Болонья: выкинь свой болоньевый зонт, съешь лучше пасты

Feb 23, 2020 09:10




Болонья стала весьма приятным открытием в эту новогоднюю поездку. Из туристического слогана «ученая, толстая и красная» больше интересовал пункт про размер талии. Вкусно поесть - как тут можно отказаться. Но! К черту эти слоганы! Абсолютно нетипичные городские улочки, отличные обзорные площадки, таксисты катающие по счетчику до аэропорта, и на закуску эксклюзивная экспозиция работ Шагала, - все это крепко загнало Болонью в список для повторного посещения. 

Версия поста mrdzen.com, без рекламы, смс и современным дизайном. Энжой! Ну или в друзья добавляться не забывайте ;)

01. Болонья  - это прежде всего арочно-галерейная лихорадка. На бумаге 40 км галерей звучат сухо и непривлекательно. Однако, при встрече влюбляют в себя сразу и безапелляционно. Такой урбанистический прием, придуманный задолго до борьбы с парковками, делает исторический центр дико привлекательным и фотогеничным.


02.


03.


03. Этот прием объясняется не волей местного королька-самодура, а преследует вполне конкретные цели. С развитием города в позднее средневековье, как образовательного центра, возникла острая необходимость в квадратных метрах. Чтобы эффективнее использовать городское пространство, к зданиям стали пристраивать галереи. Таким образом увеличивалась необходимая городу жилая площадь. Единственным условием была возможность пронестись по этим галереям верхом. Откуда и родились требования по не маленьким габаритам в высоту.


04.


05. «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной”, когда болонские портики у меня над головой!» © zaglyanika


06.


07. В том самом городском лозунге правда про галерии ни слова: «ученая, красная, толстая». Красная - это про пристрастие местных строителей к ярким фасадам. Ученая - безусловно про старейших Болонский университет и большое количество студентов в городе. Толстая - тут понятно (от себя добавлю, что еще и с приятными ценниками).


08.


09.


10. Вряд ли этруски, основывая город в VI-веке до н.э. изначально имели в виду такую концепцию. Даже гости из средних веков не узнали бы старый город. Болонья тех лет была больше похоже на средневековую версию Нью-Йорского даун тауна. Только вместо офисных высоток, башни. Много башен.


11. По одной из версий, такой парад башен объясняется просто местным конкурсом - у кого длиннее. До наших дней, из более чем сотни башен, дожило только 22. Самыми знаменитыми являются падающие башни Гаризенда и Азинелли.


12. Башни со временем заслужили звание “символ города”.


13.


14. Вместе с башнями в историю ушли и болонские каналы. Маленькая Венеция, это прозвище было некогда весьма актуальным для города. Каналы служили важными торговыми и транспортными артериями: прокатиться можно было до Реки По, и далее отправиться в круиз по Адриатике.


15. Со временем некоторая часть из них была засыпана, за ненадобность. Часть отправилась с глаз долой под землю. И лишь небольшой кусок, некогда обширной городской сети каналов, выходит наружу.


16.


17. Где-то там в подземельях сохранился даже старый римский мост, перекинутый через один из некогда открытых каналов. Вроде ранее проводились экскурсии по подземной части города. На январь 2020 таковых обнаружить не удалось.


Подземелья Болоньи. © GianMarco Borgia.

18. Время не пощадило и городские оборонительные стены. Три кольца защитных сооружений крепко обнимали город с XIII века. С наступлением же века XX-го многовековой защитный периметр был разобран, освободив место для новых улиц и дорог. Сохранилось лишь пару городских ворот, и совсем немного артефактов.

Фрагмент карты Болоньи 1640 года. На переднем плане северо-восточный участок городской стены от ворот сан-Виателе до ворот Галльера. Источник.

19.


20.


21.


22. Сохранившиеся ворота при встрече смотрятся весьма странно: как калитка, при отсутствующем заборе.


23. Нынешняя кольцевая дорога почти совпадает с периметром этой стены.


24. Самый центр-центр в Больное - это две перпендикулярные площади: площадь Нептуна и большая площадь, размером в футбольное поле, под названием Большая площадь. Все новогоднее счастье в основном здесь и находиться: толпы народу, большая елка и большое количество рюмочных с какой то едой.


25.


26.


27.


На Большой площади, как это не удивительно, есть в наличии и большая базилика и заодно еще одна визитная карточка города: базилика Сан-Петронио. По размерам она не на первом месте. А вот список самых больших в мире кирпичных церквей возглавляет.

28. Вид недоделанного фасада, с удивленной мордахой, словно намекает на странное видение мира архитектором. А видел Антонио ди Винченцо в своем проекте не эпичный долгострой, а желание городских властей возвести эпичное строение, по размерам затмевающее римский собор Святого Петра. Впрочем размер, по настоятельным рекомендациям из Рима, пришлось уменьшить. Сроки строительства затянулись так, что доделывать уже пришлось другим архитекторам. А попытки закончить облицовку предпринимались вплоть до XX века.


29. Обманчивая не многолюдность выше обусловлена отнюдь отсутствием популярности, а личным героическим подвигом встать с рассветом. Так то все как обычно: люди, очереди.


30. Зимний рассвет это конечно не в 5 утра. Но принижать свои заслуги не буду: это все равно не лего :). Зато в подарок весь пустующий обширный исторический центр. С приятными дополнением в виде работающих кофеен.


31.


32.


33. Если вы заблудились в городе, сел телефон, а полярной звезды не видно, тогда не обязательно судорожно искать мох, в попытках определиться где север, запад и т.д. Для этого достаточно найти вход в любую каноничную базилику из средневековья. Она должна быть обращена строго на восток. Этот, офигенно полезный метод, к сожалению не будет работать в Болонье. Главный собор в этом не помощник. Вместо него рассветные лучи встречает дворец Градоуправления, или Palazzo del Podesta.


34. Миф про «галерею шепота» проверить правда не удалось. Суть ее в том, если прошептать что либо в сторону одного из четырех углов арки, расположенной посредине галереи и украшенной статуями, вас будет слышать человек, стоящий в противоположном углу.


35. Вторая главная площадь в историческом центре - площадь Нептуна. Созерцая трехметровую статую собственно Нептуна несложно догадаться откуда у площади название. Когда-то меня немного удивляла традиция называть мелкие свободные пространства собственным именем. Возле любого ДК на постсоветском пространстве с пятерку таких мест найдешь, и штук десять Ленинов засунешь. Потом конечно все стало на свои места: и скульптуры бывают шикарными, и исторический центр может означать не 2 штуки чудом сохранившихся здания. В Болонье же, для этой организации этого публичного пространства пришлось поработать бульдозером в XVI веке.


36.


37. Строительство фонтана заказал один из кардиналов, с целью прославить правительство Папы Пия IV. «Нептун правит в морских водах, а Папа во всём мире», якобы такова была причина. Но! Языческий бог в качестве прославления христианского топ-менеджера… Не знаю, не знаю…

38. Все скульптуры фонтана обнажены. По этому поводу местных хранителей скреп знатно бомбило. Были предложения хотя бы на статую Нептуна надеть штаны 0_о


39. С некоторого ракурса, можно понять что второе прозвище Нептуна «Гигант» относиться отнюдь не к размеру самой статуи.


40. Братья Мазерати, позаимствовали образ трезубца, и тем самым сделали его весьма узнаваемым символом.


41. Я уже упоминал, что несмотря на имидж не самого популярного туристического маршрута Диван - Болонья, в городе местами становиться плотновато.


42. Сбежать мы решились к южной оконечности города. Взобраться на Караульный холм и в подарок получить умиротворяющие пасторальные итальянские панорамки.


43. На холме в 300 метров над уровнем моря возвышается барочная Мадонна-ди-Сан-Лука. И главный ее козырь, кроме весьма удачного местоположения, это икона Девы Марии с младенцем, написанная святым Лукой. И еще небольшая обзорная площадка.


44. По местному лору, икона досталась греческому отшельнику от священников собора Святой Софии, который в Константинополе, с пометкой доставить сабж на «Караульный холм». Имея столь «конкретные»  указания наш курьер первым делом отправился в Рим, ибо холмов там аж семь. Но там героя сначала ждало разочарование, а потом удачная встреча с болонским сенатором. Который и поведал о существовании такого адреса собственно в Болонье. Хэппи энд.


45.


46. Местным монахам конечно можно только позавидовать, с такими видами, да еще с важным христианским артефактом коротать будни одно удовольствие.


47.


48.


49. Самым запоминающимся конечно оказался подъем сквозь двухкилометровую галерею с 666 арками. Строили эту шикарную галерею больше ста лет. Количество арок символизирует победу над злом, а именно змея (дьявола), раздавленного ногой Девой Марией (ну или как то так).


50. Процесс преодоления такого пути занимает конечно времени и сил, зато аппетит будет отменный!


51. Ближе к вершине уже можно панорамки щелкать.


52. Спуск и (или) подъем заставляет гордится собой. До тех пора, пока по пути не встретится человек использующий эти нескончаемые ступеньки для собственной пробежки.


53. Парадный вход в галерею и первая арка. И пока конец поста.




Болонья, Италия

Previous post Next post
Up