В
прошлом отчёте я так увлёкся критикой Гоенки вообще и буддизма в частности, что могло сложиться впечатление: недовольство лекциями и есть основной результат «моей» випассаны. К счастью, это не так. Я сейчас тут попробую наформулировать про другое, но совсем коротко, намётками, потому что на самом деле бОльшая часть важного просто не формулируется. По определению, ткскзть.
Начнём с того, что мне, видимо, повезло. В том смысле, что две основные практики - медитация анапана и медитация випассана, наблюдение дыхания и наблюдение ощущений на теле - близки к тому, чем я занимаюсь сам, что открыл отчасти интуитивно, отчасти под влиянием разного чтения по теме. После прохождения курса, хотя я и не собираюсь практиковать точь-в-точь те техники, которые давались в течение 10 дней, однако мои собственные техники оказались обогащены новыми эффективными элементами.
Но речь даже не о том. Речь о том, что у меня было 10 дней, когда нужно было только молчать, ничего не делать (делать было практически нечего, даже «площадка для гуляния» была размером с небольшой плац, сон практически пропал на 5-й день), и медитировать. При этом, медитации было 10 часов, она была жёстко задана режимно (т.е. конечно, можно взять «2 часа медитации в комнате» и проспать их, но нах я тогда вообще туда ехал?) и жёстко задано «что делать». Более того, это «что делать», по ощущениям, было очень чистым, наблюдение только себя, «реальности в рамках собственного тела», никаких мантр, визуализации и т.п.
Главный, наверное, результат - колоссальное обострение всех ощущений, причём как в прямом смысле (на теле), так и в косвенном (при практически полном отсутствии муз.слуха и неразборчивости в музыке, после получения обратно любимого плеера я в старых знакомых мелодиях стал внезапно слышать каждый инструмент, все изменения мелодических ходов, и мне это стало дико интересно), и в «метафизическом» (ощущение взаимодействия с миром, ощущение, как и куда двигаться, ощущение окружающих людей). Это всё не всегда «приятно», но такой цели как бы и не ставилось.
(Вообще, подумалось - практика для меня оказалась «правильной» метафорой, которая очень глубоко вошла в тело и мышление - самостоятельно этого было бы добиться намного тяжелее.)
ЗЫ: И, наконец, даже чудовищные лекции отсюда видятся только лишь поводом для уточнения моего собственного взгляда на мир и себя в нём. А если так - не важно, произошло это во внутреннем согласии с рассказываемыми «истинами и законами природы» или во внутреннем споре с ними - похоже, лекции своей цели таки добились?