СЕГОДНЯ, 11 февраля Хабаровский гарнизонный военный суд продолжил (повторно, после успешного обжалования Фондом «Право Матери» первого приговора) рассматривать уголовное дело о гибели в армии военнослужащего-срочника Алексея Снакина (1993 г.р.). Алексей был призван в армию из Новосибирской области 16 июня 2013 года, проходил военную службу в в/ч 30632 «б» в Хабаровском крае. 18 февраля 2014 года военные сообщили матери Алексея, Алле Геннадьевне Снакиной, что ее сын якобы «покончил с собой». В ходе следствия были выявлены факты применения к Алексею Снакину насилия со стороны майора в/ч 30632 «б» Николая Чабанова. 20 марта 2015 года Хабаровский гарнизонный суд вынес Чабанову приговор по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), осудив его на три года лишения свободы условно. Фонд «Право Матери» подал апелляционные жалобы на этот чрезмерно мягкий, на наш взгляд, приговор суда, но про них суд благополучно «забыл» на полгода. 17 ноября 2015 наши жалобы были, наконец, рассмотрены Дальневосточным окружным военным судом. В результате коллегия судей отменила приговор суда первой инстанции и направила дело на новое рассмотрение в Хабаровский гарнизонный военный суд.
В сегодняшнем заседании суд допросил троих экспертов по делу: эксперта-психолога Ольгу Холичеву, эксперта-психиатра Георгия Просина и судебно-медицинского эксперта Павла Евдокимова. Напомним, что эксперты оказались в зале суда, так как прокурор Денис Наконечныйзаявил ходатайство о повторной комплексной психолого-психиатрической экспертизе, в связи с чем судья Александр Куркин, слушающий дело, посчитал нужным сначала допросить экспертов до разрешения этого ходатайства. По вопросам прокурора в сегодняшнем заседании стало ясно, с какой целью им было заявлено ходатайство о повторной психолого-психиатрической экспертизе. В частности, прокурор спрашивал эксперта Ольгу Холичеву, были ли для Алексея Снакина его отношения с девушкой психотравмирующей ситуацией?
- Нет, - ответила эксперт-психолог.
Однако, прокурор продолжал спрашивать:
- Ну, вот они поругались, разошлись, как это на Снакина повлияло?
- Нет, - ответила эксперт психолог. - Я помню переписку Снакина с девушкой. На момент гибели у них были хорошие отношения, девушка писала ему «люблю, обожаю, жду тебя».
Напомним, что еще в прошлом судебном заседании 2 февраля вопрос отношений погибшего Алексея Снакина с девушкой интересовал прокурора гораздо больше, нежели вопрос отношений Снакина с собственным командиром майором Чабановым. Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина постоянно была вынуждена напоминать участникам процесса, что из материалов дела очевидно: у погибшего к моменту гибели были прекрасные отношения с девушкой, это следует из их переписки, тогда как отношения Снакина с майором Чабановым у него существенно ухудшились после чаепития. Не девушка била Снакина черенком метлы по лицу, не девушка заставляла его ходить в противогазе и бронежилете, не девушка требовала ноутбук. Не девушка, а Чабанов. Но, вероятно, у прокурора Дениса Наконечного имеется собственное мнение на этот счет. Возможно, он считает, что побои, унижения, невыполнимые материальные претензии, предъявленные в ультимативной форме начальством - это все пустяки и мелочи жизни, и во всем виноваты не офицеры, практикующие неуставные отношения, а - девушки???
После однозначного ответа психолога прокурор Денис Наконечный, наконец, перестал спрашивать про девушку, а также - взял и отозвал свое ходатайство о назначении повторной психолого-психиатрической экспертизы…
Допрос эксперта-психиатра Георгия Просина не принес никакой новой информации по делу. Судебно-медицинский эксперт Павел Евдокимов подтвердил, что на подбородке погибшего был рубец, который мог, по его мнению, образоваться как раз в 20 числах января (когда Чабанов бил Снакина).
Судебный процесс продолжится завтра, 12 февраля в 10.00. Мы убеждены, что дело необходимо вернуть в прокуратуру, и что государственное обвинение должно защищать интересы потерпевших. Следите за пресс-релизами Фонда!
* * *