Это лишь небольшой список терминов, применимых в словесных РПГ. Включает как общеизвестные понятия, так и мои домыслы.
Манчкинизм (слово "munchkin" впервые появилось в "Волшебнике Изумрудного города" в значении "дитё", "глупыш", на русский перевели название народа как "жевуны", потому что "to manch" англ. "жевать", "чавкать", "пережевывать") - либо желать победы (или выжить) любым путем, либо стремление гнуть свою линию.
Манчкин, манчер - игрок, больной манией победы (манчкинизмом), все пережевывающий одни и те же сюжеты: его не в меру крутой (суперменистый) персонаж, прикладывая смехотворные (чисто символические или карикатурные, вроде "из последних сил") усилия, вновь оказывается героем, и ничто не в силах справиться с ним. Расширенное толкование: манчкин - игрок, любыми средствами гнущий свою линию и не принимающий никаких отклонений от собственной сюжетной задумки.
Суперменство (от прозвища известного киногероя), покемонство - превышение заявленных способностей персонажа, переоценка возможностей той или иной расы или класса, накручивание дополнительных умений, чрезмерное усиление персонажа, сказочно сильные чары. Часто к суперменству приводит манчкинизм, но временами суперменят чисто ради забавы и разрядки.
Читерство (термин пришел из компьютерных игр, где чит-коды используются для более тонкой настойки игровых условий, а часто для банального повышения крутизны альтер-эго игрока - попросту, мошенничество) - злоупотребление дырами в правилах, что далеко не всегда исходит из манчкинизма. Еще одна забава.
Ролефлэйм ("flame" англ. "пламя", "пыл") - влияние взаимоотношения персонажей на отношения людей, ругань на ролевой почве, переход на личности, глубокая дружба людей благодаря ролевой игре, а так же пристрастность в судействе.
Ролефлуд ("flood" англ. "наводнение", "поток", "затоплять", "выходить из берегов") - наводнение словески почти бессмысленными, часто бредовыми, еще чаще мелкими по объему игровыми сообщениями, что вполне уместно на ролевых гулянках, но неприемлемо в походах и противостояниях.
Оффтопик в словесной форумке ("off" англ. слово указывает на отдаление, отделение, завершение; "topic" англ. "тема", "предмет обсуждения"), оффтоп, офф, НРПГ, оффгейм, оффРПГ - так как топиком является художественный текст отыгрыша, любые высказывания игроков, даже об игровых событиях, в теме игры считается оффтопиком. Часто его выделяют мелким шрифтом, менее заметным на фоне скина форума цветом, надписью "офф", "P.S." или "НРПГ" ("Не РПГ", "вне РПГ"), оффгейм, оффРПГ, а то и просто берут в скобки. Бывает, для подобных обсуждений создается специальная тема, называемая "Оффтоп такой-то словески". На некоторых форумах существуют наказания за сообщения в игровой теме, содержащие только оффтопик. Когда видите надпись "НРПГ:", будь уверены, что следующая информация исходит не от персонажа, а от игрока.
Графоролевки, письменные ролеигры, письмоигры - форумные словесные РПГ, потому что это единственные вид РПГ, где сам игровой процесс представляет (кроме обдумывания и обсуждения) составление художественных (в той или иной мере) текстов. Хотя, я играла в графоролевки и письмами через бумажную почту, и передавая записки. На каждый игровой ход уходил примерно один тетрадный лист.
Дайсогейм ("dice" англ. "кубик", "играть в кости"; "game" англ. "игра"), дайс-РПГ - использование игромастером дайсов (кубиков) или другого генератора случайных чисел для определения результатов действий персонажей, реакции мира и просто генерации случайных событий, что, по идее, должно приблизить игру к реальности благодаря элементу неожиданности. В настольных РПГ бросок кости определяет только удачу, остальное решают параметры персонажа и окружающего мира. В графоролевках ГСЧ, кубик или монетка используется реже, и чаще всего факт использования не сообщается игроку.
Графопараметры - художественные описания в форумках, заменяющие игромастеру, судье и игроку числовые параметры в настольной РПГ. Параметры нужны при оценке возможностей персонажа, определении его нижней и верхней планки. Бывает, судьи ролевых сражений составляют для себя графопараметральную систему, деля каждый параметр на степени. К примеру, действия персонажа на "невозможно", "маловозможно", "нормально", "неплохо", "гениально". Иногда даже пишутся программы, вычисляющие результаты по этим системам. Судье остается только ввести свои оценки каждого параметра и нажать на кнопку.
Литературный стиль (вообще-то, художественный стиль) - играть в хорошую графословеску временами сложней, чем писать роман, при том, что требования те же, что и при написании литературного опуса. Каждое сообщение - мини-новелла, повествующая о действиях, мыслях и чувствах отыгрываемых персонажей. Существуют форумы, где качество и размер такой новеллы высоко ценится и ощутимо влияет на судейство поединков и сражений.
Лже-Темные, лже-Светлые, Цветная Война - чаще всего ролевые персонажи делятся на противопоставленные друг другу группы, начинается Цветная Война. И хорошо, если это еще группы злодеев и добряков или законников, анархистов и равновесников. А вот когда игрок, отыгрывая эгоистичного злодея, не только называет его Темным, но и совершенно уверен в своей правоте; или когда персонаж фанатеет от веры в какое-то условно Светлое божество, игрок уверен, что отыгрывает Светлого; или когда его персонаж попросту в силу своей анархичности выступает против Светлого блока и вершит зверства, игрок уверен в службе персонажа Тьме, это уже совершенно неправильно. Впрочем, в реальности тоже редко встретишь настоящего Светлого или Темного, если вообще верить в Тьму и Свет.
Фэнтези-раса, мга-люд, мги - выдуманные расы и народы. Ведь в объективной реальности рас всего три: европеоидная, негроидная и монголоидная. А в мифологии и художественной литературе нередко определенные человеческие качества усиливаются в фата-народце и иллюстрируются его внешностью. Но речь идет о народах, используемых в играх и фантастике. Фантазия может позволить без ограничений баловаться с физиологией, накручивать века жизни и тома знаний, а то и нечеловеческое мышление и способности. Только, все равно редко автору такой расы удается изобразить действительно не-человека.
Хобби-класс - скушен человек, зацикленный на своей профессии и не интересующийся больше ничем. Хобби-классы как дополнительные профессии, делают персонажа живее, ярче, а часто еще и прибавляют способностей. В графоролевке же можно, избегая чрезмерного суперменства, не добавлять герою стратегических умений, брать хобби-класс чисто как украшение. К примеру, мой персонаж-бард часто засматривается на звезды и знает каждое созвездие.
Центровка (англ. "Alignment") - иначе мировоззрение, направленность, равнение на, приверженность. Краткая характеристика по настольной системе AD&D, содержащая 9, а в расширенном варианте 18 характеров, основанных на нахождении морали персонажа на прямых "Закон-Нейтрал-Хаос" и "Добро-Нейтрал-Зло". Такая классификация довольно условна даже в расширенном варианте: будучи законопослушным добряком, человек может время от времени проявлять хаотичную изменчивость и стремление судить себя и окружающих, свойственное законику-нейтралу. А уж персонажей мы стремимся уподобить людям в разнообразии, живости характеров, так ведь? Потому мне удобней называть Alignment центровкой.
Ролевой пост, роленовелла (англ. "role-novel"), ход - сообщение с отыгрышем.
Игромастер - ведущий ролевки, ее Game-Master. Существует три степени игромастеров: ГМ, судья и подмастерье ("мастерский кирпич"). Если последние только помогают ГМам и судьям, обретая необходимый для повышения степени опыт, а вторые - судят спорные игровые ситуации, то первые совмещают в себе все предыдущее и, кроме того, водят ролевые игры и творят миры.
Словомаска, аватар, альтер эго, герой, персонаж, мга-личность - подобие личности, созданное графословесочным отыгрышем персонажа; такая виртуальная личность нередко со временем оживает настолько, что ее автор не может диктовать свою волю, вынужден только передавать в роленовелле волю словомаски.
Дедлок (deadlock - англ., "мертвый тормоз") - участники ждут действий друг друга, в результате чего возникает застой.
Причины впадения словески в кому:
-исчезновения Мастера (ГМа, ДМа, ДыМа): дымная кома, дым-кома
-долгого ожидания ключевых событий, ключевых действий игрока или Мастера: ключевая кома, ключ-кома
-пропажи большинства участников: кризисная кома, кризис-кома
-удаления темы ролевки модератором или вследствие сбоя форума: техническая кома
-затянувшегося оффтопного обсуждения: оффтопная кома, офф-кома
-наводнения игровой темы флудом и ролефлудом: флуд-кома
-тупикового поворота сюжета: тупик-кома
-ролефлейма (как отрицательного, так и положительного): жаркая кома, жар-кома, жаркое
-проявлений манчкинизма (суперменство и(ли) стремление гнуть свою линию): манчкинская кома, манч-кома
То же самое со смертью ролевки: дымная смерть, ключевая смерть, кризисная смерть, техническая смерть, оффтопная смерть, флудовая смерть, тупиковая смерть, жаркая смерть и мачкинская смерть ролевки. Своеобразные девять кругов ролевого Ада.
Глюколовы - любители необычных состояний сознания, искатели экстремальных ощущений, в том числе, среди ролеплееров. Причем, совершенно не только посредством поедания психоделиков, и речь не только о галюцинациях. К примеру, манчкинизм - одна из низших разновидностей глюколовства: манчкины стремятся почувствовать себя победителями.
Соигровство, РПГ-соавторство - совместное написание ролевого поста двумя или несколькими игроками, часто с участием их героев.
Мыслеречь - чаты, интернет-пейджеры и прочие средства быстрого обмена информацией, помогающие обсудить игровые моменты, поиграть в легкую форму графословески и, естественно, просто потрепаться.
Закрытое дело, гамовер (game over - англ. "конец игры") - даже после смерти персонажа его дело не будет закрыто, пока того не захочет игрок-над-ним. Кроме банального воскрешения или переселения душ возможно отыграть персонажа в периоды белых пятен его биографии. Когда же промежутков не остается, можно воспользоваться клонированием или ненастоящестью - к примеру, приключения происходят с героем во сне, а уж пространство сновидений обильствует белыми пятнами. Когда же игрок решит покончить с персонажем, стоило бы оформить квенту гамоверного аватара в виде рассказа или повести, чтобы было приятно читать о пройденном этапе.
Бал аватаров - нередко несколько героев игрока-над-ними объединены единым сюжетом. Явление их встречи и называю балом аватаров, будь это даже всего полтора-два героя. Если же некоторые аватары всегда ходят группами, это сплошной бал.
Лик, аватара - изображение профиля, помещаемое под ником на ролевом сайте, желательно изображающее основной, главный образ пользователя или игрока.
Алиас - краткий комментарий под аватаром к сайтовому или РПГ-образу, повествующий о внешности персонажа/игрока или его внутреннем мире.
Предыстория, личное дело, чарлист (character list - список умений героя), биография, жизнеописание, квента, героепись, анкета персонажа, героика - графо- и числопараметры, пред- и послеистория той или иной словомаски или группы аватаров.
Поход, дело, приключение - отдельная словеска, каких большинство. Игровые события не слишком масштабны и продолжительны, в отличии от кампании.
Кампания - отдельная словеска или цикл походов большой общей продолжительности.
Вечеринка, гулянка - непродолжительная полная шуток ролевка без строгих правил с пониженными требованиями к отыгрышу. Чаще развлечение, чем что-то серьезное.
Дуэль, поединок, ассо - короткий и довольно ответственный жанр графоролевок, состоящий в недлительном разделенном на раунды соревновании между собой минимум двух персонажей. Нередко вердикт выносит судья. Чаще всего поединки делятся на рыцарские и магические.
Клан, гильдия, орден - объединение персонажей и(ли) игроков, действующее продолжительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет), чаще всего направленное на жизнь общей игровой вселенной, созданной специально для таких кланов. Впрочем, есть две крайности - походогенератор (замкнутый в себе орден, занятый внутренними походами, нередко красота отыгрыша стоит над действием) и агрессор (гильдия нападения на другие кланы, постоянно занятая многочисленными внешними врагами и прославленная скандалами, чаще действие стоит над литературностью роленовелл).
Супервизорство, супервидение, суперзрение - ситуация, когда Игрок делится сведениями со своим героем. Сведения эти могут быть взяты из авторского текста оппонента (чтение сути заклятий), неоглашенных мыслей чужого героя (при том что не описано чтение мыслей). Временами отыгрываются целые супервизорные диалоги ("Она вошла в таверну" - "Коза, подумал он" - "Козел, подумала она" - "Сама такая, а я человек, подумал он" - "Кто б говорил? подумала она"). Эти милые супервизрские диалоги невинны по сравнению с магическим суперзрением, когда оппонент знает устройство твоего заклинания до малейших деталей.
Дятел - это термин характеризующий игрока, не умеющего или не желающего отыгрывать роль.
Отыгрыватель - если ролевик это непрофесиональный актер, то отыгрыватель это непрофессиональный ролевик, возможно, ни разу не державший в руках меч, но пишущий о мечах в графословеске.
Планоходец (plane walker - англ. "ходящий по мирам") - герой, тем или иным образом обладающий способностью переходить из одного мира в другой, одной вселенной в другую, и таким образом путешествовать, видя множество миров и существуя будто бы независимо от них. Некоторые даже умеют творить свои миры.
Оказиокаст - выдумывание заклинаний на ходу, в пылу сражения, и приведение их в действие сразу же, без исследований.
Оказиоперс - спонтанное введение в действие не описанных до того нигде сущностей, рас, героев и НПЦ. Часто в условиях битв и дуэлей такое действие запрещено.
Бездонный карман (взято их критических статей, посвященных компьютерным играм) - явление, часто встречающееся в компьютерных и словесных играх, согласно с которым в инвентарь (сумку) героя помещается все что угодно, будь то хоть бутылка, хоть запасные доспехи, хоть целый танк в кармане. Называю этим термином также вынимание предметов и артефактов из ниоткуда, без предварительной описи и приобретения путем игры, а также присвоение уже имеющимся предметам новых не описанных ранее свойств. Участники битв и дуэлей зачастую догововариваются между собой о запрете бездонного кармана с требованием перед началом действа перечислить все имеющиеся предметы и их свойства.
Массакр, он же массаракш - заклинание массового сокрушения. Вообще происходит от ругательного слова из романа Стругацких "Обитаемый остров".
Планетизм, планетостроение - магия в планетарных масштабах, зачастую связанная с прямым воздействием на материю: созидание разрушения, разрушение миров, перестройка материи. Маг, использующий планетизм, фактически выполняет работу Бога.
Мыльный пузырь, пузырчатый каммент - фраза в ролевом посте, абзац или несколько, являющиеся своеобразным комментарием к реплике или действию. Как правило несут мало сюжетной нагрузки, при этом растягивая текст до немыслимых размеров. Однако являются важной составляющей психологически ориентированного отыгрыша.
Флэшбек (англ. flash - вспышка, миг; back - возврат, обратно) - описание действий, происходящих до вышеописанного, например, атакующего заклинания или прихода армии противника. Возврат во времени, позволяющий сделать что-то, до того как случится уже описанное событие.
Техномаг - волшебник, скрестивший механизмы и научные принципы с магическим искусством, например, создавший танк, работающий на магической силе и стреляющий негаторами, или измеряющий манну в джоулях.
Артмаг - волшебник, находящийся в постоянном творческом поиске, для него магия - это искусство, поэтому его заклинания оригинальны и полны фантазии. Впрочем, зачастую лишены логики, в отличии от заклятий большинства техномагов.
Манты, спецы - узкоспециализированные маги, очень сильные в одной-двух школах и слабоваты в других. К ним относятся аэроманты (магия Воздуха), гидроманты (Вода), пироманты (Огонь), геоманты (Земля), некроманты (Смерть и нежить), астроманты (чистая магическая энергия), хрономанты (Время, флэшбеки) и так далее.
Миксартеры, миксарты - маги, комбинирующие несколько магических школ и строящие заклятия именно на принципе слияния.
Универсалы - широкоспециализированные маги, одинаково сильные во многих школах. Впрочем, согласно антиманчкинскому пакту, им бы следовало быть не одинаково сильными, а одинаково слабыми во многих школах.
Ктулхизмы - мемы форума Neformat.net
Ктулхование (от "ктулху" из книг Говарда Филиппа Лавкрафта), говнометание - глубоко ролевая ругань в оффтопной теме, направленная на сведение Игроков с ума и полную аннигиляцию их мозга.
Ктулховать - заниматься говнометанием.
Ктулхизмы - так я обозначаю термины, укоренившиеся в ходе ктулхований. Известны следующие ктулхизмы: "орудие йбийства", "потс", "дратьё", "гопсодин", "ганзец", "раннирить", "увОжение", "заклютье".
Дратьё (от слова "надрать") - ктулхизм, обозначающий попытку уничтожить кого-либо или что-либо в маленькой, но сокрушительной битве, зачастую атакующими оказывается всего пара-тройка игроков, а врагом - целый орден. Происходит от угроз Скитальца Тьмы надрать Ганзу.
Гопсодин (от слов "господин" и "гопник") - неуважительное, стёбное обращение к сопернику, также намекающее на его принадлежность к гопникам. Автор - Ганза.
Ганзец, полный ганзец (от "Ганза", "ганзеец") - ктулхизм, то же самое, что полный капец, но с участием Ганзы. Авторы ктулхизма - Скиталец Тьмы и Re-Animator.
Раннирить (от "Раннир Де'Тель Морг", автор Вестница) - ктулхизм, обозначающий ведение глобальной войны на поражение.
Потс (от слова "пост", posting - сообщение на форум) - ктулхизм, обозначающий атакующее заклинание или иное действие, направленное на массаракш за один пост.
Йбийство, орудие йбийства (от слова "убийство" и еще одного матерного) - ктулхизм, обозначающий какое-либо оружие, будь то предмет, армия или заклинание, должное совершить массаракш в потсе и в результате безоговорочно оставить противника в дураках и у разбитого корыта - то есть, орден уничтоженным, а всех врагов - убитыми.
УвОжение, увОжаемый (от "УвОжайте мою власть!" - любимой фразы Мессира Архимага Игнациуса Коппера) - ктулхизм, выдающий глумливое неуважение, крайнюю степень презрения.
Заклютье (от "заклятие", автор SHENDAR) - ктулхизм, обозначающий йбийственное заклинание.
Отсрачиться ("отсрочиться" и "срать") - ктулхизм, обозначающий никудышнее оправдание отсрочки. Термин широко распространен в сети.
Дыроловство - отлавливание дыр в правилах, но не всегда связано с ролевой игрой. Один из видов читерства и черной (демодерирующей) критики.
Дыролов - занимающийся дыроловством или читерством. Также дыроловом можно называть бета-тестера и критика.
Демодерация (автор термина - Остап Оглоедов), черная критика - срыв процесса наведения порядка, модерацией именуемого.
Демодератор (автор Остап Оглоедов) - противоположность модератору, его антагонистическая противопоставленность, занимающаяся демодерацией.
Последнее кодойское предупреждение (автор WebGandalf) - ктулхизм, обозначающий последнее предупреждение невменяемой персоне, зацикленной на своих нарушениях.
* * *
Словарик расообразующих терминов:
Биот, биос, живь - живое существо, вид или раса.
Сапрос - мертвое существо, пока что не исторгшее душу окончательно. Все, что дальше, называется трупом.
Нежить, мертвь, умертвия - мертвое существо, двигающееся и наделенное частичными мотивациями, способное ограниченно мыслить. Поднявшая сапроса (или уложившая биота) субстанция может быть как магией, так и веществом, вроде живой воды или протокрови. В характере часто много общего с роботами.
Нелюдь - не принадлежит к человеческой расе, но к какой-либо другой, при том, что нежить сама по себе - не раса. ООН (Организация Освобождения Нелюди, игровая партия Литфорума) была хаотичной, пусть и принимала любых не-людей, ведь большинство фэнтези-рас привержено Хаосу.
Биомеханоид - биот с вживленной механикой и(ли) кибернетикой либо для искусственного повышения физических (ментальных, магических, моральных) качеств, так и в целях контроля над биомеханоидом. Часто желающему управлять приходится вживлять конец поводка в себя. Это может быть как имплантант (биот, сапрот, механизм, биомех), так прикрепленные к нервным окончаниям и костям механические части.
Мутант - если имплантант принадлежит к биотам, нанотехнологиям, или наделен ИИ, может вызвать изменения Спирали, приведя к мутациям организма. Крайне сложно не убить подопытного таким образом. Необратимые изменения делают его мутантом. Можно просто изменить физкачества, можно запрограммировать на некий поступок, вживить спящий до поры приказ или составить план развития. Можно скрестить с обязательно генетически совместимым биотом другой расы (может понадобиться сперва сделать подопытных совместимыми, что само по себе способно лишить скрещиваемых необходимых качеств). Так появляются миксантропы (см.). При скрещении различных видов животных получаются мантикоры, грифоны, гиппогрифы и прочие, носящие название "гибрид". Гибрид биота с механизмом называется "биомеханоид", гуманоида с животным - "зверолюд", гуманоида с птицей - "орнит". Опыт создания гибридов частично можно приобрести, поиграв в CRPS Impossible Creatures.
Миксантроп - получеловек-полуживотное. К миксантропам принадлежат зверолюды, вроде равульфов и вервольфов (как расы), фельпур, минотавры, ящероиды (лизардмен), крысолюды, и, возможно, хоббиты. Также к миксантропам относятся инсектантропоиды (люди-насекомые), орниты (люди-птицы), гербароиды (люди-растения) и полуэрги (аватары энергетических сущностей).
Трансформер, оборотень, метаморф - существо, способное физическим, магически-телепортационным методом или переселением душ менять свое тело. Часто по собственному желанию и вполне обратимо. Гуманоиды-оборотни превращаются в негуманоидов. Зверолюды не бывают оборотнями, потому что и так полузвери. (Разве что, энергетическими трансформерами - способными развоплощаться и воплощаться по собственному желанию; или же частичными - не полностью менять расу, а отрастить определенную часть тела по надобности). У перевертыша может быть и несколько как промежуточных, так и совершенно разных образов: волк, лев, змей.
Гуманоид - человекоподобное существо о двух ногах, двух руках и голове. Ничего дополнительного, вроде хвоста или крыльев. Разве что, аксессуарные рога.
Антропоид - гуманоид в более широком понимании, существо, внешне напоминающее гуманоида, но в понятие входят и крылья, и хвосты, и перья, и копыта, и дополнительные конечности, но в основе всегда лежит двуногий антропоид - гуманоид.
Монстр - маргинал, существо, не похожее физиологически и(ли) психологически на данного, часто антропоида. Он другой, иной, чуждый и непонятный.
Аватара - гуманоидное воплощение сущности, чуждой всему человеческому. Обычно обладает знаниями родительской сущности, но в дополнение обретает человечность. Собственно, аватары делаются не только для коммуникации с людьми, но и чтобы лучше понять человечество в целом. Аватары бывают как самостоятельными личностями, так и безвольными телами, всецело управляемыми создателем.
Эктоплазма - духовная материя живых существ, а также плоть духов. Кроме того, так обозначают сам духовный план. (В эзотерике эктоплазма обозначает куда менее значимый термин, но в словесках обрела вторую жизнь).
Инсектариум - насекомое общество, подобное по строению пчелиному или муравьиному, управляемое единым Сверхразумом.
Ну и поискажать люблю: обормотень (чужое), демиурк, гром или гомик, воблин или огоблин, или админотавр (чужое)