У меня ощущения, что живу я в ситуации резкой смены парадигмы воспитания и вообще влияния человека на человека. С одной стороны - очень трудно заметить воздух, пока им дышишь - соответственно роль привязанности и иерархии в воспитании заметить стало возможно только тогда, когда капитализм ради своей прибыли начал разрушать мир/общество традиции, а
(
Read more... )
Развитием действительно движет нужда -- точнее говоря, стремление ребёнка развиваться. Этим инстинктивным стремлением новорождённый отличается от зверёныша (Ушинский). Это психологическое новообразование лежит в основе привязанности и способности наращивать в общении второсигнальный инструментарий (включая речь) и, соответственно, осваивать сложную деятельность.
Традиционное общество воспроизводит уклад жизни, включая технологии ухода за детьми и порядок их взросления. Такую «повторяемость» считают обычно главной характеристикой традиции. При этом упускают из вида другую важную характеристику -- способность к персональному и общественному изменению, благодаря чему «выходцы из народа» решают выдающиеся масштабные задачи.
Утеря традиции -- сильнейший удар по развитию.
Организовывать развивающую среду, опираясь преимущественно на новоиспечённые умозрительные рекомендации противоречащих друг другу «специалистов», -- риск и «сибурде». Однако и полноценное возвращение к традиции уже невозможно. «Новые родители» (понимающие новизну ситуации) вынуждены действовать, руководствуясь здравым смыслом.
Здравый смысл говорит о том, что нам (родителям) прежде всего надо определиться с новыми подходами к развитию http://v-ersilov.livejournal.com/64368.html. Надо встречаться и обсуждать.
Reply
Встречаться и обсуждать - обязательно надо.
Reply
Reply
За внешней простотой вашей формулировки (*) стоят два фундаментальных вопроса.
1. Спонтанное поведение ребёнка радикально отличается от животной спонтанности. «Наука» в этом вопросе почти беспомощна (отсутствует «теория развития»). И в эмпирическом разнобое представлений о природе ребёнка (и человека) у «крепких» педагогов-практиков «чёрт голову сломит».
2. Поэтому организация педагогически благоприятных условий развития ребёнка является проблемной задачей. Необходимо, с одной стороны, знание родителем «ступеней развития ребёнка» -- спонтанной последовательности освоения ребёнком инструментов организации деятельности. С другой -- наработка ими навыков взаимодействия и взаимной поддержки (самоорганизация).
Важно точно уяснить, что надо знать и как действовать. Необходимые знания на самом деле есть, но их надо воплотить в проект. Я начал это делать 10 лет назад http://ecce-homo-ru.livejournal.com/667.html.
_ _ _ _ _ _ _
* Мы считаем, что развитие личности ребенка происходит спонтанно, а задача взрослого - создать для этого благоприятные условия
Reply
Хотя я очень настороженно отношусь к методологии - мне почему-то кажется, что педагогические методики - это костыли для инфантилов.
Reply
Leave a comment