Терпимость - это способность принять сознательное решение не проявлять физическую агрессию в отношении тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает неодобрение. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым, но основывается на глубоком эмпатическом понимании другого человека. Терпимость характерна
(
Read more... )
В той ситуации которую вы описываете скорее идет неработающая попытка внедрить терпимость в общем, проходясь по всем областям, где нетерпимость по факту наиболее сильно проявляется.
Это частично вызвано тем, что те кто проводит эту политику не совсем понимают природу терпимости и нетерпимости как психического явления. В частности не разделяют симптомы и корневые причины.
И у меня сильное ощущение, что проблемы с таким внедрением терпимость еще вызваны тем, что реализацией этих идей занимаются люди, которые к этому просто душевно не готовы. Об этом свидетельствуют девизы вроде:
Нулевая терпимость к нетерпимости!
Если задуматься, то вроде бы очевидно, что "нулевая терпимость" = "нетерпимость", и авторы девиза проявляют нетерпимость.
Если обратиться к психологии развития, в частности Пиаже, то есть определенная стадия развития, для которой такое поведение характерно. Это стадия конкретных операций. На этой стадии, модель реальности и реальность еще полностью разделяются, и модель реальности изменяется либо не осознано, либо через авторитетный источник. Для этой стадии характерна апелляция к букве закона.
На следующей стадии формальных операций, человек уже способен осознавать свои представления как модели реальности и как гипотезы. На этой стадии человек реально принимает разные модели реальности у разных людей, но так же осознает связь моделей с реальностью.
Когда дело доходит до терпимости, то человек на стадии конкретных операций просто не может ее проявлять по объективным когнитивным ограничениям. Для этого нужно разделять свою модель реальности и реальность. Даже если ему сообщить о принципах терпимости и это он воспримет как авторитетное мнение, то это он будет воспринимать как саму реальность, но будет воспринимать только то подмножество, которое ему реально доступно на его стадии.
Так из концепции, что в бедных семьях детям сложно жить, он воспримет не то, что положение этих семей нужно облегчить (например, бесплатные детские сады и адекватное питание для детей в детских садах и школах), а то, что бедным семьям нужно запретить иметь детей, а если это случилось, то нужно ребенка отобрать. То есть, он будет руководствоваться буквой, а не духом, даже если это по факту сделает ребенка несчастным.
Нетерпимость свойственна всем фазам развития психики, и просто ослабляется с каждой новой фазой, за счет того, что человек осваивает все новые и более гибкие инструменты сознания. С каждым новым набором инструментов сознания, человек осваивает все новые инструменты координации совместной деятельности, и соответственно расширяется круг "своих" людей с которыми можно жить и работать.
В любом случае, круг "своих" ограничен доступными возможностями координации и согласования совместной деятельности, и насильно расширить этот объем просто нельзя. Можно просто вытеснить отношение в Тень. Но то что находиться в Тени, не развивается. То есть по факту размер этого круга "своих" замораживается.
Если работать с терпимостью как с независимым свойством психики, а не как со свойством порожденным текущими когнитивными ограничениями, то как раз получится то что мы наблюдаем. И соответственно, когда этим занимаются люди, которые сами находятся на несоответствующей стадии развития, то мы можем наблюдать усугубление проблемы.
Reply
Reply
Так на стадии конкретных операций, человек может определить, что другой не ведет в себя в соответствии с правилами, и естественная реакция это гнев и желание заставить его вести в соответствии с этими правилами, в том числе и с помощью насилия. Психотерапия здесь может быть только по Скиннеру, бить током при неправильном поведении, и поощрять конфеткой за правильное поведение.
На стадии формальных операций, человек уже может заметить, что есть различие в актуальных моделях реальности, и он может попытаться помочь человеку осознать его модель реальности, как эта модель влияет на поведение, и возможно предложит поменять модель, и мы здесь получаем Фрейда и неофрейдистов, Перлза, НЛП первого поколения, рациональную терапию, и некоторые другие течения.
Если человек дошел до системного восприятия реальности, то он уже видит не просто модели у человека, но и системные силы, которые порождают эти модели, и те системные силы носителем которых человек является. Здесь мы получаем гуманистическую терапию К. Роджерса, Берна (игры в которые играют люди), многие школы семейной терапии, системное НЛП, и т.д. Пиаже считал эту стадию частью формальной стадии, но другие исследователи вроде Коммонс, выделяли это в отдельную стадию развития.
Так что я не думаю, что эмоциональная зрелость возможна без когнитивной зрелости. Более тонкие эмоции требуют более тонких инструментов восприятия. Есть даже теории, которые это связывают вместе.
Reply
Reply
Эмоциональная зрелость уже реже, но есть положительная корреляция между когнитивной и эмоциональной зрелостью. И я пока не встречал человека с низкой когнитивной зрелостью и высокой эмоциональной.
Например, очень сложно вести конструктивный диалог с человеком с низкой когнитивной зрелостью. На уровне конкретных операций, человек не разделяет свою модель реальности и себя, и воспринимает гипотезы и альтернативные модели как личные нападки. Чтобы конструктивно обсуждать модели реальности, нужно уметь отделять себя от моделей.
Так же можно вспомнить достаточно большое количество известных людей высоким когнитивным уровнем, но с низкой эмоциональной зрелостью или большими проблемами в личной сфере (например, Эйнштейн или Леонардо да Винчи).
Здесь нужно отметить, что когнитивная зрелость не означает высокой мощности интеллекта, она означает освоение более емких и более различающих инструментов сознания.
Reply
Reply
Наука - это одно из возможных проявлений когнитивной линии развития, но это не является обязательным. В целом Пиаже отмечал, что с когнитивным развитием - растет децентрация сознания. Так на дооперациональной стадии - сознание эгоцентрично, на стадии конкретных операций появляется этноцентричное сознание, а для освоения мироцентричной позиции восприятия требуется стадия формальных операций.
Для меня децентрация сознания, это очень важный показатель мудрости. Если человек не может полноценно встать на точку зрения другого человека, то можно говорить об мудрости в смысле концентрации общественного опыта, но не о мудрости в смысле принятия другого человека. Здесь человек может сказать как правильно вообще, но не сможет сказать как правильно для этого случая и для этого человека. Это архетип толкователя торы, а не лекаря душ. Чтобы полноценно понять модель мира другого человека, нужно суметь осознано отделить себя от своей модели мира и другого человека от его модели мира. А это уже уровень формальных операций.
Reply
Leave a comment