CЕГОДНЯ, 9 ИЮЛЯ Фонд «Право Матери» участвовал в новом уголовном процессе по делу о гибели в армии Сергея Лаптева (1990 г. р.) из Кировской области. Сергей был призван в армию 4 июля 2013 года, проходил военную службу в в/ч 31534 в Кировской области в должности радиотелеграфиста боевого управления (подвижного командного пункта), в воинском звании «рядовой». Родители погибшего Ольга и Александр Лаптевы, а также его родная сестра Евгения Яремчук обратились в Фонд «Право Матери» в связи с его гибелью в армии 14 марта 2014 года. Сначала родителям сообщили, что их сын просто умер в результате остановки сердца, затем эта версия сменилась на версию «от гастрита», однако судебно-медицинская экспертиза установила, что молодой человек скончался от обильной кровопотери, разрыва стенок желудка, в результате закрытой тупой травмы живота.
Дело слушалось 101-м Оренбургским гарнизонным военным судом (на заседании в Кировской области), председательствующий по делу - судья Андрей Шахов.
Обвинение по делу о гибели Сергея Лаптева по ч. 3 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, повлекшее тяжкие последствия) было предъявлено сослуживцу погибшего Ивану Кулагину. Из материалов дела: «В период с 13 по 14 марта 2014 года рядовой Лаптев исполнял обязанности дневального по роте подразделения группы боевого управления (подвижного командного пункта) в/ч 31524. 14 марта 2014 года около 07 часов 15 минут рядовой Лаптев (…) предъявил претензии рядовому Кулагину в связи ненадлежащим исполнением последним обязанностей военной службы, связанным с тем, что Кулагин отсутствовал при наведении порядка во внутренних помещениях подразделения и на закрепленной за подразделением уличной территории. Будучи недовольным предъявлением ему претензий со стороны Лаптева, в присутствии других военнослужащих по призыву Кулагин (…) нанес Лаптеву 1 удар кулаком правой руки в область левого плеча, причинив ему физическую боль, после чего схватил Лаптева руками за форменное обмундирование в области плеч (…) нанес Лаптеву не менее 2 ударов коленом правой ноги в правую область груди и живота, причинив Лаптеву телесные повреждения в виде закрытой тупой травмы живота: неполные с внутренней поверхности разрывы задней стенки кардинального отдела и тела желудка с повреждением сосудов, множественные кровоизлияния слизистого и подслизистого слоев желудка, кровоизлияния в мягких тканях грудной клетки справа в проекции 10-11 ребер, кровоизлияние в мягких тканях боковой стенки живота, кровоизлияние в мягких тканях забрюшинного пространства справа, осложнившееся обильной кровопотерей. После этого Лаптев потерял сознание и при падении с высоты собственного роста ударился головой о бетонный пол». От полученных травм Сергей Лаптев скончался.
Интересы потерпевших в процессе представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина.
Все свидетели произошедшего, солдаты-срочники в/ч 31524: Мосин, Самарин, Точилкин, Бабиндали в суд телеграммы о том, что полностью подтверждают свои показания, данные ими в ходе следствия по делу (суть их показаний, оглашенных сегодня в судебном заседании, что они видели, как Кулагин наносил удары Сергею Лаптеву, и как Сергей потерял после избиения сознание).
Сестре погибшего Евгении Яремчук с большим трудом дался допрос в судебном заседании, она плакала, вспоминая погибшего брата, ей было трудно говорить. С помощью юриста Фонда «Право Матери» Надежды Кузиной ей удалось рассказать, что ее брат был добрым и отзывчивым парнем, в армию служить пошел с большим желанием. Что первоначальные версии гибели Сергея менялись. Об обстоятельствах гибели брата семья узнала только из материалов дела (ознакомившись с судебно-медицинской экспертизой), а ранее родителям и ей говорили про «неожиданную» остановку сердца и гастрит.
После допроса потерпевшей, оглашения свидетельских показаний и исследования материалов дела, суд перешел к прениям сторон. Помощник военного прокурора в/ч 63549 Сергей Григорьевпопросил для обвиняемого 6 лет лишения свободы. Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина, действуя в интересах потерпевших, потребовала для Кулагина максимального наказания по предъявленному обвинению (т.е. - 10 лет лишения свободы). Адвокат обвиняемого Владимир Шеромов попросил суд назначить Кулагину наказание, не связанное с лишением свободы, заявив о том, что обвиняемый признал вину, явился с повинной, и гибель Сергея Лаптева - «случайное стечение обстоятельств».
Юрист Фонда «Право Матери» воспользовалась правом на реплику, чтобы возразить адвокату Кулагина. Она изложила позицию Фонда, заявив, что применительно к данному делу речь о «случайном стечении обстоятельств» идти не может. Совершая преступление, Кулагин действовал осознанно, что подтверждается полностью материалами дела, в частности - психолого-психиатрической экспертизой.
Заслушав позиции сторон, судья Андрей Шахов удалился в совещательную комнату.
После совещания состоялось оглашение приговора, для чего все участники процесса перешли в другое помещение, представляющее собой большой актовый зал. В зале собрали всех военнослужащих в/ч 31524, и приговор был оглашен в присутствии всего личного состава. Суд признал Кулагина виновным и назначил ему наказание - 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
После оглашения приговора представитель прокуратуры Сергей Григорьев обратился к собранным в зале солдатам. Он сказал, что сегодняшнее заседание суда должно стать уроком для них. «Делайте для себя выводы» и обратил их внимание на последствия действий Кулагина: «Семья не дождется Сергея Лаптева со службы, а родители негодяя, от действий которого погиб Сергей, не увидят его ближайшие несколько лет». Прокурор призвал личный состав части запомнить этот судебный процесс и впредь не допускать неуставных отношений.
* * *
Когда мы просим Вас
сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости по делам аналогичным делу Сергея Лаптева.
- Мы тратим ваши пожертвования на:
- Технические расходы (телефон, бумага, копирование и пр.) при подготовке к делу,
- Авиа- или ж\д- билеты туда-обратно (и так иногда несколько раз на все заседания),
- Проживание юриста в гостинице во время суда.
Мы не берем с семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.