О том, что меня пугает

Dec 16, 2015 02:45

У меня ощущения, что живу я в ситуации резкой смены парадигмы воспитания и вообще влияния человека на человека. С одной стороны - очень трудно заметить воздух, пока им дышишь - соответственно роль привязанности и иерархии в воспитании заметить стало возможно только тогда, когда капитализм ради своей прибыли начал разрушать мир/общество традиции, а ( Read more... )

зрелость, поддержка, осмысленность, о привязанности, о традициях, о воспитании, о свободе

Leave a comment

v_ersilov December 24 2015, 18:16:16 UTC
Развитие оно и есть развитие -- приращение «человеческого в человеке».
Развитием действительно движет нужда -- точнее говоря, стремление ребёнка развиваться. Этим инстинктивным стремлением новорождённый отличается от зверёныша (Ушинский). Это психологическое новообразование лежит в основе привязанности и способности наращивать в общении второсигнальный инструментарий (включая речь) и, соответственно, осваивать сложную деятельность.

Традиционное общество воспроизводит уклад жизни, включая технологии ухода за детьми и порядок их взросления. Такую «повторяемость» считают обычно главной характеристикой традиции. При этом упускают из вида другую важную характеристику -- способность к персональному и общественному изменению, благодаря чему «выходцы из народа» решают выдающиеся масштабные задачи.

Утеря традиции -- сильнейший удар по развитию.
Организовывать развивающую среду, опираясь преимущественно на новоиспечённые умозрительные рекомендации противоречащих друг другу «специалистов», -- риск и «сибурде». Однако и полноценное возвращение к традиции уже невозможно. «Новые родители» (понимающие новизну ситуации) вынуждены действовать, руководствуясь здравым смыслом.

Здравый смысл говорит о том, что нам (родителям) прежде всего надо определиться с новыми подходами к развитию http://v-ersilov.livejournal.com/64368.html. Надо встречаться и обсуждать.

Reply

mria_ts December 24 2015, 19:00:30 UTC
Когда есть потенциал - то чего бы масштабные задачи и не порешать...
Встречаться и обсуждать - обязательно надо.

Reply

mria_ts February 14 2016, 05:42:40 UTC
*Развитием действительно движет нужда -- точнее говоря, стремление ребёнка развиваться. * Мне кажется, что существует два вектора развития - развитие из нужды и развитие из любопытства. Последний вектор дает творчество - но он очень хрупок.

Reply

v_ersilov February 22 2016, 18:56:11 UTC
Развитие только-только становится центральной категорией педагогики. Ещё десяток-другой лет назад вашу формулировку (*) http://okparents.livejournal.com/profile сочли бы педагогически крамольной. А сегодня решительные родители берутся за решение «слишком сложной задачи» http://ecce-homo-ru.livejournal.com/8133.html.

За внешней простотой вашей формулировки (*) стоят два фундаментальных вопроса.
1. Спонтанное поведение ребёнка радикально отличается от животной спонтанности. «Наука» в этом вопросе почти беспомощна (отсутствует «теория развития»). И в эмпирическом разнобое представлений о природе ребёнка (и человека) у «крепких» педагогов-практиков «чёрт голову сломит».
2. Поэтому организация педагогически благоприятных условий развития ребёнка является проблемной задачей. Необходимо, с одной стороны, знание родителем «ступеней развития ребёнка» -- спонтанной последовательности освоения ребёнком инструментов организации деятельности. С другой -- наработка ими навыков взаимодействия и взаимной поддержки (самоорганизация).

Важно точно уяснить, что надо знать и как действовать. Необходимые знания на самом деле есть, но их надо воплотить в проект. Я начал это делать 10 лет назад http://ecce-homo-ru.livejournal.com/667.html.
_ _ _ _ _ _ _

* Мы считаем, что развитие личности ребенка происходит спонтанно, а задача взрослого - создать для этого благоприятные условия

Reply

mria_ts February 28 2016, 06:08:04 UTC
Полностью согласна. Мне самой интересно это направление, тем более что через пару лет станет очень актуальным создание детсада/школы в нашем многодетном поселке.
Хотя я очень настороженно отношусь к методологии - мне почему-то кажется, что педагогические методики - это костыли для инфантилов.

Reply


Leave a comment

Up