Что-то я очень давно ничего не писал про игры. И дело даже не в том что играю я в основном в варкрафт, а в том что собственно игр, про которые хотелось бы написать, почему-то и нет. Последняя (на сегодняшний момент) реинкарнация НФС как-то совсем не зацепила, по моей личной шкале полностью проигрывая двум предыдущим частям во всем кроме графики и количества доступных машинок. А новая версия Ил-2 - Битва за Британию оказалась настолько багованной и кривой что даже не подвигла на покупку нового джоя взамен моему раздолбанному "ветерану"... Чуть лучше дело обстояло в жанре стрелялок - вышел "красивый, но глупый" Кризис-2, быстро заслуживший в народе прозвище "срусис" (мне до сих пор не понятно почему разработчики не стали продолжать интересную и стройную цепь событий из первой части, а наваяли этакое вот невнятное и бессвязное нечто, хотя с "Фар Край 2" у них в свое время вышло абсолютно тоже самое) и совершенно блестящий очередной, уже неизвестно какой по счету, вопль долга - с великолепной графикой, как обычно дурацким, но вполне связным сюжетом и ураганным экшеном. Он был бы всем хорош, если бы не проходился от начала до конца на одном дыхании часа эдак за три-четыре, да и то это время растягивалось из-за уже ставшей стандартной, в контрольных точках, консольной системы охранения в играх, вынуждающей иной раз пробегать одно и тоже десяток раз подряд пока не сработает очередной триггер.
Жанр стратегий выстрелил вобще из главного калибра - вышел Старкрафт 2. Про саму игру я ничего говорить не буду, потому что (фанфары) - я ее даже и не ставил себе. Я просто подумал что при условии до сих пор валяющихся на моем компе (и даже иногда включаемых) Варкрафта 2 и 3, Старкрафта, Диаблы 2 и естественно ВоВ (включаемого очень даже регулярно) еще одну игру от Близзард мой комп уже не переживет. По крайней мере надо еще оставить место для Диабло 3...
Вобщем худо или бедно, но игровая жизнь била последнее время ключем, хоть и не всегда попадая им по голове игрокам. И только жанр РПГ пребывал в благочестивом и спокойном летаргическом сне. Но вот сны закончились и из них снова проступила знакомая фигура белокурого паладина седого мутанта. Геральта из Ривии. Ведьмака. Ведьмака-два...
- Кого я сука вижу!
(здесь и далее цитаты из игры)
События новой игры берут свое начало практически в аккурат вслед за концовкой
первой части. Как вы все конечно помните в концовке был довольно эпичный ролик где некто, по повадкам и стилю тоже явный ведьмак, совершает покушение на короля. Неудачное, к счастью, причем в основном благодаря нашему белоголовому герою. Однако, как быстро выяснится в начале новой игры, не все покушения заканчиваются столь же неудачно. После следующего, на этот раз уже успешного покушения на Фольтеста, главным и по совместительству единственным обвиняемым становится Геральт. И значит наша главная задача - вернуть себе честное имя, а для этого надо всего лишь найти настоящих убийц...
На этом со спойлерами в описании сюжета я и закончу, дабы не лишать вас удовольствия, так как все что я сейчас "выдал" вы и так узнаете просто из пролога игры. Перейдем к более приземленным и житейским вопросам на тему что же в новой игре хорошо а что - не очень.
- Поелику, дорогой читатель, ежели мужчине дать правильное побуждение, особенно в форме
соблазнительной женской задницы, то, следуя за оной он истинное чудо мужества явить может.
Прежде всего перед нами все тот же великолепный образчик классической РПГ. С многочисленными диалогами, которые нельзя ни в коем случае пролистывать не глядя, если мы не хотим полностью потеряться в сюжете. С неоднократными развилками по ходу действий, влияющими на все дальнейшее прохождение. С крайне не однозначными персонажами. Как и в первой части здесь нет ни однозначно хороших, ни, пожалуй, однозначно плохих. У всех есть своим мотивы и побуждения, и только наше дело какие из них считать близкими собственным, а какие - нет. Опять зачастую вполне себе обычные люди оказываются хуже чудовищ, а вполне себе монстрообразные чудища оказываются куда адекватней людей. Вобщем все сложно, запутанно, зачастую непредсказуемо и потому интересно.
- Какие правила?
- Бей как хочешь, лишь бы противник лег.
- Как все сложно...
Ролевая система по сравнению с первой частью претерпела радикальные изменения. Фактически разработчики пришли к старой доброй схеме трех классов - мечник (воин), маг и, в данном случае алхимик. Мечник он и в африке мечник и навыки у него соответствующие. Аналогом магических заклинаний в нашем случае выступают все теже ведьмаковские знаки, ну а алхимия подразумевает создание куда более крутых ведьмаческих элексиров и их последующее использование. По достижении очередных уровней нам дают по одному "таланту" (привет варкрафт!) которые нужно вкладывать в выбранную вами ветку. В принципе вы можете вкладывать таланты хоть во все три (дада, в варкрафте так тоже когда-то было), но в этом случае вы просто не продвинетесь ни по одной из веток дальше середины, так как количество талантов строго ограниченно, а, как вы сами понимаете, все "самое вкусное" оно конечно ближе к концам веток. Естественно, независимо от выбранной ветки вам доступны все специфические возможности ведьмака - умение классно махать мечом, особые знаки и специфические элексиры. Вопрос лишь в том что будет для вас приоритетней и с помощью чего будет удобней/интересней играть. Таким образом мы видим систему реальной прокачки персонажа в выбранном направлении, с возможностью различных вариаций, а не тупое вкладывание полученных очков с простой целью увеличить дамаг от способности Х на Y единиц. Это конечно плюс. Также к плюсам можно отнести то, что при повышении уровня вы можете распределить таланты прям тут же, хоть посреди боя, а не ждать возможности спокойно помедитировать у костра. Кстати, еще один плюс в том, что теперь медитировать вы можете где и когда угодно (ну ессно только не в бою) и вам не нужно бегать по окрестностям в поисках костра. В этом самом режиме вы можете как обычно либо просто убить время, либо пободяжить зелий. Кстати (и это тоже отличие от первой части) полученные зелья теперь можно пить тоже только во время медитации и не более трех штук зараз. Зато и побочные эффекты в виде токсикации больше не нужно снимать с себя специально - они пропадают просто по истечении срока действия выпитых зелий.
- Кроме силы духа всех этих героинь отличала яркая красота, посколько косые, щербатые или рябые обычно не собирают тысячи сторонников.
Графически игра очень хороша, и, хотя и жрет не мало ресурсов, но даже и не на самых навороченных машинах идет вполне себе шустро. Падает в винду очень редко, по крайней мере у меня такое было от силы раза два-три, и примерно столько же раз игра просто повисала намертво, что впрочем лечилось тремя заветными кнопками. Тем не менее не забывайте почаще сохраняться. Кстати о сохранении - игра просто заваливает папку с сейвами своими автосохранениями, кажлое из которых весил по полтора-два метра, так что не забывайте время от времени вычищать ненужное, иначе эти сейвы заполнят все что только можно. Великолепная анимация боев, множество роликов на движке, прекрасные спецэффекты и многое многое другое. Новым стандартом ей конечно не стать, сейчас вобще игроков мало чем можно удивить и тем более поразить, но смотрится все очень здорово. Разработчики учли некоторые собственные ошибки и потому разнообразие моделей неигровых персонажей значительно выросло, причем не в ущерб общему их количеству. Озвучка же так просто класс (я сейчас говорю конечно о русской версии) Отлично подобранные голоса, приятная музыка... Ну а сама по себе локализация превзошла все ожидания. Персонажи общаются и реагируют на события так, как это делали бы по-моему реальные люди в таких ситуациях. Именно поэтому, если вы обладаете утонченно-обостренным чувством прекрасного или у вас есть маленькие дети - не слушайте эту озвучку. Потому что когда в неожиданной ситуации нормальный человек скажет "блядь" - персонаж в игре говорит именно "блядь". Без запикиваний, звездочек и прочего.
- Если я этого хочу все рано или поздно начинают принимать меня за тупого осла
Теперь перейдем к минусам. Их тоже не так мало как хотелось бы. Во-первых из игры исчез курсор мыши. Совсем. Выбор целей или объектов для активации осуществляется путем "наведения" всего персонажа, что очень часто, особенно в случае когда несколько целей/объектов находятся непосредственно рядом друг с другом заметно усложняет жизнь, а иногда и откровенно бесит. Аналогично сильно мешает эта же система автовыбора противника в случаях когда ведьмак, продолжая атаку, автоматом ныряет в гущу врагов, не особо реагируя на попытки игрока оттащить его в сторону, что иногда заканчивается крайне печально. Приспособиться конечно не так уж и сложно, но... Зачем надо было отказываться от типовой и годами отработанной всеми системы обычного целеуказания мышью мне как-то не очень понятно. Во-вторых время от времени в игре здорово переглючивает встроенная система, показывающая на карте задания. Неоднократно сталкивался с ситуацией когда указатель у компаса показывает в одном направлении, значок на карте в другом, а искомое место находится вобще в третьем. Впрочем, и это третий большой минус, в игре довольно сложно заблудится в силу крайней ограниченности локаций. Ограниченности и в смысле небольшого размера и в смысле постоянно возникающих на пути невидимых стен. Увы, но ведьмак, при всей своей ловкости, так и не научился прыгать, и простейшая каменная приступка или деревянный помост полуметровой высоты представляют для него непреодолимую преграду, если в этом месте нет "юзабельной" зоны для преодоления указанного препятствия. Так же не умеет Геральт и плавать, а потому любой ручеек глубиной чуть выше колена так же непроходим. Если честно после абсолютной свободы во всевозможных Обливионах, Фоллаутах и уж тем более Варкрафте это напрягает. Как и то что передвигаться можно только пешком, а квесты типа "сходи раз пять подряд туда и обратно через полкарты" встречаются не раз и не два.
- Геральт, она сейчас будет рожать! У нее воды отошли!
- Ептыть...
В-четвертых сами квесты. Понятное дело, игра называется "Ведьмак 2: Убийцы королей" что как бы ненавязчиво намекает что основной сюжет игры довольно тесно связан именно с делами людскими. Но мы все же играем за ведьмака, профессионального охотника на чудовищ. А вот собственно с чудовищами в игре как-то не очень. Если в первой главе нас ждет хотя бы несколько контрактов на чудищ, включая довольно мудреный и многоступенчатый квест с эпической дракой в финале, то дальше становится все хуже. Практически время от времени встречающиеся монстрики (именно монстрики, так как всякая мелочь навроде утопцев и подобной шелупони до гордого звания монстров не дотягивает) выступают лишь в роли небольшой помехи время от времени и источника реагентов для алхимии. Скажем прямо - стальной меч обнажать приходится в разы чаще, а в финальной третьей главе, получив самый крутой из возможных ведьмачий меч, главному герою удается применить его фактически один раз, перед самым финалом... Варианта как в первой части, когда помимо квестовых присутствовали еще и "самостоятельные" монстры, за которых можно было получить отдельные неплохие награды, нет совсем.
Встроенные миниигры, типа боксерских состязаний и игры в кости остались на месте, хотя бокс теперь сводится к дикой консольноподобной "забаве" выражающейся в правильном и быстром нажатии загорающихся на экране кнопок. Удовольствия от этого особого нет, равно как нет и своеобразного подпольного чемпионата, получавшего в первой части продолжение в каждой новой главе.
- По крайней мере я умру держа руку на прекрасной женской попке
- Не сегодня
Так понравившиеся всем (ну, почти всем) любовные похождения и пьянки ведьмака тоже изменились не в лучшую сторону. Нет, они не исчезли совсем. И даже с графической точки зрения теперь выполнены скорее совсем в стиле мягкого порно, но их стало значительно меньше и теперь собственно они и сводятся к лицезрению минутного ролика на экране. Даже дурацкой картинки на память в досье не остается. Сюжетно они тоже бессмысленны так что теперь заморачиваться в поисках подобных приключений даже с точки зрения коллекционирования смысла особого нет. То же и с пьянством. Вызвать кого-то на своеобразное состязание, набухаться в хлам и получить новые опции в разговоре, в итоге выйдя на какие-то новые варианты выполнения тех или иных квестов, а то и просто на какие-то необычные вещи теперь просто нельзя. Пьянство встречается крайне изредка и выполняет чисто декоративную функцию.
- Ежели же оной задницы нет, борец за свободу быстро вспоминает о жатве, собственной бабе и баклажке самогону, припрятанной в хлеву
Ну и наконец главный минус. Игра чудовищно коротка. Да, фактически там есть куча развилок увеличивающих реиграбельность игры. Причем определенные меняют игру просто радикально, давая нам возможность не просто альтернативной концовки а совсем другие главы. Но в любом случае этих глав всего три. И, особенно если не очень отвлекаться на вспомогательные квесты, прохождение основной цепочки займет от силы несколько вечеров, что для игры, выхода которой ждали несколько лет по-моему просто недопустимо. Да она по прежнему захватывающая и от нее трудно оторваться. Да, несмотря на мелкие неудобства и заморочки ты погружаешься в этот мир. Да, интересно следить за развитием сюжета, узнавать старых знакомых или открывать для себя новые лица. Да, приятно сознавать что это явно не финал и впереди нас ждет еще множество приключений. потому что авторы, ответив на многие вопросы, поставили перед игроком еще больше новых, ответы на которые еще только предстоит искать. Но всего этого непозволительно мало!
- Этож, етить, поэзия!
И все таки, несмотря на все минусы, игра проходится просто на одном дыхании, оставляя только желание поскорее увидеть продолжение, которое скорее всего опять придется ждать года три. Если вы любите РПГ - пропустить эту игру просто непростительно. Аналогичных, сравнимых по качеству, проектов я лично просто не вижу, да и в обозримом будущем ничего подобного явно не наблюдается. А жаль...