Ноймайер. Балет.

Apr 26, 2014 18:06

С утра во второй день католической Пасхи (в Германии это государственный праздник и выходной день) мне позвонила приятельница и предложила поехать в театр на балет Ноймайера. У нее заболела дочь, поэтому есть лишний билет. Ну конечно, посмотреть балет Ноймайера, кому же не хочется! Я обрадовалась предложению, и вечером мы поехали на электричке в Эссен.
Представление состоялось в Эссенской филармонии. В первом отделении Национальный молодежный оркестр, состоящий не менее чем из ста музыкантов, очень профессионально, несмотря на юный возраст оркестрантов, играл «Alagoana - Caprichos brasileiros», балетую сюиту на темы бразильского фольклора немецкого композитора Бернда Алоиса Циммермана (1918 - 1970).
    По пути в Эссен мы познакомились с русской женщиной, дочка которой играет в этом оркестре на скрипке. Она рассказала, что в молодежный состав оркестра они поступили по конкурсу. Принимается молодёжь в возрасте от 14 лет и старше. Если музыкант поступил учиться в консерваторию, то он уже не имеет права играть в молодёжном составе. Сама эта женщина приехала из Петербурга, где окончила консерваторию и немного успела поработать в оркестре Мариинского театра. Девочку свою она учит музыке сама, никакой музыкальной школы дочка не посещала.
    Второе отделение состояло из трёх балетов. Первые два балета были контемпорари, то есть современный танец.
Первый балет хореографии Вубкье Куиндерсма. Она родилась в Камеруне, училась в Академии танца Роттердама (Нидерланды),  работала танцовщицей и хореографом в Польше и в Германии. Балет Ученик чародея по мотивам стихотворения Гёте на музыку французского композитора Поля ДюкА.
      Молодёжная труппа балета Ноймайера состоит всего из восьми человек. Вначале на сцене появляются семь танцовщиков, на полу лежат электрические фонарики, каждый останавливается возле своего фонарика, включает его. В полутьме они как бы танцуют с лучами света фонариков, как бы обтанцовывают их. Танец каждого танцовщика вокруг луча света был изумительно красивым, казалось, они танцуют в космосе. После этого они вешают фонарики себе на шею и продолжают танцевать. Потом к ним присоединяется восьмая девушка с полупрозрачным ведром, на дне которого ярко светятся маленькие электрические фонарики. Она достает из ведра большой красивый цветок и дарит его понравившемуся ей юноше. Все танцовщики танцуют парами, причем девушка иногда надевает ведро на голову своего избранника, потом снимает и ставит его на пол. Юноша со временем снимает с себя алый цветок и передает его через друзей обратно своей девушке. Пока она танцует со своим ведром, внутри которого свет от фонариков, все танцовщики убегают за кулисы и появляются вновь на сцене точно с такими же вёдрами со светом. Музыка очень весёлая, они все танцуют со своими вёдрами, а с заключительным аккордом одна из девушек набрасывает своё ведро на голову дирижёра. Мне так понравился этот необычный балет, что я не удержалась от крика Браво, которого, правда, не слышно было из-за бурных аплодисментов.
     Второй балет я сначала вообще не поняла. Название  Exsultet (что это значит - не знаю). Хореография двух молодых танцовщиков итальянца из США Саши Рива и испанца Марка Юбете из основной труппы Ноймайера. Оба заканчивали Балетную школу Гамбургского балета.  Все музыканты уходят со сцены. Примерно 12 стульев расставляют на сцене в три ряда и на них выносят и кладут на каждый стул пластмассовые части человеческого тела. Это как бы зрители, участвующие в спектакле. Поразмыслив, я подумала, может быть, это как бы разорванные души человеческие. Музыка очень трагическая английского композитора МакМиллана для симфонического духового оркестра. Сначала танцовщики танцуют совсем без музыки. Потом начинает играть оркестр, время от времени он умолкает, но танец продолжается, иногда слышатся какие-то страшные надрывные крики. Где-то перед концом танца все набрасываются на одного танцовщика, мучают его, он остается неподвижно лежать на сцене, остальные продолжают танцевать. Затем и он медленно осторожно поднимается, но танцует в стороне от всех. Танец заканчивается. Повторяю - я не поняла смысла всего.
    Раз в неделю я хожу на массаж. Во время процедуры начала рассказывать массажистке о своих впечатлениях. Когда я рассказала ей о первых двух балетах и сказала название третьего балета, Аллилуйя, она меня перебила.
- Вы говорите, Вы смотрели балет на Пасху?
- Да.
- Так, кажется, я понимаю смысл.
   Тут надо добавить, что она верующая. Глубоко верующие люди смотрят на мир несколько иначе. Вообще, немцы, исключая молодёжь, очень верующие. После войны они сначала восстанавливали церкви, А потом уже отстраивали жилой фонд.
- Ведь Пасха - это праздник света и свободы.
- Да.
- Так, может быть, первый балет прославляет свободу и свет. Христос принёс людям свет.
     Я начинаю уже сама соображать и додумывать: Христос принёс людям новое учение, и все знают, что ученье - свет, а не ученье  - тьма, т.е. он принес свет и передал его всем людям. Массажистка продолжает:
- Второй балет - это иносказательное распятие Христа. А третий недаром называется Аллилуйя.
- Точно, он как бы прославляет учение Христа.
 Теперь стало понятно присутствие разорванных человеческих душ на сцене во время действия второго балета. Это толпа, а душераздирающие выкрики означают крики толпы - распни! Конечно, души людей, присутствующих при распятии, были разорванными, иначе не могло быть, теперь и это разъяснилось полностью.
  Третий балет на музыку 30-й симфонии Гайдна хореографии Ноймайера был неоклассикой. В начале и в конце мужские голоса поют коротенькую мессу. Одна девушка даже крутила фуэтэ, одинарные вперемежку с двойными. Правда, другая танцовщица упала во время танца, но очень быстро поднялась. С кем не бывает. Все иногда падают. Но танцевали в целом очень даже неплохо. Ноймайер имеет возможность выбрать для своей труппы самых лучших танцовщиков. Зрители так бурно им аплодировали, крики Браво со всех сторон, что они исполнили на Бис еще один коротенький балет, тоже неоклассику. Наверно, тоже Ноймайера.
  Возвращались мы домой умиротворенные. Остались очень довольны проведённым вечером.

Балет, Театр, Жизнь в Германии

Previous post Next post
Up