10 МАЯ Европейский суд по правам человека вынес постановление по жалобе, поданной Фондом «Право Матери» от имени матери погибшего военнослужащего Светланы Валерьевны Путинцевой из Ханты-Мансийского автономного округа. Ее сын Валерий Путинцев (1982 г. р.) был призван на военную службу 8 июня 2001 года, проходил ее в в/ч 39982 в Ужурском гарнизоне. В армии Валера столкнулся с неуставными отношениями и вымогательством денег. 9 февраля февраля 2002 года он самовольно оставил часть, через пару дней был пойман в двадцати километрах от нее, ему дали 10 суток гауптвахты. 15 февраля 2002 года при следовании из госпиталя после медицинского освидетельствования Валерий Путинцев был тяжело ранен часовым гауптвахты младшим сержантов в/ч 12440 Луговым С. В. 27 февраля 2002 года от полученного ранения Валера умер в г. Красноярске, в краевой больнице. Подробнее историю службы и гибели Валеры Путинцева - см. пресс-релизы Фонда «Право Матери» N
02/547 от 13 января 2003 года, N
63/608 от 27 августа 2003 года.
Жалоба по делу Путинцевой была подана Фондом «Право Матери» еще в 2004 году. В ней мы просили признать, что Россия нарушила право Валерия Путинцева на жизнь, предусмотренное статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и обязать Российскую Федерацию выплатить матери погибшего 45 тысяч евро в качестве справедливого возмещения, в связи с допущенными нарушениями ее прав. Статья 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни, иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Из Устава гарнизонной и караульной службы: «Часовой, охраняющий гауптвахту, обязан: «Предупреждать военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, совершающих побег, окриком «Стой, стрелять буду», а при невыполнении этого требования применять по ним оружие» (ст. 221 Устава в ред. 2007 года, действующей по сей день).
Европейский суд пришел к выводу, что в случае гибели Путинцева Россия не выполнила свои обязательства в соответствии со статьей 2 по обеспечению права на жизнь путем создания соответствующей правовой базы по использованию силы и огнестрельного оружия часовыми (караульными). То есть Устав не дает гарантий для предотвращения произвольного лишения человека жизни, его положений недостаточно для того, чтобы ясно сказать, можно ли применять оружие в подобной случаю Путинцева ситуации.
Европейский суд по правам человека отметил, что младшему сержанту Луговому было известно, что Путинцев был безоружен и не представлял опасности для конвоя или третьих лиц. Для предупреждения побега Путинцева были другие средства, начальству было известно, что у Валерия были психологические проблемы, он уже один раз оставлял часть, и можно было предвидеть, что он может повторить свою попытку. Если бы все эти обстоятельства были учтены, удалось бы свести к минимуму риск применения оружия.
В соответствии с постановлением Евросуда Российская Федерация выплатит матери погибшего 45 тысяч евро (более 1 миллиона 755 тысяч рублей).
Дело Путинцевой уникально тем, что это первое дело, в котором Евросуд признал Российскую Федерацию виновной в гибели призывника в российской армии.
Своей очереди ожидают еще несколько жалоб, поданных Фондом «Право Матери» в интересах родителей погибших солдат.