Только вместе

Dec 07, 2013 17:30

Начало декабря знаменуется целой чередой международных «общественных» праздников: 3 декабря - Всемирный день инвалидов, 5 декабря - Международный День Добровольцев, 10 декабря - День Прав Человека… Наверное, именно поэтому, многие события, касающиеся некоммерческих общественных, благотворительных организаций происходят, а исследования - «озвучиваются», именно в эти дни. Так, например благотворительный фонд CAF опубликовал четвертый «Рейтинг мировой частной благотворительности» 3 декабря, одновременно с краудфандинговым (собирающим частные пожертвования) проектом «Добро Mail.Ru», который в партнерстве со ВЦИОМ опубликовал в этот же день результаты своего опроса российских граждан  о благотворительности.

Интересно посмотреть, к каким выводам относительно России приходят авторы обоих исследований, которые отчасти дополняя друг друга, проливают свет на уже давно обсуждаемую нашими НКО тему «популярной» и «непопулярной» благотворительности, на проблемы вовлеченности людей в волонтёрство и помощь нуждающимся…

Итак:
«Рейтинг мировой частной благотворительности» CAFа проводится на основании данных всемирного опроса компании Gallup. В рейтинге 2013 года участвовали 135 стран (а, например, в 2010 году стран-участниц было 153).
Место страны в рейтинге зависит от среднего значения по трем показателям:
1.                       денежные пожертвования в благотворительные организации;
2.                       участие граждан в благотворительности в качестве волонтеров;
3.                       оказание помощи нуждающимся незнакомым людям напрямую.

Россия в рейтинге 2013 года переместилась с прошлогоднего 127 на 123 место со следующими показателями:

·   6% пожертвований благотворительным организациям,
·   17% волонтерской работы,
·   33% прямой помощи нуждающимся.

В среднем же по данным Гэллапа и CAF, вовлечено в благотворительность 19% населения России.
Количество волонтеров в России не изменилось с прошлого года и составляет почти 21 миллион человек, что позволило нашей стране второй раз занять 8-е место в мире по этому показателю. Непосредственную помощь нуждающимся незнакомым людям оказали почти 40 миллионов граждан РФ. При этом число тех, кто делает денежные пожертвования в некоммерческие общественные организации (НКО), снизилось на 1%.  Мне кажется, что говорить «спасибо» за это снижение все российские НКО должны государству, развернувшему в начале 2013 года самую агрессивную из всех негативных кампаний против общественников. Результат поисков «иностранных агентов» оказался, как известно, нулевым, а вот доверие россиян ко всему сектору НКО, и без того не заоблачное, снова было снижено. Итого: пытаясь отвратить общественные организации от «нехороших» иностранных денег, наши власти добились прямо противоположного -  снижения числа частных российских пожертвований…

Теперь, второе исследование:

1500 пользователей рунета в возрасте 18-59 лет, опрошенные ВЦИОМом для проекта «Добро Mail.Ru» в рамках исследования "Отношение к благотворительности в России" рассказали, что готовы помогать:
·   детям (83%),
·   пожилым людям (53%),
·   животным (43%).

Именно эти сферы относятся сейчас у нас в стране к так называемой «популярной благотворительности». За ними идут: участие в экологических проектах (37%), помощь взрослым (36%) и оказание безвозмездных профессиональных услуг pro bono (22%).

Помочь своим временем и бесплатной работой или деньгам, считают приемлемым для себя 37% опрошенных. Результаты исследования ВЦИОМа также говорят о том, что благотворительность в интернете носит стихийный и эмоциональный характер - пользователи помогают деньгами или делом обычно не чаще одного раза в месяц.
Волонтеров, постоянно участвующих в благотворительности, уважает 89% опрошенных. С недоверием к волонтерской деятельности относятся только те, кто сам никогда не занимался этим.

Самым важным местом в исследовании «Отношение к благотворительности в России» стало для меня лично это: "Те, кто никогда не участвовал в благотворительности, считают, что жители России должны зарабатывать более 65 тысяч рублей в месяц, чтобы помогать другим. И наоборот, постоянные участники акций уверены, что участие в них не зависит от уровня доходов." (цитата по РИА Новости:http://ria.ru/disabled_know/20131203/981472059.html#ixzz2mn3vQDfR)
Пример нашего фонда "Право Матери" это подтверждает: самые отзывчивые наши жертвователи - совсем небогатые люди, это те, кому легко поставить себя на место нуждающегося и кто понимает, как важна в этой ситуации любая помощь...

"Хорошо, что россияне стали чаще помогать нуждающимся, но мы все еще отстаем от соседних стран по объемам волонтерства и денежных пожертвований, - считает Мария Черток, директор СAF Россия. - Наши граждане очень отзывчивы, но добиться роста денежных пожертвований и развития волонтерства можно, только если мы продолжим рассказывать о роли благотворительности в обществе и обеспечим полную прозрачность третьего сектора, чтобы заслужить их доверие. В связи с этим важно, чтобы наше правительство делало все возможное для развития благотворительности и совместно с бизнесом и НКО способствовало формированию здоровой культуры благотворительности в стране".

Исследование ВЦИОМ и "Добра Mail.Ru" подтверждает слова М. Черток: побудить россиян к благотворительной деятельности может активное информирование о такой возможности (об этом заявило 54% опрошенных), поддержка со стороны семьи и друзей (33%) и бонусы за благотворительность (30%). Важна и поддержка со стороны руководства:  удивительно, но более 70% опрошенных убеждены в том, что их нынешний работодатель не поддерживает идею благотворительности! При этом больше половины респондентов отметили, что стали бы активнее делать пожертвования, если бы видели положительный пример со стороны своего начальства, если бы их фирма/предприятие проявляли бы неподдельный интерес к благотворительной активности...

Какие выводы из всего этого может сделать для себя простая российская НКО? Они чрезвычайно просты: массовое сознание предлагает нам работать эффективнее государства, отчитываться прозрачнее бизнеса, а жить лучше вообще за счет лучей добра, а не презренных денег, (да, еще и в дружбе со всем начальством)...

Друзья, НКО состоят из таких же людей, как вы, ну, может быть, чуть более склонных к эмпатиии и энтузиазму. И они могут помогать нуждающимся только при Вашем непосредственном участии, при Вашей поддержке. Это называется словом солидарность. Если мы солидарны в том, что наши дети должны жить в России, в обстановке более гуманной, более человечной, чем досталась нам - нам  и работать над этим. Как сказал давным-давно один поэт «...никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь, и не герой…»Только мы сами. И наверное, не так важно сейчас, какое место наша страна занимает в рейтинге благотворительности - важно, какое место в Вашей душе отводится возможности помочь другим. Насколько Вы солидарны с этими, другими. Потому что, в конечном счете, Россия - это ведь Вы и они, вместе.

волонтеры, мнение, пожертвования, хорошее дело, опрос, благотворительность, прозрачность, добровольцы, солидарность

Previous post Next post
Up