Специальная техника времен Холодной войны-2

Jun 26, 2017 20:52

Специальный фотоаппарат "ЗОЛА"








В середине 70-х годов советские специальные службы, такие как КГБ, ГРУ и МВД, получили новый фотоаппарат для конспиративный (негласной) фотосъемки. Это изделие не было полностью новой разработкой и являлось модернизацией фотоаппарата "ЦИНИЯ", модели уже известной и популярной среди оперативно-технических сотрудников. Новая камера "ЗОЛА" (Изделие "Зола") стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. Это было огромным шагом вперед в сфере использования специальной фототехники, поскольку сотрудники, производя конспиративную фотосъемку в ходе мероприятия, часто не успевали менять значение диафрагмы объектива или выдержки затвора в условиях резко изменяющейся освещенности, когда объект фотосъемки заходил, например, в метро, или с солнечной стороны улицы переходил на затемненную её сторону. Новый аппарат "ЗОЛА" позволял не беспокоиться о выдержке, которая могла автоматически меняться электронной схемой с фоторезистором в качестве датчика освещенности.

Портативная копировальная фотокамера "Заслон"




Фотокамера "Заслон" была разработана в 70-х годах как специальное портативное фотоустройство для быстрого, конспиративного копирования небольших по размеру документов, таких как паспорта, удостоверения личности, военные билеты, а также полутоновые фотографии размерами не более 4 х 6 см. Особенно большая необходимость в использовании такой фототехники была у сотрудников таможни и офицеров пограничной службы, которым часто требовалось быстрое и незаметное копирование документов и фотографий людей, пересекающих границу и представляющих оперативный интерес.
Разведка и контрразведка также часто испытывала необходимость в быстрой и конспиративной съемке небольших документов, паспортов, справок и фотографий людей. Такое фотокопирование можно было проводить в любом месте - в поезде, в туалете, под столом, имитируя поиск документа. "Заслон" имел встроенный осветитель, который позволял делать качественные фотоснимки в любых условиях съемки.
Процесс копирования занимал буквально секунды - снималась внешняя крышка и нажатием на боковые кнопки открывался осветитель. "Заслон" ставился на документ или фотографию и производилась съемка. На все уходило 5 - 10 секунд.

спецфотокамера Уфа






По имеющейся сегодня информации, "УФА" была одной из первых советских камер, специально сконструированных для решения спецзадач. Точная дата создания камеры неизвестна, однако эксперты сходятся во мнении, что началом выпуска можно считать 1950-е годы.

Модифицированный фотоаппарат ФЭД




Фотомодели "Пальто" и "Дамская сумка" для аппарата ФЭД, 1940-е гг.

В военный и послевоенный периоды (до 1948 г.) советская фото промышленность не выпускала каких-либо специальных фотоаппаратов, полностью пригодных для проведения негласной фотосъемки. В связи с этим оперативные сотрудники органов государственной безопасности и внутренних дел использовали модифицированные фотоаппараты ФЭД довоенного производства, оборудованные специальным дополнительным пружинным механизмом взвода затвора и перемотки фотопленки.По свидетельству ветеранов госбезопасности, модифицированные аппараты ФЭД давали высококачественные снимки в самых разнообразных условиях оперативных мероприятий с различными типами фотопленок, поскольку съемка производилась высококачественным аппаратом на полный кадр 24 х 36 мм фотопленки и с использованием специальной, высококачественной оптики. Однако большие габариты и вес такой фототехники не позволяли активно применять её повсеместно, особенно в летний период, когда возможности камуфлирования под одеждой были существенно ограничены.

Фотоаппарат "Аякс-8"
В 1945 году по личному указанию руководства в системе госбезопасности создаётся первое самостоятельное подразделение для конструирования и производства специальной фототехники, впоследствии выросшее до размеров большой специализированной лаборатории, вошедшей в состав Оперативно-технического управления КГБ СССР. Именно в стенах этого уникального подразделения и был создан в 1948 г. опытный образец первого советского специального фотоаппарата "Аякс-8".


Несмотря на высокую конспиративность фотосъемки через "прикрытия", аппарат имел существенный недостаток - значительные усилия взвода и спуска кнопки затвора, а также довольно высокий шум в моменты фотографирования, что могло влиять на скрытность оперативных мероприятий.В 1949 году на вооружение МГБ поступает фотоаппарат "Аякс-9", существенно отличавшийся в лучшую сторону от предыдущей модели. Новая камера имела значительно более совершенный механизм взвода внутренней пружины, сходный с немецкой камерой ROBOT.В 1950 г. стараниями разработчиков и конструкторов появляется новая модель "Аякс-10".


"Аякс-10" с механизмом дистанционного управления прикрытия "Пуговица"
В 1952 г. Красногорский завод начал серийный выпуск специальных фотоаппаратов "Аякс-12", которые получили заводской индекс Ф-21 и серийный номер, первые цифры которого на некоторых сериях фотоаппаратов указывали на год изготовления. Никаких фирменных знаков завода-изготовителя или клейм на фотоаппарат, как и на всю специальную продукцию для МГБ и затем для КГБ, не ставилось. Только в 1989 году коммерческая версия "Аякса-12", получившая название "ZENIT MF-1", имела на передней панели фирменное заводское клеймо, поскольку эта модель предназначалась для продажи на потребительском рынке


Фотомодели "Ремень" и "Пальто"
Одним из первых прикрытий к моделям "Аякс" были черная пуговица к пальто, теплой куртке или к пиджаку. Летом также использовалась специальная пряжка с брючным ремнем, состоявшая из двух изделий:
а) пояс-бандаж, сшитый из мягкой ткани с карманом для фотоаппарата и отверстием под объектив;
б) ременная пряжка с полупрозрачным зеркалом и с насадочным кольцом для крепления объектива "Аякса". Позднее вместо зеркальной пряжки стали использовать пряжку-решетку различной конфигурации.

Прикрытия "Ремень" надевалось следующим образом: вначале сотрудник надевал на голое тело пояс-бандаж и плотно застегивал пряжки на спине. Затем в кармана пояса устанавливался "Аякс" таким образом, чтобы его объектив выступал наружу. Через отверстие в бандаже выводился фототросик, который навинчивался на спусковую кнопку фотоаппарата. В рубашке и брюках прорезались отверстия для объектива. Надев брюки, сотрудник одевал пряжку на объектив, пропуская половинки ремня через шлевки брюк и застегивал их сзади или сбоку. Спусковой фототросик выводился в карман брюк. Рубашка и брюки сотрудника должны были выглядеть аккуратно, не иметь небрежного вида и морщин. Ничто не должны было сковывать движения сотрудника. Как правило, прикрытие "Ремень" использовал сотрудник, который не имел избыточного веса и большого живота. Галстук часто завязывался так, чтобы его нижний конец немного закрывал пряжку. При фотографировании сотрудник немного откидывался назад, галстук слегка поднимался и производилась фотосъемка.

Перед "боевыми" съемками сотрудник в обязательном порядке проходил основательный курс подготовки и тренировки для приобретения устойчивых навыков съемки. Наиболее частой ошибкой была неточная наводка на объект по высоте, в результате чего на фотоснимке не было полного объекта, а только ноги, колеса автомашины и пр.

По свидетельству ветеранов, наиболее используемыми "фотомоделями" были пальто и пиджак, которые позволяли точно наводить фотоаппарат на объект съемки. Длительная практика использования "Аякса" давала возможность производить качественную фотосъемку даже в метро, при пониженной или просто плохой освещенности.

Микрофотокамера "Зодчий"




В начале 80-х годов был создан микро-миниатюрный фотоаппарат "Зодчий", который по праву считается одним из лучших советских специальных фотоаппаратов второй половины ХХ века. Разработанный под стандартную "миноксовскую" кассету, "Зодчий" представлял собой новую конструкцию, предназначенную, в первую очередь, для фотосъемки документов формата А4 на тонкую и сверхтонкую фотопленку.

фотокамера "Точка-58"





В конце 50-х годов советские конструкторы смогли усовершенствовать всемирно известный латвийско-немецкий фотоаппарат "Минокс", долгое время считавшийся наиболее оптимальным в этом классе фототехники по соотношению таких параметров, как габариты, качество и надежность. В 1958 году был создан уникальный прототип "Минокса с заводным пружинным механизмом транспортировки пленки и взвода затвора, получивший довольно странное название "Точка-58".
Предназначенный для скрытого фотографирования людей и их действий на расстоянии 1,5 - 3 метра, фотоаппарат "Точка-58" крепился под одеждой сотрудника, на верхней части туловища с помощью резиновых лямок. Фотографирование производилось через специальную прозрачную галстучную булавку, через отверстие, которое насквозь пробивалось в галстуке из плотного материала, делая пригодным красивый галстук только для "темных дел". Визирование фотоаппарата на объект съемки производилось "вслепую" и потому требовалась хорошая предварительная тренировка для получения нужных фотоснимков. Кроме "галстука" для "Точки-58" изготавливались и другие "фото прикрытия", в том числе бытовые носимые предметы, такие как радиоприемники, сумочки для документов и даже футляры для очков. Оперативные службы с большой активностью начали применять новую фотокамеру, разработку и серийное производство которой в конце 50-х годов можно с уверенностью назвать значительным достижением советских конструкторов и производственников. Фотокамера "Точка-58" по своим техническим параметрам, надежности, простоте подготовки и использования могла успешно конкурировать с мировыми образцами специальной фототехники послевоенных лет.

Фотокамера прокатки "Алыча"




В 50-ых годах был разработан и выпущен один из самых оригинальных советских фотоаппаратов "Алыча" для копирования документов методом контактного сканирования или оптической развертки по кадру - именно так именовалась в те годы такая схема фотографирования. Конструкция "Алычи" была настолько оригинальной, что умещалась целиком в небольшой записной книжке стандартного образца, которая находясь на письменном столе или в кармане пиджака не вызывала никаких подозрений у окружающих.
Оказавшись в поле зрения западных специалистов после очередного шпионского скандала, "Алыча" произвела настоящую сенсацию. До сих пор у фото профессионалов-ветеранов гуляет еще никем не опровергнутая легенда о том, что фирма "Ксерокс" скопировала с "Алычи" принцип сканирования для использования его в первых образцах своих всемирно известных копировальных машин.

Копировальная установка С-75




В середине 60-ых годов Красногорский завод начал серийное производство специального портативного копировального устройства С-75 на базе известного аппарата "Зоркий-4". "С-75" разбирался на отдельные узлы, что давало возможность носить всю установку не только в небольшом портфеле, но даже и под одеждой, не привлекая внимание окружающих.Установка "С-75" использовалась не только для копирования документов и фотографий. По специальным заданиям руководства КГБ с помощью "С-75" фотографировались надписи и рисунки антисоветского содержания на стенах и мебели с целью последующей идентификации авторов.

микрофотокамера "Т-100"






Фотокамера "Т-100" оказалась настоящим "спец-шедевром". Использовалась разведкой США. В ней, в частности, использовался крохотный объектив, собранный под микроскопом из 8 различных элементов. Оригинальной была и фото кассета, которую можно было передавать через тайник. Внутри кассеты находилась уникальная фотопленка толщиной в несколько микрон и к тому же с высокой чувствительностью. В 1970-е гг. ЦРУ опять удивило конструкторов специальной фототехники, разместив свой уже известный Т-100 внутри электронных часов "SEIKO". Основные компоненты "Т-100" остались прежними, но узел объектива пришлось изменить.
Это камуфляж оказался самым удобным для использования, поскольку наручные часы должны быть всегда под рукой. Это позволяло агенту использовать такой фотоаппарат в особо закрытых зонах, таких как шифровальные отделы и специальные комнаты для ознакомления с особо важными и секретными материалами.

микро фотокамера "Звук"


Практически одновременно с американцами конструкторы НИЛ-11 создают в начале 1970-х гг. микро фотокамеру "Звук" в губной помаде, с помощью которой дамы-агенты ШТАЗИ фотографировали самые секретные материалы НАТО и спецслужб Европы для передачи разведкам МГБ ГДР и КГБ.

Микро фотокамера "VENUS"


Разведка ШТАЗИ во главе с генералом Маркусом Вольфом активно использовала фотоаппарат собственного производства "Venus". Эта техника до сих пор является одной лучших в мире микро фотокамер для копирования секретных документов. "Venus" старательно применял знаменитый агент "Топаз" для съемки секретных материалов НАТО, где он долгое время работал. Весьма оригинальным был и контейнер "Электробритва" для тайного хранения аппарата "Venus-Z", который затем был оснащен системой из двух лампочек для точной установки дистанции фотосъемки.

микрокамера "Арника"




Другой интересный пример специальной фототехники ШТАЗИ - первая советская микрокамера "Арника", которую великолепно модернизировали специалисты Оперативно-Технического Сектора (ОТС) ШТАЗИ. Один агент фотографировал особо важные материалы, используя необычный камуфляж - красивый дамский носовой платок, изображенный на фотоснимке. Платок уже потемнел от времени, находясь в музее, как пример партнерского сотрудничества между техниками МГБ ГДР и КГБ СССР.
Оперативно-технические сотрудники ШТАЗИ иногда проявляли необычную инициативу, женщины из подразделения наружного наблюдения обязались освоить новый оперативный камуфляж "Фото-лифчик". Это была смелая инициатива, поскольку другие спецслужбы не использовали дамское нижнее бельё для камуфлирования спецтехники. Однако изобретатели из ОТС МГБ пошли дальше, точнее вглубь, в женское бельё, проявив свой талант, и быстро сделали манекен со специальным "прикрытием" для обучения молодых девушек из "наружки" ШТАЗИ.

Фотокамера "HFK" Кинокамера "Baulieu-R16"




Эти необычные фото- и киноаппараты ШТАЗИ были рассчитаны на съемку в полной темноте, при освещении комнаты инфракрасными прожекторами, и применялись для тайного фиксирования на пленку всего происходящего через стены и даже потолочные перекрытия зданий.

СССР, США, Германия, спецтехника, история, разведка, спецслужбы

Previous post Next post
Up