Об использовании ветролетов в МВД СССР и МВД России.

Apr 26, 2017 16:28



активное использование вертолетной техники в МВД СССР началось в конце 70-х начале 80-х годов, хотя испытания техники проводились еще в 1969 году. Я говорю о использовании вертолетов в интересах милиции, так как в составе ВВ МВД СССР с 1979 года уже была своя авиация. Авиация ВВ МВД была самой малочисленной из всех малых авиаций (за исключением авиации ГО). Не было в ее составе и авиационных полков - только отдельные авиационные эскадрильи, которые располагали поблизости от охраняемых объектов особой важности. Принцип базирования этой авиации был схож с пограничной: вертолеты дислоцировались не только на основном аэродроме, но и на других аэродромах и оперативных площадках.
Принцип работы милиции с авиацией строился по другому.
История авиации МВД начинается в тридцатых годах под вывеской НКВД. Например Марина Раскова из экипажа Гризодубовой была летчицей НКВД. В Великую Отечественную войну всю ведомственную авиацию (в том числе и большинство гражданской) передали в ВВС. После окончания войны опять воссоздали авиацию НКВД-МВД. С конца 50-х годов руководство МВД полностью перешло на арендную основу авиации: для нужд министерства арендовались самолеты и вертолеты в МГА СССР, в том числе и для перевозки руководящего состава министерства, для ГАИ, и для поиска сбежавших ЗЭКов. В основном вертолеты использовались для нужд ГАИ. Вот как о этом вспоминает Г.Б. Смирнов, в 1982-1987гг. - заместитель начальника ГАИ Тюменской области, в 1987-1991гг. начальник ГАИ Тюменской области:
" В восьмидесятые годы двадцатого века Тюменская область была одним из регионов, где в надзоре за дорожным движением широко использовалось вертолетное патрулирование.
Схема использования вертолета в общих чертах выглядела следующим образом. По договору с областным Управлением внутренних дел Тобольский авиаотряд выделял отделу ГАИ вертолет МИ-2 с базировкой на время работы по югу области в аэропорту Плеханово.


В структуре Госавтоинспекции имелся взвод вертолетного патрулирования. Экипаж вертолета, которым управляли летчики Аэрофлота, работал в паре с экипажем патрульного автомобиля, а самому экипажу придавался сотрудник взвода. В основном, такое патрулирование велось на дорогах, как они тогда именовались, республиканского значения (ныне - федеральные трассы) - Тобольском, Ялуторовском , Московском, Червишевском трактах. Экипажем вертолета выявлялись, в первую очередь, такие грубые нарушения ПДД, как значительное превышение скорости движения, нарушение правил обгона. Обнаружив автомобиль - "нарушитель", инспектор с вертолета по рации передавал экипажу патрульного автомобиля данные об этом автомобиле, а также подавал нарушителю с помощью громкоговорящего устройства команду остановиться...


Определение с воздуха скорости движующегося автомобиля производилось путем замера по секундомеру времени прохождения им специально размеченных на контролируемых трассах контрольных участков. Наверное, это был далеко не самый совершенный способ, но в то время другой возможности просто не было. А само присутствие в воздухе вертолета ГАИ (он имел, естественно, соответствующую раскраску) дисциплинировало водителей. Этому способствовало и наличие на дорогах щитов с информацией - "Трасса патрулируется вертолетом ГАИ". На всех патрулируемых направлениях были определены места возможной посадки вертолета. Такая необходимость возникала иногда в случаях совершения на трассе ДТП, использования вертолета для проведения поисковых мероприятий и т.д. Бывало, вертолет использовался и при сопровождении на трассах руководителей высокого уровня, чьи визиты в те времена были нередкими. При этом экипаж вертолета следуя на значительном удалении от кортежа, прорабатывал трассу, предупреждая, при необходимости, о каких-либо затруднениях при прохождении кортежа.Использовался вертолет и еще в одной сфере- выявлении и пресечении фактов использования государственного автотранспорта (так обычно именовался автотранспорт юридических лиц) не по назначению. Особенно этот вопрос приобрел остроту после принятия соответствующего Постановления ЦК КПСС. Руководитель предприятия, организации, замеченный в использовании служебного автомобиля в неслужебное время, мог быть привлечен к дисциплинарной, материальной ответственности, а на водителя составлялся административный протокол. Задача выявления подобного рода злоупотреблений возлагалась конечно же, в первую очередь, на сотрудников милиции и прежде всего ГАИ.


В связи с этим вспоминается такая "картина".
Ясный зимний день день... На озере, у лунки сидит с удочкой рыбак - водитель, рядом -"хлебовозка", на которой он приехал на рыбалку. И вдруг, как гром среди ясного неба (в буквальном смысле этого слова!), рядом с садится вертолет ГАИ со всеми вытекающими последствиями для незадачливого рыбака... Конечно, такие случаи получали широкую огласку.
Говоря о работе вертолетного взвода стоит, пожалуй, сказать и еще об одном направлении деятельности его сотрудников. Задача пресечения мотохулиганства в городах, населенных пунктах области всегда была и остается актуальной. В составе вертолетного взвода мы сформировали группу инспекторов - разрядников по мотоспорту, приобрели для них мотоциклы. Поскольку выбор такой техники в то время был неширок, то приходилось довольствоваться спортивными ИЖами, и если мне память не изменяет, одним-двумя "Чезетами". Однако, если учесть, что нарушители общественной безопасности "рассекали", как правило, на отечественных дорожных мото, то мощности нашим мотоциклам вполне хватало. Нет, инспекторы не устраивали за нарушителями гонок. Обычно им хватало лишь одного старта на заднем колесе, после чего "мотолюбитель", уяснив для себя бесполезность попытки оторваться от инспектора на своей "технике", тут же бросал её (обычно без номеров и нередко краденную) надеясь больше на свои ноги. В населенные пункты области наша "мотогруппа" выезжала со специально оборудованным под перевозку мотоциклов автобусом КАВЗ. Возвращалась обычно с полностью загруженным задержанным "товаром" салоном. Надо сказать, Главным Управлением ГАИ МВД СССР была установлена периодическая отчетность о результатах использования вертолета, причем в увязке с анализом аварийности на обслуживаемых трассах, направлялись информации об эффективности использования вертолетов ГАИ других регионов страны. Это способствовало повышению ответственности за результаты нашей работы в данном направлении, стимулировало поиск путей дальнейшего её совершенствования."


Уже после создания авиации ВВ МВД СССР в 80-х годах, у милицейского начальства разгорелись аппетиты. Но так как общее понятие и отношение к авиации было по принципу «Поехали, потом заведешь!», да и финансы, оказалось, не поют романсы, то и планы резко изменились. Было решено закупить только авиатехнику, и расставить ее по крупнейшим центрам регионов (Хабаровск, Новосибирск (Кемерово), Свердловск, Сыктывкар, Москва. Планировались Киев, Алма-Ата, Ленинград, Ростов. Закупили с десяток вертолетов Ми-8, несколько Ка-26 для ГАИ Москвы. Базирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию, летчиков - все это решили арендовать в МГА СССР. Когда узнали цену вопроса - зарплаты гражданских летчиков там и прочее - схватились за голову: гражданских специалистов по тревоге не поднимешь, сверх стартового времени работать не заставишь, сверхнормативный налет - вообще дикие расценки. Решили: выработаем ресурсы у того, что есть, и все. А потом упадем на хвоста к авиации ВВ МВД СССР. Так и сделали. Но до выработки ресурса не все вертолеты выжили: бесконтрольность использования авиатехники привели к очень большой аварийности, а в ряде случаев - и к тяжелым летным происшествиям. В 1991 году при катастрофе в районе г. Мама погибло 8 человек. В итоге в начале 90-х оставшиеся борта перегнали на базы хранения, где они долго стояли. Потом их перегнали в ремзаводы. Кстати интересно, что вертолеты в МВД числились в графе «Автотракторная техника». До конца 1993 года милиция пользовалась авиацией ВВ МВД РВ из расчета не более 10% летных часов, которые по плану выделял округ на каждую авиачасть каждый месяц. В период конец 1993 г. - 1994 г. Правительство России озаботилось и выделило средства на организацию авиации МВД России. Первое подразделение появилось в Кемерово в количестве 2 вертолетов Ми-8 и 1 самолета Л-410. Сначала был 1 вертолет Ми-8 из тех что выжил на ремзаводах. Он числился в Новосибирске, но постоянно перелетал и базировался в Кемерово. Структура была странная: летчики были гражданские, с пилотскими удостоверениями, но уже прикомандированными в УВД и введенными в его штаты. Структура просуществовала несколько лет. А 31 октября 1995 году, в Новосибирске, было организовано первое специальное авиационное подразделение особого назначения (САПОН). В нем было по штату 4 вертолета Ми-8Т (МТ). А дальше - пошло-поехало.
С 2003 года вся структура авиации МВД России, приобретает официальное название "Авиация органов внутренних дел МВД России" (АОВД МВД России), а подразделения - АО СН (авиационные отряды специального назначения).

вертолеты, полиция, история, ГИБДД, МВД, СССР, АОСН, милиция

Previous post Next post
Up