В системе ГУ МВД России по г. Москве имеется очень интересное, в своем роде уникальное для МВД, подразделение: инженерно-саперный отдел ГУ МВД России по г. Москве.
В 1996 году было организовано 1-е отделение ЭКО УВД на Московском метрополитене. Сотрудники занимались обследованием бесхозного и забытого багажа, подозрительных предметов, обнаруженных на станциях и объектах метрополитена, определением их принадлежности к взрывным устройствам. Со временем в столице возросло количество происшествий, связанных с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств. 16 августа 2001 года приказом ГУВД по городу Москве был создан инженерно-саперный отдел главка (1-е отделение ЭКО УВД на ММ сокращено).
С появлением отдела задачи, естественно, усложнились, круг обязанностей расширился. Сотрудники отдела, применяя специальную аппаратуру и оборудование, занимаются определением типов взрывчатых веществ и взрывных устройств, диагностикой подозрительных предметов, обнаруженных на территории города и объектах Московского метрополитена. Также они должны определить комплекс мер по обеспечению безопасности на территории, прилегающей к месту происшествия.
Служба проходит в круглосуточном режиме, в том числе, в праздники и выходные. Каждый день на дежурстве находятся две группы (по графику - сутки через трое). Дежурная группа 1-го отделения выполняет задачи на объектах метрополитена, группа 2-го отделения - на территории и объектах города. Члены обеих групп - специалисты широкого профиля, поэтому в рамках своей служебной деятельности они полностью взаимозаменяемы. Интенсивность выездов за смену различная, но, в среднем, один-два раза (500-600 выездов в год).
Координирует выезды только оперативный дежурный Дежурной части ГУ МВД России по г. Москве, поэтому любое сообщение граждан о ситуации, касающееся специфики отдела, в первую очередь, должно быть адресовано службе «02». Оттуда информация поступает в ИСО, далее определяем алгоритм действий в соответствии с категорией происшествия.
Отдел является структурным подразделением Штаба по осмотру мест происшествий на территории Москвы на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Сапёры отдела предотвратили 8 862 угрозы взрывов, исследовали 1 231 бесхозный предмет на наличие взрывных устройств и взрывчатых веществ, 1 897 раз выезжали по категории «особый случай». История отдела - это участие практически во всех антитеррористических мероприятиях, проводимых в Москве, обследование мест проведения террористических актов и криминальных взрывов (взрыв возле станции метро «Юго-Западная», захват концертного комплекса на Дубровке, взрыв на фестивале в Тушине, взрыв возле гостиницы «Националь», взрыв возле станции метро «Рижская», взрыв поезда на станции метро «Автозаводская» и другие места терактов).
В 2006 году в Санкт-Петербурге сотрудники отдела в течение месяца выполняли задачи по обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения международного саммита. Была проверена огромная территория на предмет наличия взрывных устройств. Группа специалистов отдела непосредственно руководила и координировала работу прибывших из различных регионов страны взрывотехников ОМОН, которые провели в северной столице проверку огромной территории на предмет наличия взрывных устройств. Ну и конечно, работали по профилю на Олимпиаде-2014 в Сочи.
80 процентов личного состава имеют одно, а то и два высших образования, 65 процентов являются классными специалистами, 35 процентов принимали участие в боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе, а также в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Все сотрудники инженерно-саперного отдела являются квалифицированными специалистами, имеют допуск к работе со взрывчатыми веществами. Не реже одного раза в год каждый из них обязан подтвердить квалификацию в Центре профессиональной подготовки УВД по Брянской области. В отделе служат офицеры, закончившие инженерные, артиллерийские и противовоздушной обороны учебные заведения. Артиллеристы - хорошие боеприпасники, профессионально разбираются в различных системах взрывателей, офицеры из ПВО - специалисты по электронным приборам - локаторам, ну а инженеры-сапёры, понятное дело, спецы по минам, взрывным устройствам. В общем, дополняют друг друга.В соответствии с законодательством РФ, на должности, связанные с непосредственной работой со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, назначаются только мужчины, но следует отметить, что в отделе служат и женщины. Они имеют такой же уровень подготовки и знаний, но их берегут: на должности, связанные с непосредственной работой с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, не назначают. Женщины несут службу на должностях дежурных.
Работу отдела можно разделить на три категории. Первая - выезды на сообщения о якобы заложенном устройстве. Вторая - работа на месте происшествия, связанная с обнаружением каких-либо подозрительных предметов, багажа. И третья - «особый случай», связанный с обнаружением явных боеприпасов или предметов, с обследованием мест взрывов. К этим случаям можно отнести припаркованные автомобили у особо важных объектов, которые могут быть заминированы.
Более всего затрачивается сил, средств и, особенно, времени при выездах на сообщения об угрозе взрыва или заложенном якобы взрывном устройстве. Приходится обследовать целые здания, комплексы помещений, оцеплять место происшествия, привлекать различного рода службы - МЧС, «скорую помощь» и другие правоохранительные структуры. Кроме того, от несения штатной службы в оцепление отвлекается большое количество личного состава.
Не менее сложный выезд по второй категории, «бесхоз», то есть при обнаружении бесхозных предметов: пакетов, коробок, сумок. Только проведя диагностику, можно определить, опасно ли это для окружающих. Ведь на первый взгляд сразу не понять. И приходится действовать со всей осторожностью, применяя все средства, прежде всего рентгено-телевизионный комплекс «Шмель» - главный аппарат, с помощью которого определяется, опасный предмет или нет.
И, наконец, третья категория - «особый случай», обследование обнаруженных боеприпасов, различных взрывных устройств. Работать приходится с различного вида штатными боеприпасами: артиллерийскими снарядами, миномётными минами, гранатами, взрывными устройствами или же муляжами взрывных устройств, содержащими признаки взрывных - элементами питания, взрывчатым веществом и тому подобное.
Тут применяется несколько иная методика работы. Исходя из внешних размеров найденных боеприпасов, признаков, справочников, в соответствии со своей квалификацией, в том числе, сотрудники определяют размеры возможного поражения и выставляют оцепление, чтобы предотвратить поражение граждан, своего личного состава и сотрудников других федеральных служб. Если квалификация специалистов отдела позволяет, то они проводят расснаряжение этого предмета. В случае невозможного безопасного расснаряжения на месте происшествия, докладывают о ситуации в Дежурную часть ГУ МВД России по г. Москве, и тогда эту работу завершают коллеги - группа разминирования Военной комендатуры Москвы обеспечивает вывоз и уничтожение боеприпасов времен Великой Отечественной войны калибром до 152 мм, а подразделения МЧС РФ обеспечивают проведение спасательных работ, вывоз и уничтожение авиационных бомб и боеприпасов калибром свыше 152 мм, взаимодействует отдел и с взрывотехниками из института криминалистики ФСБ РФ, из УФСБ по Москве и Московской области (обезвреживание самодельных взрывных устройств).
Другой вид «особых случаев» - это выезды на обнаруженные муляжи взрывных устройств. Злоумышленники делают предмет, похожий на взрывное устройство, и закладывают в том или ином месте. В любом случае сапёры работают по полной программе, исходя из того, что это реальное взрывное устройство, про которое пока ничего не известно. Только проведя диагностику, можно определить, что это за штуковина, и какова её начинка. Нередко при проведении в рамках уголовных дел обысков подозрительных квартир, на различных объектах, обнаруживали и реальные взрывные устройства, снаряженные неокончательно и окончательно. И приходилось с ними работать.
В последнее время снизилось количество таких случаев, сейчас чаще устанавливают системы слежения за автомобилями «премиум класса». Под днище автомобиля прикрепляют маячок, имеющий GPS-навигацию и выход через Интернет на какое-то другое устройство. Это, как правило, небольшая коробочка, и саперам приходится её снимать, потому что потенциально она может оказаться взрывным устройством, причём, что самое опасное, радиоуправляемым. Сотрудники ИСО работают узко направленно и могут определить по виду: либо это подготовка к теракту, либо какие-то криминальные дела, либо хулиганство.
Но сотрудники Инженерно-сапёрного отдела не только выезжают на задания, но и по плану проводят занятия в отделах внутренних дел с различными категориями личного состава, несущего службу на улицах. Кроме того, с удовольствием проводят занятия по безопасности в школах, колледжах и, естественно, в Московском университете МВД России.
Как работают сапёры на месте происшествия? Старший сапёр, надев взрывозащитный костюм, видит перед собой ограниченный сектор, не воспринимает окружающую обстановку, он сосредоточен на предмете, с которым работает. Соответственно, вся работа по обеспечению безопасности старшего сапёра возлагается на второго сапёра, который, помимо всего прочего, оказывает помощь товарищу в надевании взрывозащитного костюма, подносе приборов, подключении их. Водитель на месте происшествия держит связь с базой, контролирует общую обстановку, при необходимости занимает оборону и прикрывает личный состав, работающий на месте происшествия. Каждый, таким образом, друг другу прикрывает спину.
У коллеги
ONEPAMOP есть интересная статья о выезде ИСО на место и работа по бесхозному предмету.
http://onepamop.livejournal.com/1008402.htmlДля изучения опыта и методик работы сотрудники отдела периодически проводят рабочие встречи с представителями сапёрных и взрывотехнических подразделений различных служб и ведомств других государств - с сапёрами полиции Франции, военными сапёрами Великобритании, представителями армии США, полицией Израиля, Китая и Монголии. И сами сотрудники Инженерно-сапёрного отдела в свою очередь были гостями подразделений полиции Парижа, военных сапёров Великобритании, отряда спецназначения города Пекина.
На вооружении отдела находятся современные средства. Но время не стоит на месте, потенциальный противник имеет уже более серьёзные системы, с которыми становится всё труднее бороться. В перспективе надо оборудование обновлять, отдел плотно взаимодействуем с производителями отечественного оборудования, которое ничуть не хуже зарубежных аналогов, но гораздо дешевле. Взять тот же рентгено-телевизионный комплекс «Шмель», главный аппарат, с помощью которого определяется, опасный предмет или нет. Он производится в Москве, а зарубежные приборы гораздо дороже и неудобны в работе. «Шмель» приспособлен к нашим условиям, особенно, в зимний период, в городе. А вот взрывозащитный костюм используется иностранного производства, он и легче, и по степени защиты соответствует необходимым требованиям.
В заключение нельзя не упомянуть, что о жизни и службе сапёров отдела сняты четырёхсерийный художественный фильм «Точка взрыва» с участием Дмитрия Певцова и десятисерийный документальный фильм «Bomb guard» телекомпании «Russia Today».
Click to view
Click to view