СЕГОДНЯ, 24 ИЮЛЯ Владикавказский гарнизонный военный суд признал младшего сержанта Джатиева виновным в гибели солдата-срочника в/ч 66431 Эдуарда Маркарова по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность), приговорив его к 2 (двум) годам колонии-поселения и одновременно применив к нему акт амнистии (о чем просил вчера в судебном заседании прокурор Алексей Балахнин). Приговор вынесен судьей Ильей Калитой. Теперь Маркаровы по задумке этих госслужащих должны до конца своих дней жить с мыслью о том, что виновный в гибели их сына не понес реального наказания «в честь 20-летия российской Конституции» (таково официальное обоснование амнистии № 35-00-6 ГД от 18.12.13 г.).
Фонд «Право Матери» участвовал в судебном процессе по факту гибели Эдуарда Маркарова с 17 июня (в первом заседании решался вопрос о выходе обвиняемого по амнистии вообще сразу - до судебного процесса, нам удалось добиться, чтобы этого не случилось). Собственно, слушания по делу состоялись 25 июня, 2, 4, 21 и 23 июля 2014 года (см. пресс-релизы Фонда «Право Матери» N
39/1614 от 02 июля 2014 года, N
40/1615 от 4 июля 2014 года, N
44/1629 от 21 июля 2014 года,
45/1620 от 23 июля 2014 года). Интересы потерпевших в процессе представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина.
Фонд «Право Матери» после допроса свидетелей и специалиста настаивал на возврате дела прокурору из-за неустранимых сомнений в квалификации деяния Джатиева. По-нашему мнению, его действия должны были быть квалифицированы по ст. 286 УК РФ (это «превышение должностных полномочий», более тяжкая статья, она не предполагает применения акта амнистии к виновному). Против удовлетворения нашего ходатайства о возврате дела прокурору дружно возражали и адвокат обвиняемого, и гособвинитель. В удовлетворении ходатайства суд отказал.
Войсковая часть № 66431 регулярно поставляет из Южной Осетии в Россию трупы солдат-срочников. И теперь мы понимаем, почему это происходит. Потому что те виновные, которые попадают под суд за совершение действий, повлекших гибель очередного призывника, знают, что к ним отнесутся снисходительно. Что наказание будет щадящим. Что, может быть, вообще не будет никакого наказания, и можно будет после нескольких дней присутствия в зале суда, спокойно выслушать приговор и отправиться ужинать домой. Поэтому мальчишки продолжают погибать.
Сегодняшний приговор Владикавказского гарнизонного военного суда Фонд «Право Матери» безусловно, обжалует во всех судебных инстанциях. Мы убеждены: наказание за смерть человека должно быть реальным и неотвратимым.
* * *