В Коммерсанте вышла статья.....Масштабная реформа процедуры регистрации автомобилей в ГИБДД коснется миллионов российских водителей. Среди запланированных МВД нововведений - получение номеров и СТС при покупке новой машины у автодилеров, возможность выбрать сочетание цифр и букв в госномере, а также упрощение регистрации проблемных машин, у которых коррозией съедены идентификационные номера. Эти нормы заложены в новой редакции проекта закона «О государственной регистрации транспортных средств», которая должна в скором времени поступить в Госдуму.
Проект этого закона был внесен в Госдуму еще четыре года назад сенатором бывшим начальником ГАИ России Владимиром Федоровым (в октябре 2016 года прекратил работать в Совете федерации). В конце 2013 года документ был принят в первом чтении, после чего дорабатывался усилиями МВД и экспертов. По итогам согласований ведомством подготовлен пакет поправок к законопроекту, он внесен в правительство и теперь должен поступить в Госдуму, где пройдет второе чтение.
Коммерсанту удалось ознакомиться с текстом документа. Центральное нововведение - возможность получить номера на новый автомобиль прямо в автосалоне. Сейчас, напомним, покупатель машины либо сам направляется в ГИБДД на новой машине, либо оформляет доверенность на сотрудников салона для представления интересов владельца в подразделении. Предлагается иная схема: сотрудники автосалона дистанционно передают ГИБДД данные, Госавтоинспекция в электронном виде проводит регистрацию, после чего менеджеру остается лишь забрать СТС из подразделения, напечатать номера (соответствующее оборудование должно быть у дилера) и отдать владельцу. Юрлица, предоставляющие такую услугу, должны будут зарегистрироваться в специальном реестре МВД. Услуга по регистрации машины будет платной, но предельные тарифы установит ФАС.
Другое нововведение касается номеров. Впервые на законодательном уровне вводится два термина: «государственный регистрационный знак» (собственно металлическая пластина) и «государственный регистрационный номер» (набор цифр и букв, присваиваемых автомобилю). У граждан будет право выбора номера, написано в законопроекте, но не конкретизируется, каким образом,- порядок определит правительство РФ. Отметим, что еще в 2010 году Владимир Путин давал поручение разработать порядок проведения аукционов по торговле номерами, вероятно, этот документ в развитие закона и будет разработан. Если водителю номер не понравится, он может написать заявление в ГИБДД и получить новую комбинацию цифр-букв, заплатив госпошлину. Сейчас стоимость регистрации, напомним, составляет 2,8 тыс. руб., из них 2 тыс.- оплата номеров, 500 руб.- СТС и 350 руб.- внесение изменения в ПТС. Будет ли меняться сумма, пока не ясно: с одной стороны, для граждан, конечно, удобнее платить меньше, с другой - регистрационные действия, по данным “Ъ”, приносят в федеральный бюджет порядка 25 млрд руб. ежегодно.
Еще одно новшество предполагает упрощение оборота автомобилей, у которых сгнил или покрылся ржавчиной идентификационный номер (на кузове или на раме). Сейчас каждый раз при регистрации проблемной машины ее владелец обязан проходить экспертизу у эксперта-криминалиста, что вызывает определенные неудобства и занимает много времени. В документе предполагается, что машина с нечитаемым номером проходит экспертизу лишь один раз, после чего на нее наносится дополнительная маркировка с идентификационным номером, что автоматически освобождает всех последующих собственников от проблем. Отметим, что технология нанесения допмаркировки в специальных лабораториях сегодня уже применяется в случаях, когда автовладелец хочет зарегистрировать машину, существующую в единственном экземпляре, у которой вообще нет номеров на агрегатах.
Вводится государственный контроль в отношении фирм, которые изготавливают номера. Сейчас они получают специальное разрешение в МВД, поскольку занимаются изготовлением спецпродукции с уровнями защиты. Теперь компаниям предписано выполнять ряд дополнительных требований (иметь спецоборудование, условия для хранения номеров, систему учета продукции и т. д.), после чего их включат в специальный реестр. Скорее всего, будет введено тарифное регулирование деятельности таких фирм. Сейчас изготовить дубликат номеров стоит 1-1,5 тыс. руб.
За последние несколько лет Госавтоинспекция провела ряд важных реформ в области регистрации автомобилей, что привело к существенному упрощению покупки и продажи машин. В октябре 2013 года вступил в силу приказ МВД, по сути, отменивший процедуру снятия машины с учета. Кроме того, было разрешено делать дубликаты номеров без согласования с ГИБДД, что позволило избавиться от злоумышленников, ворующих номера. Десятого июля вступил в силу приказ МВД, позволивший гражданам ставить на учет машины с нечитаемыми из-за коррозии номерами на раме или кузове. Внедрение электронной очереди и упрощение ряда процедур теперь позволяют поставить машину на учет за один-два часа, а не за день, как это было десять лет назад.
Опрошенные эксперты в целом положительно отзываются о законопроекте. «Для клиентов предлагаемая схема является удобной,- говорит президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” Олег Мосеев.- Многие хотят уезжать из автосалона с номерами, а не тратить полдня на посещение ГИБДД. А с учетом введения в следующем году электронного ПТС вся эта процедура вообще упростится». По его словам, заложенные в законопроекте нововведения обсуждались на встречах с ГИБДД. «Ставился вопрос, как правильно наладить коммуникацию с ГИБДД: предлагалась довольно сложная система с верификацией, электронной подписью,- говорит господин Мосеев.- Но нам обещали этот вопрос доработать». «О стоимости новой услуги пока говорить рано,- добавляет гендиректор “АвтоСпецЦентра KIA Каширка” Сергей Ворновский.- Но она будет выше той же самой услуги в ГИБДД. Как минимум в эту сумму будут включены расходы автодилеров на оборудование для проверки и внесения в базу представленной информации. Сейчас в офисах дилеры предлагают регистрацию по доверенности ценой от 6 тыс. руб.».
Бывший начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД России автор регистрационной реформы 2013 года Борис Ионов назвал документ концептуально правильным и выверенным. Самым революционным нововведением он называет регистрацию автомобиля в салоне, это позволит сократить число людей в подразделениях (9 млн регистрационных действий совершается ежегодно в ГИБДД, из них 1-1,5 млн - это регистрация новых автомобилей). При этом, говорит господин Ионов, законопроект можно было сделать шире, например, прописав особый порядок регистрации классических, ретро- и спортивных автомобилей.