В духе реалий новой эры или чем награждали милиционеров после революционный период.

Sep 19, 2017 11:46



Встречаются наградные документы послереволюционной поры с очень любопытными и даже единственными в своём роде формулировками, хотя в 1920-е годы было немало вариантов бланков грамот и благодарностей. Правда наградами тогда сотрудников явно не баловали. В основном, они поощрялись к каким-то праздникам или годовщинам советской милиции.

В личных делах начальников МУРа, руководителей подразделений управления и рядовых оперативников отражены сведения о награждении названных сотрудников-сыщиков грамотами и ценными подарками, объявлении благодарностей. Конечно, сами награждаемые были весьма довольны, когда получали наручные и карманные часы, портсигары, патефоны, обувь, отрезы на костюм или готовую одежду и тому подобное.
Следует уточнить, что золотые часы тогда считались в прямом и переносном смысле дорогой наградой. Комиссар милиции 3-го ранга Александр Михайлович Урусов, который в 1944-1950 годах руководил МУРом, до этого служил в Тюмени и был награждён сапогами. А в 1929 году он, начальник Тюменского окружного уголовного розыска, в честь двенадцатой годовщины РКМ, цитирую, «за неподкупно-честное, сознательное отношение к делу, неутомимую энергию и самоотверженность в деле борьбы с преступностью» получил в награду боевое оружие - револьвер системы «Наган». Как правило, при награждении оружием выдавалась грамота, в которой указывались его вид и номер. Поначалу награждали маузерами и наганами, позже, в 1930-е годы, - пистолетом Коровина, с 1940-х годов - пистолетом «ТТ». Даже практиковалось награждение карабинами и охотничьими ружьями. На наградном оружии, на рукоятке, крепились обычно серебряные таблички: «За отличие в борьбе с бандитизмом (преступностью) от РКМ (ОГПУ/ ГПУ)». Известны и случаи награждения сотрудников томами сочинений Владимира Ленина и Карла Маркса.
К примеру, в соответствии с приказом Административно-организационного управления ОГПУ и постановлением коллегии Государственного Политического Управления, помощник начальника ударной группы по борьбе с бандитизмом Виктор Овчинников 9 ноября 1925 года «за прекрасную подготовку, энергичное и умелое проведение операций по очистке Москвы от социально-вредного и уголовного элемента» был награждён золотыми часами за № 90867.


Виктор Овчинников

Позднее, в декабре 1927 года, Виктор Петрович получил Грамоту ОГПУ вот с этой красноречивой формулировкой:

«Чекисту-бойцу тов. Овчинникову В.П.

Коллегия Объединенного Государственного Политического Управления в день десятилетия органов пролетарской диктатуры ВЧК-ОГПУ, отмечая Вашу самоотверженную работу на трудном чекистском посту, направленную на борьбу с врагами первого в мире Пролетарского Государства, постановила наградить Вас почетным боевым оружием «Маузер» с надписью «За беспощадную борьбу с контрреволюцией».


В Грамоте ОГПУ, вручённой А.А. Кульневу, было написано: «Коллегия Объединенного Государственного Политического Управления в день ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЯ органов Рабоче-Крестьянской Милиции, отмечая Вашу самоотверженную работу по борьбе с преступностью, постановила наградить Вас пистолетом системы Коровина за № 205045».Грамота была подписана 10 ноября 1932 года в Москве заместителем председателя ОГПУ.


В грамоте, которая подписана 12 ноября 1930 года двумя высокопоставленными представителями власти (членом Президиума Московского областного исполкома и Моссовета РКиКД - рабочих, крестьянских и казачьих депутатов, начальником Административного управления Мособлисполкома; начальником Московского областного уголовного розыска) выражается признательность младшему надзирателю Е.К. Филашину за его служебное усердие и гражданскую сознательность:

«Президиум Московского Областного Исполнительного Комитета и Московского Совета РКиКД в день 13-й годовщины существования Рабоче-Крестьянской Милиции и Уголовного Розыска награждает вас за энергичную и преданную работу в Московском Областном Уголовном Розыске отрезом на костюм...».

На самом же бланке в правом верхнем углу напечатан традиционный лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Зато в левом верхнем углу грамоты - сугубо пропагандистский призыв в духе реалий новой эры: «Мало приветствовать решения партии - надо их выполнять!».
Полковник милиции Георгий Фёдорович Тыльнер, удостоенный ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, ордена Красной Звезды и медалей, трижды был награждён боевым оружием за успехи в борьбе с бандитизмом и имел более 25 благодарностей за раскрытие вооружённых ограблений и ликвидацию шаек особо опасных преступников. Кроме того, известный московский сыщик в 1936 году был награждён знаком «Почётный работник ВЧК-ОГПУ».

В Музее МУРа вниманию посетителей представлены два наградных документа, связанных с этой легендарной личностью. Один из них датируется 12 ноября 1930 года. На документе проставлена гербовая печать и он завизирован, как и в грамоте младшего надзирателя Филаши-на, двумя должностными лицами: членом Президиума Московского облисполкома и МоссоветаРКиКД, начальником Административного управления Мособлисполкома; начальником Московского областного уголовного розыска. Как сформулировано в указанном втором документе, начальника подразделения оперативников (в Московском областном угрозыске) Георгия Тыльнера в день 13-й годовщины РКМ за успешную работу по борьбе с преступностью наградили боевым оружием системы «Маузер».
особого упоминания заслуживает Грамота НКВД СССР, которой помощник начальника 6-го отделения ОУР Управления РКМ г. Москвы Георгий Тыльнер был отмечен 14 мая 1936 года. В верхней части бланка-реликвии - буквально символичная изобразительная композиция с аббревиатурой «НКВД» и мечом, с доминирующей примечательной деталью в виде нескольких складок знамени, ниспавших почти посередине надписи «ГРАМОТА». Причём за основу при создании этого бланка наградного документа Народного комиссариата внутренних дел СССРбыла взята Грамота ГПУ, разработанная в 1920-е годы.


Во вручённой Г. Тыльнеру Грамоте ведомства, подписанной заместителем народного комиссара внутренних дел Советского Союза комиссаром государственной безопасности 1-го ранга Г. Прокофьевым и начальником отдела кадров НКВД СССР старшим майором государственной безопасности Я. Вейнштоком, содержится хотя и лаконичная, но при этом по сути исчерпывающая информация:«Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР НАГРАЖДАЕТ Вас ЗОЛОТЫМИ ЧАСАМИ с надписью: «ЗА ЧЕТКУЮ РАБОТУ от НКВД СССР».

СПРАВКА: Приказ НКВД № 70 от 28-го февраля 1936 г.».

По тому же приказу наркомата наградной подарок, фотоаппарат «ФЭД», получил коллега Тыльнера - помощник начальника 7-го отделения ОУР УРКМ г. Москвы В.А. Казьмин. В соответствии же с другим приказом НКВД СССР (№ 196 от 3 июня того же года), начальник 4-го отделения командного отдела УРКМ В.И. Агурейкин стал обладателем часов с надписью: «За образцовое обслуживание ПЕРВОМАЙСКОГО ПАРАДА и ДЕМОНСТРАЦИИ в 1936 г.».


Отличается своеобразием художественно-композиционное решение окантовки грамоты, в нижней части которой серп и молот изображены в необычном ракурсе. Такую грамоту 10 ноября 1932 года, «в ознаменование дня XV годовщины существования Р.-К. Милиции», и в придачу серебряный портсигар получил сотрудник МУРа В.Б. Бодров.

В Грамоте МРКМ (Московская рабоче-крестьянская милиция) на имя С.И. Попова, подписанной начальником УРКМ столицы в 1933 году, констатируется:
«Отмечая вашу преданность делу социалистического строительства, проявленную на службе Рабоче-Крестьянской Милиции г. Москвы награждаю Вас в день XVI годовщины РКМ портсигаром надеюсь, что и в дальнейшем вы будете примерным исполнителем заданий партии и правительства по охране социалистической собственности и революционного порядка в красной столице».


В аналогичной грамоте - она экспонируется в Музее истории органов внутренних дел города Москвы - указано, что также в связи с XVI годовщиной РКМ начальник паспортного стола отдела речной милиции И.Ф. Павлов награждён часами.

Добросовестный сотрудник 9-го дивизиона ведомственной милиции города Москвы В.З. Бобринский тогда же, в тридцать третьем, в связи с празднованием 16-й годовщины Октябрьской революции и РКМ был награждён грамотой и деньгами в сумме 100 рублей. Так командование подразделения отметило подчинённого за «показательную работу в [...] милиции по охране социалистических предприятий».

Сотруднику отдела связи Управления рабоче-крестьянской милиции города Москвы А.С. Никитину решением так называемого треугольника (в него входили руководитель подразделения, секретарь первичной партийной организации и председатель профсоюза) от 5 мая 1934 года было присвоено звание ударника, что зафиксировано в оформленной на имя трудолюбивого специалиста грамоте:

«...Ты дал образцовые показатели в выполнении возложенного на тебя задания в общегаражном конкурсе март апрель 34 г. и достиг лучших показателей.

НАГРАЖДАЯ ТЕБЯ ПОЧЕТНЫМ ЗВАНИЕМ УДАРНИКА треугольник отд. связи УРКМ выражает твердую уверенность в том, что подавая личный пример трудового героизма, ты и в дальнейшем останешься в первых рядах славных бойцов-строителей первого в мире социалистического государства».

В напоминающей выписку из приказа грамоте, которую получил инспектор подразделения РУД УРКМ столицы И.Б. Белянинов, содержится информация о видах морального и материального поощрения сотрудника:


«Командование отдельного дивизиона регулирования уличного движения управления Р.К. милиции г. Москвы в день 1-й годовщины существования Дивизиона награждает Вас за инициативу и дисциплинированность в рядах Дивизиона этой грамотой и пальто гражданского образца и надеется, что и в будущем Ваша плодотворная работа будет направлена к укреплению завоеваний Октябрьской Революции и защите интересов трудящихся».
Грамоте ОРУД УРКМ города Москвы - в правом верхнем углу бланка приведены слова «вождя народов»: «Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. (Сталин)».

Бесспорно, это весьма любопытный «профильный» наградной эксклюзив, являющийся одним из украшений постоянной экспозиции музея столичных правоохранителей. Грамота, обладателем которой был командир взвода 2-го дивизиона 6-го отряда регулирования уличного движения В. Чибесов, подтверждает получение им подарка-награды:

«Отдел РУД Управления РК М-ции [Милиции] г. Москвы в день 15-летия существования РК Милиции Награждает Вас за примерную службу на работе в РК М-ции портсигаром и надеется, что впредь Ваша работа в органах Р.К. М-ции будет также [так же] плодотворна и направлена к защите завоеваний Октябрьской Революции, интересов пролетариата и трудящихся СССР, на охрану социалистической собственности, укрепление революционной законности претворения в жизнь лозунга о превращении города Москвы в образцовую пролетарскую столицу».

Музей на московской улице Сретенке собрал и некоторые другие оригинальные грамоты мирного - предвоенного - времени, изготовленные с художественным вкусом и представляющие определённую коллекционную ценность. Есть среди них заполненный на имя Ф.Д. Фердмана бланк документа с официальным названием «Почётная грамота», которой командование и профсоюзная комиссия УРКМ г. Москвы 26 февраля 1934 года наградили столичного сотрудника «за активную, ударную работу по Конкурсу-Походу имени XVII-го Партсъезда».
Еще одна интересная грамота была выписана милицейским руководителем районного уровня (начальник управления) уполномоченному оперативной части 17-го отделения РКМ столицы Цейтухину:

«Управление РК Милиции Дзержинского района города Москвы награждает вас грамотой за активное и добросовестное отношение к общественной организации «Бригадмила» [бригада содействия милиции] вашего отделения за 1935 год в период Всесоюзного конкурса эстафеты и надеется, что и в дальнейшем вы не ослабите своей работы, а будете еще больше добиваться хорошей постановки работы, чтобы сделать «Бригадмил» образцовой организацией по городу Москве».

В бланке данного образца на фоне названия «СССР» несколько непривычно смотрится слово «Грамота», а слева на вьющейся красной ленте читается сверху вниз надпись: «Мы строим социализм за свой собственный пролетарский счет».

ГАИ, милиция, уголовный розыск, награды, ГУ МВД России по г. Москве, история, МУР

Previous post Next post
Up