Jun 26, 2013 02:40
В результате прошедших дискуссий у меня сформулировалось мое понимание социальных норм, их влияния на воспитание детей и последствия их внедрения. Захотелось записать - готова к обсуждению.
1. Попытка размыть существующие социальные нормы всегда будет сталкиваться с сопротивлением тех, кто привык думать иначе.
2. Для быстрой качественной смены необходимо заткнуть рот сопротивляющимся. Иначе привычка ориентироваться на большинство не позволит провести замену быстро.
3. При смене очень помогает обратится к эмоциям людей, к их желанию защитить несправедливо обиженных (пресловутая слеза ребенка).
4. При тотальной незрелости общества можно найти несправедливо обиженных любым положением старых нормативов. Поскольку подростковая стратегия бунта против родительской власти (собственно это и есть момент взросления или приобретения зрелости и ответственности) как раз строится на том, что необходимо нарушить правило, получить последствия и таким образом понять за-ради чего правило введено. Соответственно, если общество в своей существенной части дорастает до такого бунта, то отсутствия смирения перед последствиями и детское желание порушить преграду - вот хороший механизм для смены любой социальной нормы.
5. Стоит учитывать также накопленную фрустрацию в условиях урбанизации и разрушения традиций привязанности внутри большой семьи при ее раздроблении на нуклеарные ячейки. Жажда любви вполне хорошее топливо для ненависти к врагам, чьи нормы якобы мешают ощутить себя полноценным человеком без осознания собственной незрелости.
6. При смене социальных норм очень важно опираться на те нормы, которые уже получили легитимность и отталкиваться от них и опираясь на них затыкать рот несогласным.
7. Выстраивая цепочку последовательных изменений можно очень быстро внедрить в общество любые ценности (по вышеописанному сценарию).
Собственно после чего возникает вопрос - как определить долговременный эффект смены социальных норм, так как он всегда происходит под благородными лозунгами защиты "угнетенных" и вроде как считается, что в результате свободы в обществе стало больше - соответственно меньше стало несчастных. При этом как-то в тень уходит понимание того, что:
1. незрелый человек в отсутствии явно выраженных границ чувствует страх неопределенности и соответственно более тревожен.
2. человеческое в человеке развивается в том числе через преодоление ограничений, нахождения возможности достижения результата в ограничивающих пределах.
3. когда незрелые люди теряют жизненные ориентиры, то их очень легко стравить между собой и направить агрессию не на истинные причины их неприятностей, а на тех, кому им подсунет пропаганда.
В результате я приняла для себя такой способ определения происходящих изменений к добру или злу (учитывая, что на данный момент эти понятия тоже весьма размыты):
1. Если нововведение способствует повышению зрелости при воспитании детей - то это добро.
2. Если нововведение способствует понижению зрелости при воспитании детей - то это зло.
зрелость,
толерантность,
о воспитании