Чудесные мысли, поддерживаю!!! - 2 :))dz0rinNovember 13 2015, 11:26:25 UTC
"Если родитель никогда не демонстрирует раздражения, злости или гнева - то как ребенок сможет понять что ему делать в те моменты, когда внутри - раздражение, злость, гнев? Как понять ребенку, что данные чувство испытывать нормально, но надо уметь их адекватно разместить в среде, если он не увидит примера родителя? И что делать, если не удалось адекватно выразить свою злость и обиду - что делать тогда? Можно ли исправить ситуацию?"
А если близкие взрослые каким-то чудесным образом обходятся без всего этого, если они не испытывают гнева, злости, раздражения, а заняты постоянно чем-то иным, то и ребёнок обходится без этих чувств.
"Если родитель всегда все знает, то как он может на собственном примере показать ребенку что делать в случае, если ты что-то не знаешь или забыл? Как справится с чувством неловкости и ощущением своей некомпетентности?"
А только в этом случае, когда внутри уже нет ни чувства неловкости, ни ощущения своей некомпетентности, всё это и можно ребёнку легко продемонстрировать, как вести себя в подобных ситуациях. Надо лишь выравнять шансы в игре и завязать себе, как более умелому игроку, хотя бы одну ногу, перевязать себе, как более хитрому и дальнозоркому игроку, хотя бы единый глаз свой (чтобы самому-то, для себя-то любимого, тоже сохранить полноценный интерес), убрать свои ручки очумелые за спинку себе, прикрыть свой всезнающий рот, начать задавать ребёнку вопросы (если он этому взрослому уже реально более интересен, чем все его знания и умения, полученные им за всё время собственной жизни, вместе взятые).
"Если родитель готов всегда занимать ребенка, то как ребенок познает скуку и научится самостоятельно находить из нее выход?"
А вот не надо ребёнка "занимать". Он сам себя занимает, изначально. Даже тогда, когда действует с родителем по-началу только совместно. Ребёнок познаёт скуку уже как раз в момент совместных с родителем "занятий" - когда его "занимают", а родитель занят тем, что "занимает ребёнка". Как только родитель начинает делать что-то не для себя, а за-ради только ребёнка, они и сам начинает скучать, и ребёнка к скуке приучает. Если родитель не различает собственных потребностей, и потребностей ребёнка, которые удовлетворяются в ходе одной и той же общей деятельности, нужно с этим как-то работать, а не заставлять себя, преодолевая себя, что-то продолжать в этом духе делать дальше.
"Если родитель всегда понимает нужды ребенка, то как научится формулировать эти нужды четко и понятно из тех неясных запросов, которыми они будут изначально?"
А не спешить понимать. Предположить, что какие бы то ни было предположения взрослого, будь он семи пядей во лбу, не могут предвидеть того, что на самом деле ребёнку нужно, до тех пор пока от не выразил свои нужды более или менее адекватно (и чем взрослее, тем более грамотно и общепонятным языком). И точно так же - не спешить за ребёнка что-либо сделать. Превентивное удовлетворение потребности, снимает потребностную мотивацию, лишает ребёнка силы действовать самостоятельно, убивает его волю, и развращает наиболее эффективно любое сознание, тем более детское.
"И в целом - как вырасти ребенку и выйти из родительского гнезда в суровый и не всегда приветливый мир, если родитель - идеален? Да и возникнет ли потребность уходить из семейного рая?"
А нам вовсе не обязательно быть во всех злачных местах, обследовать все заборы и тех, кто под ними лежит в невменяемом состоянии. Каждый человек находит в окружении тех, кто своим сознанием начинает с ним как бы резонировать, и только такие люди к нему приходят. Остальные - отталкиваются. Иногда прямо как пробки из бутылки отскакивают..:)
"Так что давайте не будем тосковать по фигуре идеального родителя, а будем просто достаточно хорошими, чтобы наши дети могли успешно расти и развиваться."
Давайте уточнять, каждый для себя, что есть для него идеальный родитель. И будем к этому идеалу реально стремиться, а не мечтать бесплодно. И тем более - не отказывать себе в том, чтобы реально двигаться в эту сторону!.:))
*каким-то чудесным образом обходятся без всего этого, если они не испытывают гнева, злости, раздражения, а заняты постоянно чем-то иным, то и ребёнок обходится без этих чувств.* Фрустрация в любом случае рождает раздражение и с этим надо как-то обходится. А безфрустрационные дети не приобретают навык адаптации. *Если родитель не различает собственных потребностей, и потребностей ребёнка, которые удовлетворяются в ходе одной и той же общей деятельности, нужно с этим как-то работать, а не заставлять себя, преодолевая себя, что-то продолжать в этом духе делать дальше. * Согласна. И в целом - я писала скорее о вредности "идеальности", нежеле о чем-то другом.
"Фрустрация в любом случае рождает раздражение и с этим надо как-то обходится. А безфрустрационные дети не приобретают навык адаптации."
Хорошо, взглянем на это же самое с другой стороны. Опыт фрустрации вовсе не обязательно приобретать, чтобы потом всё-равно, раньше или позже, но отважиться на опыт совершенно иной (по Выготскому - обходной путь начать строить, для себя; причём, как утверждают физиологи, прежние-то связи не растворяются, не размиелинизируются и не переструктурируются - а вот новые должны оказаться на порядок мощнее; поэтому чем позже за приступаешь к работе над такими новыми способами жизни, тем сложнее...), когда направленность на предмет потребности (воля) уже ни чем не будет ущемляться и ужиматься, прежде всего самим человеком, позволившим, себе быть таким, какой он есть, принять себя. Не возможно добиться положительного результата в коррекционной работе, если надежды возлагать на то чтобы подправить навык, изначально сформированный неверно, да ещё и связанный с довольно мощным отрицательным эмоциональным шлейфом. Его нужно как можно быстрее забыть. Как страшный сон. И приступать к освоению способности заново, и в такой ситуации, которая ни чем не будет даже напоминать прежний опыт неудач, даже чисто внешне. Мир сам адаптируется к людям устремлённым ("прогибается под них"). И даже собаке, уверенно ставящей лапу на дорогу, машины всегда уступают путь..:) А путники, уверенно держащие путь в нужную им сторону, всегда друг с другом договорятся, если ИМ нужно будет.
Понял, Вы не вредность идеального образа себя как родителя рассматривали, а некоторые заблуждения на этот счёт...
Есть несколько представлений как люди овладевают своими эмоциями. Один способ - это перестать реагировать так, как было привычно и стать реагировать иначе. Мне ближе другой - просто добавить вариантов: то есть позволить иметь себе смешанные чувства.
Овладеть гневом и раздражением, не значит чувствовать в этот момент реальный гнев и раздражение. Может быть, достаточно намекнуть, если ситуация того требует, и проговорить всё это тоже очень чётко (о, как я зол, если бы кто знал!), что тебе знакомы и эти эмоции, чтобы кто-то понял, что лучше не будить в тебе этого "зверя"? Но так, в театральной маске, и запутаться не долго (сколько там Шаляпин после исполнения роли Мефистофеля постился?)...
Я немного о другом... Но не лучше ли вообще разделить гнев от иной эмоции, которую просто другим словом ещё не привыкли обозначать?.. Во вступлении к "Лебединому озеру" звучит тема любви. Потом наползают иные ритмы, которые пытаются разрушить интонационную цельность, ткань этой темы. До какого-то момента всё это надвигается, разрастается, буйствует, вот-вот хаос победит, как вдруг та же самая тема, выросшая в силе, непреложно, уверенно, вновь заявляет о себе. Без злобы, без раздражения, без гнева. Но не менее, а более мощно. И она - та же любовь. Просто иное её проявление вовне... И это возрастание в силе недолгое. Тут же внешние псы-эмоции отступают и наступает покой и умиротворение.
Не буду спорить. Предлагаю отдохнуть и послушать, как наш гениальный соотечественник решил эту задачу в коротеньком вступлении, изобразив любовь и отпор одной и той же мелодией (то, что там использована одна мелодия, до меня дошло только лет в 14 наверное..:)
А если близкие взрослые каким-то чудесным образом обходятся без всего этого, если они не испытывают гнева, злости, раздражения, а заняты постоянно чем-то иным, то и ребёнок обходится без этих чувств.
"Если родитель всегда все знает, то как он может на собственном примере показать ребенку что делать в случае, если ты что-то не знаешь или забыл? Как справится с чувством неловкости и ощущением своей некомпетентности?"
А только в этом случае, когда внутри уже нет ни чувства неловкости, ни ощущения своей некомпетентности, всё это и можно ребёнку легко продемонстрировать, как вести себя в подобных ситуациях. Надо лишь выравнять шансы в игре и завязать себе, как более умелому игроку, хотя бы одну ногу, перевязать себе, как более хитрому и дальнозоркому игроку, хотя бы единый глаз свой (чтобы самому-то, для себя-то любимого, тоже сохранить полноценный интерес), убрать свои ручки очумелые за спинку себе, прикрыть свой всезнающий рот, начать задавать ребёнку вопросы (если он этому взрослому уже реально более интересен, чем все его знания и умения, полученные им за всё время собственной жизни, вместе взятые).
"Если родитель готов всегда занимать ребенка, то как ребенок познает скуку и научится самостоятельно находить из нее выход?"
А вот не надо ребёнка "занимать". Он сам себя занимает, изначально. Даже тогда, когда действует с родителем по-началу только совместно. Ребёнок познаёт скуку уже как раз в момент совместных с родителем "занятий" - когда его "занимают", а родитель занят тем, что "занимает ребёнка". Как только родитель начинает делать что-то не для себя, а за-ради только ребёнка, они и сам начинает скучать, и ребёнка к скуке приучает. Если родитель не различает собственных потребностей, и потребностей ребёнка, которые удовлетворяются в ходе одной и той же общей деятельности, нужно с этим как-то работать, а не заставлять себя, преодолевая себя, что-то продолжать в этом духе делать дальше.
"Если родитель всегда понимает нужды ребенка, то как научится формулировать эти нужды четко и понятно из тех неясных запросов, которыми они будут изначально?"
А не спешить понимать. Предположить, что какие бы то ни было предположения взрослого, будь он семи пядей во лбу, не могут предвидеть того, что на самом деле ребёнку нужно, до тех пор пока от не выразил свои нужды более или менее адекватно (и чем взрослее, тем более грамотно и общепонятным языком). И точно так же - не спешить за ребёнка что-либо сделать. Превентивное удовлетворение потребности, снимает потребностную мотивацию, лишает ребёнка силы действовать самостоятельно, убивает его волю, и развращает наиболее эффективно любое сознание, тем более детское.
"И в целом - как вырасти ребенку и выйти из родительского гнезда в суровый и не всегда приветливый мир, если родитель - идеален? Да и возникнет ли потребность уходить из семейного рая?"
А нам вовсе не обязательно быть во всех злачных местах, обследовать все заборы и тех, кто под ними лежит в невменяемом состоянии. Каждый человек находит в окружении тех, кто своим сознанием начинает с ним как бы резонировать, и только такие люди к нему приходят. Остальные - отталкиваются. Иногда прямо как пробки из бутылки отскакивают..:)
"Так что давайте не будем тосковать по фигуре идеального родителя, а будем просто достаточно хорошими, чтобы наши дети могли успешно расти и развиваться."
Давайте уточнять, каждый для себя, что есть для него идеальный родитель. И будем к этому идеалу реально стремиться, а не мечтать бесплодно. И тем более - не отказывать себе в том, чтобы реально двигаться в эту сторону!.:))
Reply
*Если родитель не различает собственных потребностей, и потребностей ребёнка, которые удовлетворяются в ходе одной и той же общей деятельности, нужно с этим как-то работать, а не заставлять себя, преодолевая себя, что-то продолжать в этом духе делать дальше. * Согласна.
И в целом - я писала скорее о вредности "идеальности", нежеле о чем-то другом.
Reply
Хорошо, взглянем на это же самое с другой стороны.
Опыт фрустрации вовсе не обязательно приобретать, чтобы потом всё-равно, раньше или позже, но отважиться на опыт совершенно иной (по Выготскому - обходной путь начать строить, для себя; причём, как утверждают физиологи, прежние-то связи не растворяются, не размиелинизируются и не переструктурируются - а вот новые должны оказаться на порядок мощнее; поэтому чем позже за приступаешь к работе над такими новыми способами жизни, тем сложнее...), когда направленность на предмет потребности (воля) уже ни чем не будет ущемляться и ужиматься, прежде всего самим человеком, позволившим, себе быть таким, какой он есть, принять себя.
Не возможно добиться положительного результата в коррекционной работе, если надежды возлагать на то чтобы подправить навык, изначально сформированный неверно, да ещё и связанный с довольно мощным отрицательным эмоциональным шлейфом. Его нужно как можно быстрее забыть. Как страшный сон. И приступать к освоению способности заново, и в такой ситуации, которая ни чем не будет даже напоминать прежний опыт неудач, даже чисто внешне.
Мир сам адаптируется к людям устремлённым ("прогибается под них"). И даже собаке, уверенно ставящей лапу на дорогу, машины всегда уступают путь..:) А путники, уверенно держащие путь в нужную им сторону, всегда друг с другом договорятся, если ИМ нужно будет.
Понял, Вы не вредность идеального образа себя как родителя рассматривали, а некоторые заблуждения на этот счёт...
Reply
Reply
Я немного о другом...
Но не лучше ли вообще разделить гнев от иной эмоции, которую просто другим словом ещё не привыкли обозначать?..
Во вступлении к "Лебединому озеру" звучит тема любви. Потом наползают иные ритмы, которые пытаются разрушить интонационную цельность, ткань этой темы. До какого-то момента всё это надвигается, разрастается, буйствует, вот-вот хаос победит, как вдруг та же самая тема, выросшая в силе, непреложно, уверенно, вновь заявляет о себе. Без злобы, без раздражения, без гнева. Но не менее, а более мощно. И она - та же любовь. Просто иное её проявление вовне... И это возрастание в силе недолгое. Тут же внешние псы-эмоции отступают и наступает покой и умиротворение.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment