте «В защиту парка Малиновка» регулярно делает перепосты из группы «Общественное движение «За парк Торфянка», что навевает на определённые мысли об общих организаторах этих движений, хотя  в случае с Малиновкой процент участия именно местных жителей, а не приехавших из других районов оппозиционеров, в защите парка гораздо выше.

Настоятель многострадального собора Жен-Мироносиц протоиерей Петр Мухин не сильно расстроился из-за этой, казалось бы, неудачи, тем более  что впереди его ждала радость - Русской православной церкви был передан Смольный собор, настоятелем которого он также является. А ведь раньше Смольный входил в комплекс «Музей четырех соборов», директор которого Николай Буров вступает в открытую конфронтацию с Санкт-Петербургской епархией РПЦ, в первую очередь, по поводу передачи Церкви Исаакиевского собора.

Летом 2015 года митрополит Санкт-Петерубургский и Ладожский Варсонофий написал открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга с просьбой передать Исаакиевский собор, один из символов Петербурга, который к тому же когда-то был кафедральным собором, в безвозмездное пользование Русской православной церкви. На тот момент уже была договоренность о передаче Смольного собора, и рассматривался вопрос о возможной передаче Самсониевского (четвертый собор, входящий в комплекс). Просьбу о передаче еще и Исаакия Буров счел наглостью.

При передаче собора епархии планировалось, что расходы по реставрации и обслуживанию памятника возьмет на себя государство, что тоже не могло понравиться общественности (на сегодняшний день Исаакиевский собор существует на условиях самоокупаемости за счет продажи билетов в музей).

В итоге Смольный решил собор РПЦ не передавать, а православные активисты предложили провести референдум по этому вопросу. Однако Николая Буров заявил, что никаких переговоров с неграмотными фанатиками вести не будет.

«Впервые увидел, чтобы имя святого писалось как «Исаакий Далмацкий». Еще там приводились очень наивные исторические легенды, оказалось, например, что в соборе венчались Петр I и Екатерина I. Глупость это всё! Я очень стеснительно отношусь к любым организациям, в названиях которых есть слово «священный». Никогда не принадлежал к священным организациям, кроме КПСС. Но даже они себя стеснялись так называть», - заметил Буров (источник http://regnum.ru/news/society/2114574.html) .

Но официальная Патриархия не оставляет надежд на передачу собора церкви. «Отвечая на вопрос о судьбе Исаакиевского собора, Владимир Легойда отметил, что Церковь всегда исходила из того, чтобы решать все разногласия, даже потенциально конфликтные, путем договоренностей, которые не предполагают развития конфликта. Особенно это касается возвращения и строительства храмов. Эти вопросы регулируются законодательством, в частности, законом о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения. Государство считает правильным вернуть религиозным организациям имущество, которое исторически предназначалось для их нужд. Позиция Церкви такова: все должно происходить в правовом поле. Процесс передачи, по закону, выстроен так, чтобы ни одна сторона не чувствовала себя пострадавшей. Проводить референдум по вопросам, которые описаны законодательно, с правовой точки зрения бессмысленно» (с сайта mitropolia.spb.ru).

Нужен ли церкви геморрой с обслуживанием огромного Исаакиевского собора при том, что богослужения проводятся в левом приделе храма, а по большим праздникам и в центральном - вопрос открытый.

В вину приходу одного из строящихся храмов Петербурга поставили и происшествие с Мефистофелем. Барельеф персонажа «Фауста» Гете располагался напротив строящегося храма блаженной Ксении Петербургской, и когда, злоумышленники ранним утром сбросили бедолагу на асфальт и погрузили осколки в «Газель», в интернете сразу стали поговаривать о причастности православных к вандализму. Но, как совершенно справедливо заметили в пресс-службе Санкт-Петербургской епархии, ни епархия, ни приход храма Ксении Блаженной к этому акту отношения не имеют.

Кто виноват в таком непонимании между верующими и общественностью, почему возникают конфликты вокруг религиозных построек?  Особо яростные апологеты обвиняют либералов, ненавистников православия и даже самого князя тьмы. Однако, нам кажется в корне конфликтов лежат гораздо более земные причины.  Всему виной недостаточное информирование населения о строительстве на фоне все более ожесточенной пропаганды со стороны противников строительств.

Целая гора камней может полететь и в наш огород, помощников настоятелей по информационному служению. Мы недостаточно доходчиво рассказываем о целях, с которыми строится, плохо ведем  информационные ресурсы с этим связанные. Самим настоятелям строящихся храмов часто не хватает времени и сил на общение с местными жителями, но там, где такое общение все же состоялось сразу видны результаты, которые отмечает даже Патриарх Кирилл: «по опыту четырехлетней работы мы видим, что лучшие результаты достигаются в тех приходах, где настоятель лично контролирует ход строительства, там и дело спорится, и пожертвования собираются, и приходское служение развивается по всем направлениям.  Но когда местное население ничего не знает, а их начинают пугать тем, что "парк отнимут", "покойников будут возить", "дети уже не смогут рядом находиться, будут травмированы катафалками", что "будет колокольный звон в 4-5 утра", тогда и возникает часто протестное настроение даже у людей, которые не против храма» (источник patriarchia.ru).

Силовые методы в этом случае не помогут, а лишь усугубят ситуацию (как это происходит сейчас в Торфянке), лишь диалог и нахождение компромиссов позволят исчерпать конфликты вокруг строительств храмов, и, в конечном счете, привести в эти храмы людей.

Патриарх Кирилл, Исаакиевский собор, РПЦ

Previous post
Up